Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Умение управлять своей душой святые отцы называли наукой из наук и высшей премудростью. «Любовь к мудрости» — так переводится греческое слово «философия». Что же такое «философия духа»? Что входит в эту «научную дисциплину»? Борьба со страстями, стяжание не рассеиваемого внимания и молитвы, исцеление души и обожение всего человека — вот чему учат нас святые отцы и подвижники, сами деятельно проходившие эту науку. Их избранные аскетические сочинения составили душеспасительный сборник - «Добротолюбие», который на протяжении многих веков является главным и первейшим наставником в созерцательной духовной жизни каждого христианина. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая рассматривает «Философию духа отцов «Добротолюбия»». Она вышла в издательстве Сибирская Благозвонница и находится сегодня на нашей книжной полке.
***
Эта книга известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, недавно почившего архимандрита Троице-Сергиевой лавры отца Наума (Байбородина), о внутреннем аскетическом делании христианина и достижении на этом пути духовного совершенства. В книге собраны советы святых отцов, творения которых составляют «Добротолюбие» - преподобных Антония Великого, Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского и других подвижников. Наставления святых отцов касаются вопросов, которые заинтересуют всех, кто старается вести духовную брань ради своей души и победить в ней.
Как отмечают издатели, архимандрит Наум учил, что всякий человек для своего спасения должен пройти путь очищения и освящения — через исполнение заповедей, пост и воздержание, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву и достойное причащение Святых Христовых Таин. Архимандрит Наум говорил, что нужно не только оставить страсти и избегать явных грехов, но и умом, мыслями соблюдать себя в святости, отгоняя греховные, нечистые и суетные помыслы и непрестанно вознося к Богу молитву Иисусову. Как нам нужно этим правильно заниматься и какие на этом пути нас ждут трудности, нам и рассказали подробно святые отцы 4-15 веков. Их аскетические поучения в 18 веке были собраны прп. Никодимом Святогорцем и свт. Макарием Коринфским в объемный сборник «Добротолюбие». На славянский язык его перевел прп. Паисий Величковский, а на современный русский язык - свт. Феофан Затворник.
Ценность книги отца Наума, по мнению издателей заключается в том, что он, как всякий подлинно православный подвижник и учитель, не стремился в своих поучениях «говорить от себя», но основывался на предшествующей многовековой святоотеческой традиции, воспроизводя ее не механически, но пропуская через свой многолетний высокий духовный опыт. Поэтому данная книга о. Наума представляет собой как бы краткую авторскую комментированную выборку всего самого важного и нужного, что необходимо, как он считал, знать современному человеку о деле стяжания духовной жизни. Можно сказать, что это своего рода «Добротолюбие» из «Добротолюбия».
Рассмотрим наставления святых отцов, которые составили эту книгу. Первым делом отец Наум предлагает нам учение преподобного Антония Великого, который говорит, что Всеблагий Бог в Совете Своем положил обожить человека. Истинно словесным человеком святой отец называет лишь того, кто повинуется и угождает Богу. По его мысли, человек должен стяжать добродетели, а стяжания имений и богатства вовсе не желать. Бог сделал душу свободной и самовластной в делании добра или зла. Душа состраждет телу, тело же не сострадает душе, но пребывает само по себе, особо, оставаясь позади души, страждущей болезненными помышлениями неведения, гордыни, неверия, ненависти, зависти, гнева, нерадения, тщеславия. Жизнь — это соединение ума, души и тела.
По словам прп. Антония, «ум — дар Божий, спасающий душу. Ум боголюбивый советует душе не искать временное, вещественное, тленное, но возлюбить вечное и нетленное благо. Боголюбивый ум спасает душу и тело — всего человека. Душа в теле, в душе ум, в уме слово. Бог сотворил человека самовластным, и человек, если хочет, может угождать Ему. Слово — служитель ума. Что хочет ум, то и слово вещает. Ум — душевное зрение. Ум все видит. Глаза видят лишь видимое, ум же и невидимое постигает. Боголюбивый ум — это свет души, и имеющий его сердцем просветится и узрит Бога умом своим. … Благочестие — это творение воли Божией, а это и есть ведение Бога. Ум в чистой и боголюбивой душе зрит Бога и Промысл Божий. И только с человеком, единственным словесным животным, беседует Бог».
Так говорит прп. Антоний Великий, а продолжает его размышления учение преподобного Марка Подвижника, отмечает: Бог — начало всякого блага и закон Его духовен. Столп веры для нас — Христос. В молитве надо призывать Христа Бога и хранить ум. По примеру слепого, следует приближаться к Богу и призывать Его. Молитва, учит прп. Марк Подвижник, - это мать добродетели, она соединяет нас со Христом. Величайшая же из добродетелей — терпеть находящее и любить ближнего, ненавидящего тебя. И любовь, и терпение скорбей являются добродетелями. И покаяние, - говорит святой отец, - постоянно должно быть. Ум может входить в естественное состояние, лишь когда осознает себя виновным. Противоестественно для него забывать правду Божию и обижать другого человека, бороться с ним. Выше же естественного своего состояния он становится, когда обретает плоды Святого Духа: любовь, радость и мир».
Рассматривая творения преподобного Симеона Нового Богослова, архимандрит Наум отмечает, что этот святой отец просиял великой добродетелью, и премудростью, и Божественным разумом. Он учил о том, что вера заключается в том, чтобы ради Христа за заповедь Его умереть, и эта смерть, или успение, есть начало новой жизни. Вера во Христа, Истинного Бога, рождает желание добра и разумение немощи нашей и прогоняет страх мучений в час исхода. По словам преподобного отца, «в Божественном Писании можно видеть силу и разум. Бог от человека ничего не требует, но только чтобы ему не согрешать; это и есть хранение горнего достоинства. Пребывать нужно в страхе Божием. Хорошо каждый день приносить покаяние, чтобы благоугодить Христу Богу, и примириться с Богом, и принять Духа Святого, и приобрести спасение».
Читая далее книгу, мы познакомимся с учением преподобного Григория Синаита, подвизавшегося в XIV веке. По словам архимандита Наума, святой Григорий «просиял многими добродетелями, был изрядным и совершеннейшим делателем умной сердечной молитвы. Преподобный Григорий учил, что страдают люди оттого, что не имеют благодати в себе по нерадению, слабой вере и лености. Люди эти и мертвенны, и нечувственны, и умом слепцы, и не видят Божественного света, силы и премудрости Божией. Человек после грехопадения стал подобен животным, которые погибают (Пс. 48, 13, 21), — отпал от благ, и его тело потеряло бессмертие».
По словам прп. Григория, «душа ветхозаветного человека была сластолюбива и грехолюбива, отвержена благодати и вдовствующа, жилище страстей. Вера во Христа, крещение возрождают человека, и это — воскресение души. А заповеди Христовы ведут к истине. Пределы Православия: познавать Троицу в Единице и познавать Христа, Истинного Бога и совершенного Человека. И в человеке есть ум, слово и дух. Ум словом глаголет, и слово духом является. Потому человек носит образ началообразной Троицы: ум — Отец, слово — Сын, дух — Святой Дух. Должно почитать Единого Бога в трех Ипостасях и знать Единого Истинного Бога в трех Ипостасях, Иисуса Христа Богочеловека в двух естествах и хотениях, сия же есть жизнь вечная (Ин. 17,3)», - заключает прп. Григорий Синаит. Другие его наставления, а также наставления многих отцов «Добротолюбия», - читайте на страницах этой книги.
***
Эта книга архимандрита Наума (Байбородина) вобрала в себя избранные поучения святых отцов из всех 5 томов Добротолюбия. В переводе с греческого слово «Добротолюбие» означает - любовь к добродетели, ко всему божественному и прекрасному. Каждый человек хочет быть причастным такой любви, но достигнуть ее не так-то просто – необходимо постоянное отречение себя, покаянное устроение духа, решимость отринуть грех и исполнять волю Божию. Как достичь этого в современном мире? Единственная возможность – это встать без страха на путь веры и, вручив себя полностью воле Божией, начать духовную брань ради своей души, и таким образом шествовать ко спасению. Об этом пути говорят нам святые отцы, избранные поучения которых собраны на страницах книги «Философия духа отцов «Добротолюбия».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Апостол. 23 апреля 2024
Евангелие 23 апреля. Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте
Церковный календарь 23 апреля. Священномученик Григорий V (Ангелопулос), патриарх Константинопольский
Этот день в истории. 23 апреля
Богослужение 23 апреля 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!