Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Преподобный Серафим Саровский, который в течение каждой недели прочитывал все Евангелие, Деяния и Послания апостолов, так говорил про чтение Священного Писания: «Через это не только душа моя, но и самое тело услаждается и одухотворяется. При чтении Св. Писания я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне, недостойному». Каждый христианин, подобно святому Серафиму, должен любить Евангелие, перечитывать его постоянно и размышлять над ним. А о чем нам напоминает Евангелие в дни Великого поста? Об этом вы узнаете из книги, которая вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Евангелие Великого поста. Вместе с современными отцами».
***
«Евангелие Великого поста. Вместе с современными отцами» — это издание, включающее в себя фрагменты из Евангелия, которые принято читать в Великий пост. В книге представлено 20 отрывков из Евангелия, а чтобы читатель смог проникнуться глубиной евангельских текстов, они приведены на русском и церковнославянском языках. Комментируют их современные священнослужители: епископ Феоктист (Игумнов), протоиереи Павел Великанов и Андрей Андронов, священники Дмитрий Барицкий и Стефан Домусчи. Чтение этой книги, по мнению издателей, поможет понять суть Великого поста и провести это время осознанно, с пользой для духа и души.
В предисловии книги протоиерей Павел Великанов пишет: «Великий пост потому и назван Великим, что это исключительное время для любого верующего христианина. Время, когда корабль нашей жизни плавно разворачивается к самому оптимальному маршруту. Но те его составляющие, которые мы привыкли выделять особо: строгость пищевого воздержания, обилие молитв, частое посещение богослужений, резкое ограничение любых развлечений, - всего лишь средства, инструментарий для выделки наших душ. Настоящая борьба происходит внутри, в самом теле нашей жизни. Речь идет о более сложном, глубоком и весомом изменении нашей сущности и главной цели Великого поста — о покаянии.
А иначе, как отмечает отец Павел, можно весь Великий пост соблюдать как следует, регулярно исповедуясь и причащаясь, а прийти к Пасхе пустым и глухим. Чтобы уберечь нас от такого печального итога, Церковь предлагает нам еще и еще раз возвращаться к Евангелию. Вспоминая события земной жизни Спасителя, размышляя о том, чего стоило Христу развязать нас от пут диавола и греха, мы сумеем увидеть, чего именно Он ожидает от нас самих. Не предвкушение великопостных подвигов мы должны испытать, а стыд и страх перед Ликом Христа, Который за каждого из нас не пожалел отдать Свою безгрешную жизнь.
В этом стыде и страхе мы, по мнению священника, можем увидеть грядущий пост по-иному. Не как средство маркировать себя православным, увидеть в себе истинного подвижника. Не как неприятный и напряженный период, который лишь бы поскорее закончился. Мы призваны ощутить пост как наш совершенно свободный, произвольный и сознательный ответ Христу. Как дар Ему. Как форму благодарности Ему. Как исключительную возможность самим сделать то, что Бог вместо нас сделать никак не может. Мы не в состоянии ничего дать Богу, вся Вселенная и так — Его достояние, но мы можем свободно ограничить или даже лишить себя того, чем нам разрешено пользоваться!
Как легок пост, когда постишься не вынужденно, но произвольно и сознательно, когда ощущаешь этот дар свободы — сделать себя опустошенным ради Христа, вычистить самые потаенные глубины своей души, прикоснуться к самой сердцевине своей личности, не в теории, а на опыте познать свою слабость и нищету, бестолковость и коварство, мелочность и непотребство! Увидеть себя самого в новом ракурсе — неожиданном, неприятном, пугающем. И вот тогда зарождается настоящее покаяние — не привычная жалоба Богу, а глубинный вопль, сильнейшая жажда, острейшая потребность в настоящем вхождении Бога в нашу жизнь. И вот здесь становятся нужны и труды, и пост, и молитва, без которых наше зреющее покаяние может зачахнуть, а мы — снова свалиться в беспросветную суету будней и мелочных удовольствий».
И конечно, необходимо нам чтение Святого Евангелия, в котором содержатся ответы на все вопросы человека, какие только могут возникнуть в его жизни. А дает ответы Сам Господь. Поэтому и читать Евангелие надо с благоговением, вдумчиво, обязательно с толкованиями или с разъяснениями современных пастырей. Комментарии последних мы и находим в этой книге. Собранные евангельские тексты идут в четкой последовательности, что помогает тем, кто не может посетить все службы, увидеть целостный сюжет евангельских событий. Так, к примеру, завтрашний день называется Лазаревой субботой, когда мы вспоминаем воскрешение Лазаря.
Как отмечает протоиерей Павел Великанов, «пространное и подробное евангельское чтение о воскрешении Лазаря помогает нам прикоснуться к тайне последних дней земной жизни Христа Спасителя. В этих строках апостол Иоанн неоднократно подчеркивает особую любовь Спасителя к семье Лазаря, описывает, как Иисус прослезился, подходя к месту погребения друга. Рассказ не оставляет ни малейшего сомнения в том, что Христос — настоящий живой человек, со всеми свойственными людям эмоциями и глубиной переживаний, но при этом обладающий такой властью, которая принадлежит только Господу Богу. По словам отца Павла, воскрешая Лазаря при большом стечении народа, в окружении раздраженной иудейской элиты, «будет тождественно подписанию смертного приговора Самому Себе. Для Христа очевидно: ценой воскрешения Лазаря будет Его собственная смерть».
Но, как говорит апостол Павел, «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5: 8). Воскрешение Лазаря — яркий пример именно такой любви — любви жертвенной, любви без условий, любви, не задающейся вопросом о цене, которую придется заплатить. Такая любовь не меняется даже тогда, когда в ответ — лишь пустое и холодное безразличие. Она не ищет своего, но только пользы другого. Как же важно помнить об этом в предстоящие святые дни, когда мы будем стоять у Креста Господня, взирать на Него и понимать: да, Такой Он — наш Бог, Бог любви и милосердия, Бог бесконечной деликатности и кротости. Бог, не жалеющий ради нас с вами ничего — даже Своей собственной жизни!»
***
Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. "Без чтения душно и душа голодает", - говорит свт. Феофан Затворник. А тогда, когда наша молитва становится холодной и рассеянной, духовное чтение, а особенно же чтение Евангелия, помогает ее оживить. Великий пост - это время усиленной молитвы и, конечно, чтения Евангелия. В этой книге собраны размышления глубоко верующих людей на евангельские чтения Великого поста. Они призваны помочь нам не превратить Великий пост в ритуальный, но прожить его так, чтобы принести в дар Богу нашу благодарность, веру и решимость остаться с Ним навсегда.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!