У книжной полки. Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай. «Если вечная жизнь существует, я хочу жить!»

29 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Если вечная жизнь существует, я хочу жить!» Такими словами завершается беседа митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая с молодыми людьми о Боге, Церкви, о спасении и вечной жизни. Говорит их девушка, которая, как и другие собеседники владыки, ищет свою веру. Они родились в Греции, в этом красивейшем месте, стране, полной святых, чудес, подлинного, а не искусственного опыта, являющей изобильную веру даже в наши дни. Выросли рядом с источником Жизни, с Церковью, но остались снаружи, столько лет не подозревая об этом. И они задаются вопросом, существует ли жизнь? Его они и задают митрополиту Николаю в беседе, которая отражена на страницах книги с аналогичным названием – «Если вечная жизнь существует, я хочу жить!»

***

Книга митрополита Николая, архиерея Элладской Православной Церкви, написана в форме бесед с молодыми греками, которых интересуют вопросы, насущные для многих людей, ищущих истину: Есть ли Бог? Почему мы принимаем Крещение в детстве? Что бы вы могли сказать о теории эволюции? Есть ли что-то, что доказывает существование Бога? Что вы имеете в виду под доверием к пути Церкви? Как может воскреснуть мертвый? Что значит таинство Бога? Как я могу оживить свою жизнь? Что значит стяжание Духа Святого? Почему существует столько боли? Автор старается ответить на заданные вопросы, исходя из своего личного опыта обретения веры, жизни в Церкви и в Боге. Книга будет интересна всем, кто искренне ищет встречи с Богом и старается осмыслить и преодолеть препятствия, встречающиеся на пути к Нему.

В предисловии книги автор пишет: «Вырос я в настоящей христианской семье, членам которой всегда были присущи последовательность, честность и искренность; я рос в атмосфере свободы и возвышенных целей, однако в моей семье вера воспринималась как нечто само собой разумеющееся. Для меня существовала опасность, что вера не родится во мне как мой собственный плод, но что я унаследую ее, ничего не поняв. Я не хотел, чтобы так получилось и поэтому с малых лет я позволил себе риск сомнения. В Церкви я познакомился с редкими людьми, настоящими, обладающими многими добродетелями, — людьми, которые работали над собой и воспитывали себя, подлинными христианами, благородными людьми, даже, осмелюсь сказать, святыми. Таких людей в обычной жизни я не встречал.

Должен признаться, - говорит владыка Николай, - что эти христиане очень отличались от остальных людей. Я не был свидетелем ни знамений, ни чудес. Да я в них и не нуждался. Однако по какой-то причине я не хотел, чтобы вера была мне навязана, а желал, чтобы она родилась во мне; я не хотел быть убежденным ни логическими доводами в пользу нее, ни добродетелью верующих. Я не нуждался ни в доказательствах, ни в косвенных выводах. Я не совершил ошибки и не стал искать веру ни у умных или образованных, успешных или просто хороших людей, ни через необыкновенные события или какие-то фантастические впечатления. Я хотел найти ее внутри себя и нигде больше. Я желал, чтобы святость и доброта христиан только навела меня на мысль или вдохновила меня, а не вынудила бы меня последовать по пути веры и Церкви. Моя вера в Бога не должна была опираться на мое доверие людям. Она должна была быть Его собственным голосом в моей душе.

«Надо признать, - отмечает автор, - что я много выстрадал. Проливал тихие слезы. Я не хотел случайно увлечься. Этот мой внутренний поиск был тайным, я не мог никому о нем поведать. Я был одинок на своем пути, несмотря на то что был ребенком. У меня было чувство, что, если я с кем-то поделюсь, меня никто не поймет. Не знаю, как так произошло в моей жизни, но после многолетнего внутреннего поиска, когда я стал клириком, мое служение сосредоточилось на людях, которые бескомпромиссно искали истины; в основном это были люди неверующие, грешные, агностики или же просто не имеющие никакого отношения к Богу, Церкви и религии вообще. Множество таких людей, либо оказавшись в тупике, либо из любопытства, либо еще по какой-то другой причине, встретилось на моем пути.

С самого начала, как признается автор, он никогда не пытался никого убеждать и никогда не преследовал цели умножить приверженцев православной веры. "Я, - говорит Владыка, - относился ко всем этим людям со всем сердцем, с единственным желанием обнять их душу, разделить с ними боль веры, принять сокровища их в остальном подлинной жизни, поднять вместе с ними тяжесть нашей человеческой природы. Я никогда не допускал, чтобы они обнажались передо мной, открывая тайники своего сердца, а я был бы одет в одеяние ложной мудрости или собственной уверенности. Я всегда ощущал, что иду вместе с ними по удивительному пути божественного поиска. Славлю Бога за то, что Он даровал мне этот удивительный опыт.

Как отмечает автор, многие люди просили его запечатлеть на бумаге какие-то из этих бесед. По правде сказать, - говорит владыка, - в связи с этим меня была внутренняя борьба. С одной стороны, я понимал необходимость записей такого рода, но, с другой стороны, ощущал скованность, происходившую от чувства, что, быть может, не должно боль и тайну общего поиска описывать в книге под моим именем. Ибо ничего из этого не принадлежит исключительно мне. В конце концов я счел, что испытываю достаточно уважения ко всем этим людям, чтобы начать эти записи, не преследуя каких-то скрытых целей. Решение владыка Николай принял на Афоне. Там он и приступил к его воплощению в полном одиночестве.

Он начал писать книгу в келлии Святого Иоанна Богослова, рядом с пристанью монастыря Симонопетра, а закончил некоторое время спустя на острове святого Иоанна Богослова — на Патмосе, в Кувари. Оба эти места, - по его словам, тихие и спокойные, — прибежища молитвы. В общей сложности на эту работу ушло всего несколько дней. «Собеседником моим, - говорит автор, -  был великий ученик любви, искренне любящий и по-настоящему возлюбленный. Текст книги не мог стать ничем иным, кроме как плодом любви и тишины. Это плод пустыни; я бы сказал — и молитвы, но опасаюсь болезненных преувеличений». Вопросы (автор выбрал 100, чтобы цифра была круглой) и диалог — подлинные. Люди тоже реальные, разве что их имена изменены.

Владыка Николай встретился с пятью молодыми людьми. «Приятная компания, - пишет он. - Живые молодые люди. Открытые и искренние. Мне кажется, что они свободно выражают свои мысли. С Церковью они не в хороших отношениях. Вернее, просто нет никаких отношений. Они против многого протестуют, отрицают Церковь, отрицают, что она дает надежду, отрицают необходимость ее существования. Их взгляд на мир абсолютно антицерковный. Создается впечатление, что они уверены в своем безразличии. Бог их тоже не очень интересует. Они кажутся не то чтобы атеистами, а скорее неверующими или, может быть, агностиками, которых не очень интересует этот вопрос. Я уверен, что у них есть предубеждения и ошибочное представление о Боге и Церкви». Чтобы понять их, и рассказать о Боге и Церкви, владыка Николай и встретился с этими молодыми людьми. Как прошла их беседа, читатели узнают, открыв эту книгу. Автор передает дословно не всю беседу, а только основное ее содержание в форме диалога. Однако, - по его мнению, - все это не имеет особого значения. Важно, чтобы через эту книгу подлинно явилась человеческая природа и явно проявилось лицо истинного Бога. В жизни нет ничего более ценного.

***

Как отмечает митрополит Николай, люди часто находятся рядом с источником, но страдают от жажды, они рядом с Жизнью и умирают. Как это трагично! Но есть люди, которые однажды задаются вопросом, существует ли жизнь, т.е. хотят жить. И это обнадеживает! Так самарянка, святая Фотиния обращается ко Христу: «Господин! дай мне этой воды!» (Ин. 4:15). Она просит, находит, пьет и живет. Она встречает Христа, Жизнь, вкушает от Его Жизни и в конце отдает и свою жизнь. Как подлинно! Бог есть, Он истина, Он соприсутствует нам и, главное, доступен для нашего в Нем соучастия, Он принимает и приемлется, Он «ломимый» и «изливаемый». И на протяжении веков «приносимый и раздаваемый» всем, «всегда ядомый и никогда же иждиваемый». Жизнь существует — это Христос. Источник ее рядом — это Церковь. И нам нужно жить. Всем нам. С сегодняшнего дня. Потому что Жизнь приносит нам себя. И она нам так необходима!»

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать