Аудио |
|
Скачать .mp3 |
3 декабря 1904 года по Гусёвскому Ахтырскому женскому монастырю с быстротой молнии пронеслась тяжелая весть. Отошла ко Господу глубоко любимая и почитаемая за праведную и святую жизнь главная строительница, благотворительница монастыря и любящая мать всех его обитательниц инокиня Елизавета Николаевна Годейн. Духовно руководимая преподобным Амвросием Оптинским, она положила все свои силы, жизнь и состояние на устроение этой обители, в которой и провела последние годы своего жизненного пути. О жизни Елизаветы Николаевны, о Гусёвском Ахтырском монастыре, о духовном окормлении подвижницы у старца Амвросия рассказывают три небольшие книги, которые сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
***
Первая из представленных книг называется – «Елизавета Николаевна Годейн: Инокиня Гусевского Ахтырского женского монастыря Камышинского уезда, Саратовской губернии». Она посвящена жизнеописанию подвижницы XIX века, стоявшей у истоков создания Ахтырского Гусёвского монастыря. Книга переиздается впервые с издания 1912 года. Как отмечает автор-составитель, священник Михаил Соловьев, «жизнь этой истинной христианки и подвижницы нашего русского православного монастыря невольно поражает и умиляет всякого христианина, не забывшего заветов своего Спасителя. Ярок и чист нравственный образ Елизаветы Николаевны. Это была самоотверженная, идейная труженица, светоч горящий и освещающий скорбную мятущуюся жизнь человека-христианина».
Как пишет автор, «уже с самого раннего детства у нее замечалась любовь ко всему духовному: церковной службе, чтению божественных и святоотеческих книг и особенная расположенность к делам милосердия. Любовь к религиозному чтению развилась приблизительно к семнадцати годам. В это время, по словам Елизаветы Николаевны, ей особенно нравилось чтение псалмов, в которых она находила высокое духовное наслаждение и утешение. Псалмы: «Не ревнуй лукавнующим» и «Вскую прискорбна еси, душе моя» — особенно нравились ей и вместе с некоторыми другими псалмами тогда же были выучены ею на память. Театры, балы, маскарады, общественные собрания и другие развлечения нисколько не увлекали ее: они были совершенно ей не по душе. Ее влекло к уединению и религиозному размышлению.
Уже с детских лет чужое горе и нужда трогали детское, чистое сердце Елизаветы Николаевны, и она старалась, чем могла утешить несчастных и облегчить их горькую долю. С этой целью девочка раздавала им подарки и деньги. Родители не препятствовали ей в добром деле. Когда Елизавета Николаевна пришла в возраст, любимым ее занятием, доставлявшим ей много духовного удовлетворения, было занятие шитьем. Приготовленные вещи она раздавала беднякам и особенно бедным и больным детям. К большим праздникам и особенно к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи вещи для нуждающихся приготовлялись в большом количестве. Так развивалась и крепла у нее любовь к бедным, страждущим и скорбящим.
По смерти родителей Елизавета Николаевна сделалась совершенно самостоятельна. Круг облагодетельствованных ею лиц все увеличивался, увеличивался и размер самой помощи. Приходило много лиц с просьбою о помощи, и все получали просимое. Томимая духовною неудовлетворенностью в светской только внешне блестящей среде Елизавета Николаевна в молитве находила утешение, в духовных книгах искала разрешения волнующих ее вопросов о высшей, праведной и далекой от мирской суеты духовной жизни. Тогда она узнала о высокой и святой жизни, о духовных подвигах весьма известного старца — подвижника Оптиной пустыни иеромонаха Амвросия. Слышала, что старец охотно помогал своим духовным опытом всякому, кто прибегал к нему и искренне искал высшей совершенной жизни, духовных подвигов и вечного спасения. Слышала о его умелом духовном водительстве на этом многотрудном пути.
Ища всей душой этой лучшей идеальной жизни, она из Москвы отправилась в Оптину пустынь. Дивная личность старца-праведника сразу же приковала к себе чистую, ищущую Бога душу. Не раздумывая, Елизавета Николаевна отдалась его духовному водительству. Возвратясь обратно в Москву, она письменно обращалась к нему за духовными советами, по временам и лично посещая старца. Под влиянием отца Амвросия у Елизаветы Николаевны еще более возрос интерес к духовной жизни и еще более воспламенилась любовь к Богу и жизни по Бозе. В это время, как видно из ее записей 1873 года, она уже горячо молилась: «Ими же веси судьбами, Господи, оторви меня от мира».
К старцу Амвросию обращались разные лица не только со своими духовными нуждами, но и с нуждами чисто материальными. Лица материально обеспеченные, стремясь к благотворительности и желая употребить свои средства возможно целесообразнее, просили его указывать им лиц, истинно нуждающихся в помощи; другие же лица, нуждающиеся, искали этой помощи у старца. С сильным желанием благотворить обратилась к отцу Амвросию и Елизавета Николаевна, прося его указать ей нуждающихся лиц. Старец обещал. Затем письмом своим от 11 февраля 1876 года он известил Елизавету Николаевну о крайне стеснительных денежных обстоятельствах лиц, занятых устроением только что нарождающейся Гусёвской женской общины.
Так, по благословению отца Амвросия Елизавета Николаевна с великой радостью взялась материально поддерживать новостроящуюся обитель, познакомиться с историей которой вы сможете, прочитав книгу, которая так и называется – «История Гусёвского Ахтырского монастыря». Ее авторы повествуют о создании обители в 1860-х годах, о заботе прп. Амвросия в первые годы ее существования, о благотворительнице - Елизавете Николаевне Годейн. Рассказывают авторы и об исчезновении монастыря в лихолетье 20 века, а спустя десятилетия – о его возрождении.
Третья из представленных книг называется - «Мы решились искать спасения...». В этой книге публикуются письма оптинского старца прп. Амвросия инокине Елизавете Годейн, а также первой настоятельнице Ахтырского Гусёвского женского монастыря - игумении Нине (Труновой). На протяжении многих лет духовно руководимые прп. Амвросием, они каждая по-своему прикладывали все свои силы на устроение этой обители, в которой провели последние годы своего жизненного пути. Не все складывалось безоблачно в их служении общему делу, и тем значимее становится та смиренная мудрость и деликатность, с которой преподобный старец руководит своими духовными чадами.
***
Гусёвский Ахтырский монастырь был разорен после Гражданской войны, сестры претерпели различные страдания и гонения. Сейчас обитель возрождается, и, как отмечают издатели, здесь с первого взгляда заметна заботливая женская рука. Стоит отворить калитку и войти на монастырский двор, видны аккуратные дорожки, ухоженные деревца и газоны, много живых цветов. Посреди этой красоты высится большой поклонный Крест, поставленный в память всем поколениям монашествующих, трудившихся на святой монастырской земле. В их числе, игумения Нина (Трунова), инокиня Елизавета Годейн и прп. Амвросий, внимательно наблюдавший за устроением обители до самой своей кончины в октябре 1891 года.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!