Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Я не понимаю своего ребёнка!». С этой проблемой хотя бы раз в жизни сталкивается каждый родитель. Но не только она волнует многих пап и мам, ведь в процессе воспитания детей возникает много вопросов: в чем разница в воспитании мальчиков и девочек? Что делать с детскими страхами? Как правильно разрешить конфликты братьев и сестер? Сколько ребенку нужно свободы, чтобы воспитать в нем ответственность? Что делать, когда ребенок врет? Что предпринять, чтобы он изменился, начал или, наоборот, перестал «так себя вести?» На эти и многие другие вопросы отвечает книга, содержащая в себе советы профессиональных психологов, православных священников, педагогов и родителей. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях».
***
Этот сборник основан на материалах рубрики «Детский вопрос», которая долгое время публиковалась на страницах журнала о православной жизни «Нескучный сад». В течении многих лет в редакцию журнала писали родители, волнующиеся о воспитании своих детей, задавали вопросы, а отвечали на них эксперты — священники, педагоги и психологи. Часть наиболее актуальных и часто задаваемых вопросов и ответов на них, собраны в этой книге, другая часть — новые, подготовленные специально для этого сборника. Несмотря на то что тема воспитания детей вполне житейская, нам, - пишут издатели, - хочется, говоря о ней, немного подняться над бытом.
Конечно, наши эксперты дают разные полезные советы, но, нам кажется, важны не технологии, с помощью которых можно успешно кого-то воспитать. Гораздо важнее вспомнить, что любой ребенок приходит в этот мир со своей уникальной душой, а у Бога о нем есть Свой замысел. Может быть, задача родителей именно в том, чтобы понять, кто живет рядом с ними, и помочь Божьему замыслу воплотиться? «Нет на самом деле никакого специального процесса воспитания. Есть просто жизнь рядом с детьми!» — вот одна из главных идей этой книги. Дети воспитываются, просто живя в семье. Воспитание неизбежно и непрерывно. Оно зачастую происходит помимо нашей воли и далеко не всегда в процессе «стимул — реакция» (ребенок сделал — я ответил). И совершенно необязательно перегружать детей всевозможными назиданиями. Даже наоборот. Ведь, как известно, внимательнее всего дети прислушиваются к тем, кто разговаривает не с ними.
Один педагог сравнил воспитание с адронным коллайдером. Все знают, что он для чего-то очень нужен, но мало кто понимает, как он работает. На самом деле воспитание - это передача своих ценностей. Мы судим, хорошо или плохо воспитан ребенок, по тому, ведет ли он себя в соответствии или в противоречии с нашими ценностями. И единственно действенное воспитательное средство — это мнение значимого для ребенка взрослого о том или ином поступке. И в этом смысле не так уж и важно, насколько мы сами близки к идеалу. По воспоминаниям одного человека, его отец курил, но стыдился этого и всячески скрывал свою привычку от ребенка. Сын вырос, ни разу в жизни не взяв в руки сигарету. Для него важным оказалось именно отцовское отношение к курению, а не его действия.
Могут ли родители ставить перед собой определенную воспитательную цель и рассчитывать на какой-то конкретный результат? Например, чтобы их дети выросли счастливыми? Но счастье ни в коей мере не зависит от родителей. Чтобы дети были успешны? Это опасно — так можно невольно добиться противоположного результата. «Не надо ставить никаких воспитательных целей!» — это еще одна из идей нашей книги», - говорят издатели. Даже блестящий игрок в бильярд далеко не всегда может предсказать, как два шара, столкнувшись, покатятся. У круглой поверхности шаров столько микронеровностей, что предугадать траекторию невозможно. Это в полной мере применимо и к воспитанию детей.
По признанию одного из экспертов этой книги, почти до тридцати лет он был «феерическим раздолбаем» без целей и интересов, при том что у него были заботливые и ответственные родители. А в тридцать лет произошли события, после которых он круто изменил свою жизнь. Случилось это много позже того, как закончился период психологического становления. Что произошло? Принесло ли наконец долгожданные плоды родительское воспитание или он сам себя перевоспитал? Неизвестно. И не важно на самом деле. Потому что родители не сдают экзамены. Существует лишь процесс, во время которого стоит все время спрашивать себя: «Правильно ли я поступаю сейчас как человек? Что видит и чувствует мой ребенок в этот момент? Какое «поручение» я даю ему?»
Поэтому, как отмечают издатели, лучше жить по принципу «здесь и сейчас». Не загадывая далеко наперед, именно сегодня стараться делать то, что, как мы считаем, нужно нашим детям. Просто в семье всем должно быть хорошо! Даже если семья неполная, даже если она переживает какие-то трудности — важно, чтобы у ребенка не пропадало желание возвращаться домой, чтобы он всегда ощущал: он тут родной человек, тут его любят. Вот и все. А дальше, как говорится, «от нас — труды, а результат — от Бога!». Таким образом, повторюсь, нет такой панацеи и никакого специального процесса воспитания. Оно неизбежно, непрерывно и зачастую происходит помимо нашей воли. И родителям много раз в день приходится принимать решения и искать ответы. Издатели надеются, что они смогут найти эти ответы и на страницах представляемого сегодня сборника.
Для примера прочитаем ответ психолога Екатерины Бурмистровой, мамы 11 детей, на такой вопрос: «Моей дочери двенадцать лет, она закрыта от меня, ничего о себе не рассказывает, и даже не дает себя обнять. Что с ней делать?» «Родителям, - говорит Екатерина, - надо понимать, что в развитии их ребенка обязательно наступит такой момент, когда он начнет закрываться, уходить в себя. Ему захочется спрятаться в кокон, чтобы немного отделиться от родителей — и вырасти. В этом и есть смысл переходного возраста. Если ребенок возводит крепость и пытается спрятаться за ее стенами, не стоит во что бы то ни стало вытаскивать его оттуда, но нужно уделить ему больше внимания. Это внимание должно быть ненавязчивым, не надо постоянно спрашивать у ребенка: «Что с тобой?», но, как только он решится покинуть свое убежище, он должен быть услышан.
Как авиадиспетчер сообщает пилоту о том, что предоставляет ему посадочную полосу в аэропорту, так и вы, - отмечает психолог, - можете сказать сыну или дочери: «Знаешь, для меня очень важно и интересно все, что с тобой происходит. Что ты переживаешь, о чем молчишь. Когда сочтешь нужным, расскажи мне об этом, я с радостью тебя выслушаю». А еще, - советует Екатерина Бурмистрова, - можно писать ребенку письма, рассказывая в них о своих тревогах, о самих себе, о том, в каких ситуациях вы оказывались в детстве и юности. Скорее всего, эти послания останутся без ответа; не стоит ожидать какого-то немедленного отклика — речь идет о том же самом «разрешении на посадку», только высказанном в более действенной форме.
Кроме того, - по словам многодетной мамы, - нужно обязательно оставлять время для общения с ребенком один на один. Помимо хозяйственных дел, помощи с уроками и беготни по магазинам, что нередко «съедает» все наше время и отнимает все силы, должна оставаться возможность погулять с подрастающим сыном или дочкой вдвоем (даже если в семье несколько детей), посидеть в кафе или сходить в кино. Необязательно при этом разговаривать по душам — просто создайте ситуацию, пространство для общения, где такой разговор мог бы оказаться в принципе возможным. Родитель может рассказать о себе что-то интересное, если ребенок готов слушать. Иногда можно и помолчать… Дети часто думают, что родителям нет до них дела, особенно если те напряженно работают или чем-то очень заняты. Наверное почти каждый человек помнит детские ощущения, что родителям не до него и они ничего не понимают. Именно поэтому такое общение и внимание очень важно и ценно для ребенка». Такой совет дает родителям психолог и многодетная мама, Екатерина Бурмистрова, отвечая на первый вопрос, вошедший в издание. Полный ответ на него и другие вопросы ищите на страницах этой книги.
***
Итак, в этой книге собраны 40 вопросов родителей и ответы 28-ми экспертов, среди которых есть и профессиональные психологи, и педагоги, и священники, и многодетные родители. Безусловно, детско-родительские отношения не ограничиваются лишь этими вопросами, но личные советы и маленькие секреты, которыми делятся эксперты, помогут родителям лучше понять и почувствовать своих детей, а возможно, даже предупредить возникновение сложностей и конфликтов в отношениях с детьми. Это книга, по мнению издателей, предназначена для домашней библиотеки, потому что в ней действительно заложена огромная практическая ценность. Это и личный опыт, и рассказы из жизни, и советы, и ответы на самые насущные вопросы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!