Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Как всё преходящее, прошла и Святая Четыредесятница, подходит к концу и Страстная седмица. По словам протоиерея Валентина Амфитеатрова, «счастье и похвала тем, кто в течение» этого времени «узнал, что он идет вперед по пути жизни. Скорбь тем, кто пережил» его, «не думая, что земная жизнь есть путь к небу. Благо и радость тем, кто в течение поста искал пользы своей душе. Грустно за тех, кто и в это душеспасительное время не замечал, что у него есть душа». Душа, которая страждет от греховной болезни, которая полна различных страстей. Во время длинного великопостного пути нам дается возможность получше вглядеться в себя, в глубину своего сердца, увидеть те плевелы, которые всеял диавол, и начать борьбу с ними. Главное, что мы должны принести Господу по окончании этого периода – это подвиг нашего покаяния. Об одном из величайших сокровищ, дарованных Церкви Господом, рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Московской Патриархии. Она называется – «Покаяние как исцеление: О таинстве Исповеди».
***
Итак, таинство Покаяния является одним из величайших сокровищ, которые Господь Иисус Христос даровал Церкви. Но что такое Покаяние? Как исповедоваться правильно и в чем именно надо исповедоваться? Что способствует более глубокому покаянию? Какие дары обретает душа благодаря этому удивительному таинству? И как сделать так, чтобы душа умела побеждать в себе грех и обретала радость в Боге? Об этом повествует книга священника Валерия Духанина - «Покаяние как исцеление: О таинстве Исповеди». В предисловии автор пишет: «Если бы мы своими глазами увидели, как воскрес мертвый или исцелился безнадежно больной, то признали бы это за величайшее чудо. Но практически рядом с каждым из нас ежедневно в церкви вершится несравненно большее чудо. Души людей исцеляются от тяжелейших недугов греха и воскресают от вечной смерти к жизни с Богом в таинстве Покаяния!
Покаяние, - отмечает автор, — самая суть христианской жизни. Это переход от зла к добру, от греха к добродетели. И на самом деле такой перемены чает все человечество. Ведь рано или поздно практически каждый готов сказать: «Как хотелось бы начать жизнь с чистого листа, стереть то, что я натворил, стать новым». В одном художественном фильме главный герой — предприниматель-миллионер — бесцеремонно устранял неугодных ему людей, а затем сам оказался на их месте. Ради спасения от конкурентов ему изменили внешность и при помощи гипнотизера стерли память. Спустя некоторое время, начиная узнавать о своем прошлом правду, он пришел в ужас от того, какие дела он творил. В его сознании возникло неприятие самого себя, и вместе с тем он почувствовал в себе борьбу нового со старым. Чтобы начать совершенно другую жизнь, жизнь с любимой, он еще раз стирает память о прошлом.
Этот фильм, по словам отца Валерия, - отражает живущую в людях жажду обновления, желание начать жизнь с чистого листа, без прошлых ошибок, грехов и злодейств, которые преследуют душу и не дают ей быть счастливой. Оказывается, весь мир тоскует об очищении, люди просто не признаются в этом, но каждый в душе говорит: «Как я хотел бы загладить прошлые ошибки». Мир жаждет очищения, но не знает средств к этому. А ведь такое средство есть — это покаяние! Оно способно обновить и воскресить человека, не лишая ни памяти, ни каких-либо других способностей души. В покаянии он не исчезает как личность, зато освобождается от ветхого груза, совершенно по-новому начинает переживать все вокруг, по-новому относится к миру, по-новому поступает и думает.
Самое великое чудо Божие — это спасение души, казалось, погибшей для вечности. Автор приводит следующий пример. Святому Нифонту Кипрскому (IV век) дана была от Бога благодать прозорливости. Однажды он пришел в церковь и увидел, что небо над ним разверзлось и образовался путь, ведущий от земли на небо, к Престолу Божию. По этому пути ангелы несли душу какого-то умершего, а за ними спешили демоны и неистово кричали: «Зачем от нас уносите эту душу? Или вы не знаете, что она, живя на земле, была и блудница, и разбойница, и сребролюбива, во всех грехах она была виновна?» — «Знаем, — отвечали им ангелы, — знаем, что эта душа — величайшая грешница, но знаем и то, что она много плакала о своих грехах и перед смертью исповедовалась в них, за что Господь и простил ей все грехи».
«Если уж эта душа получила прощение от Бога, — закричали демоны, — так возьмите себе всех грешников!» На вопль демонов ангелы ответили: «Помните всегда, что все грешники, которые исповедуют свои грехи с сокрушением, получают от Бога прощение, а кто умрет не раскаявшись, того Бог осудит на вечные мучения с вами». Вот такой пример, и если бы люди, по словам автора, понимали всю ценность Покаяния, то они спешили бы к этому Таинству как можно чаще. Если бы ныне живущие люди прозрели и увидели, как Покаяние спасает от будущих мук, то в храмы бы выстроились многотысячные очереди желающих раскрыть душу на Исповеди, желающих освободиться от груза грехов. Покаяние избавляет от допущенных в жизни роковых ошибок, оно врачует самые сильные недуги души, и оно же помогает восходить по пути духовной жизни к Небесному Царству. Надо лишь искренне раскрыть свое сердце, не бояться исповедать то, в чем стыдно признаться, и постараться принять твердое решение не допускать этого впредь.
Покаяние, - говорит отец Валерий, — это глубокое внутреннее раскаяние в совершенном грехе. Но Покаяние — это еще и таинство Церкви, во время которого кающийся исповедует свои грехи, выражая сердечное в них раскаяние. Поэтому зачастую таинство Покаяния называется Исповедью. Исповедь — это такое откровение души, когда она искренне износит из глубин сердца свое неправедное богатство. Порой нам кажется, что то, к чему мы привыкли в своей ветхой жизни, доставит нам радость и счастье. Пристрастие к тленным вещам, жажда денег и власти, мнение о себе и плотские удовольствия — иногда мы думаем, что без этого невозможно жить. И всегда оказывается, что это тот груз, который влечет нас ко дну в волнующемся море жизни. Исповедь — освобождение души от греховного груза. Это отверзение врат своего сердца навстречу Богу, когда мы отказываемся от некогда любимых нами грехов и обретаем вместо них духовную чистоту и свободу.
Но прежде всего, конечно, нужно увидеть свои грехи. Так, для того чтобы обратиться к врачу, надо признать себя больным и желать исцеления. Не может вылечиться тот, кто, будучи охвачен серьезным недугом, считает себя здоровым и отворачивается от врачей. Вот так же, чтобы обратиться к Богу, подлинному Целителю наших душ, надо видеть свои грехи — духовные недуги. Иначе как человек поймет, от чего ему освобождаться? Действительно, если мы не осознаем за собой грехов, то в чем нам каяться? Многие люди так и считают: «Я никого не убивал, не воровал, в семье не изменял, старался всю жизнь работать, зачем мне исповедоваться?» А на самом деле сердце такого человека может быть как камень — жестоким, неуступчивым, немилосердным, всегда уверенным в своей правоте.
В итоге человек находится на краю пропасти, но не видит своей беды и, соответственно, не работает над собой. Пока человек не признает, что он в плену, он никогда из этого плена не вырвется. Без видения своего греха покаяние невозможно. Подлинное покаяние рождается из признания своего безобразия, которое иногда и словами выразить трудно. Важно увидеть, в чем мы погрешаем против Бога, против ближних и против самих себя (подробное перечисление грехов читатели найдут в конце книги). Вскрывая в себе грехи против Бога, мы устраним препятствия на нашем пути к Нему; обнаруживая грехи против ближних, мы постепенно научимся относиться к ним по-христиански; а открывая грехи против самих себя, мы перестанем вредить своей собственной душе.
***
В древнем Патерике говорится, как некоего старца спросил воин, принимает ли Бог раскаяние. Старец, поучив его многими словами, спросил: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его вон?» Воин ответил: «Нет! Но я зашью его и опять буду носить». Тогда старец сказал: «Если ты так щадишь свою одежду, то тем более Бог — разве не пощадит Он Свое творение?» И воин, убедившись в этом, отошел с радостью в свою страну. Многие люди понимают необходимость Исповеди, но боятся прийти в храм. Одни не решаются рассказать все свои грехи. Другие думают, что слишком привыкли к дурной жизни и Исповедь не поможет им. Этот страх, как говорит священник Валерий Духанин, важно перебороть и не откладывать покаяние, которое приобщает нас благодати Христовой, дарованной во Святом Крещении и утраченной через грех. Покаяние вновь дарует нам жизнь и воскресение.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!