У книжной полки. Людмила Чуткова. Дары волхвов

12 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Рождество Христово - это событие, которое изменило весь ход человеческой истории. Не уди­вительно, что христиане с особенным трепетом относятся ко всему, что связано с Рождественской ночью. «Христос рождается - славьте!» Мы славим Его вместе с пришедшими к Святому Семейству пастухами и восточными мудрецами. «Христос с небес — встречайте!» — поем мы вместе со всей Церковью и радуемся оттого, что ради нашего спасения Бог стал человеком. Но кто были те древние волхвы, которые в числе первых устремились навстречу Христу? Откуда они родом, что за звезда вела их, почему они проделали такой трудный путь и какова их дальнейшая судьба? На эти вопросы, используя наиболее достоверные источники, попыталась ответить Людмила Чуткова, составитель книги, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Дары волхвов».

***

Как отмечают издатели, ежегодно мы переживаем христианские праздники как вновь происходящие собы­тия. В праздничную ночь Рождества Господа нашего Иисуса Христа — мы ждем прихода Спасителя мира, и славим Его словами песнопений Церкви. В Священном Писании о Рождестве Христовом повествуют евангелисты Лука и Матфей. В Евангелии от Луки (см.: Лк. 2, 1-21) рассказывается о том, что во время царствования в Иудее Ирода в Вифлеем прибыли Иосиф и Дева Мария для участия в переписи. Не найдя себе места в доме, они остановились за городом, в пещере, куда пастухи обычно загоняли скот. Ночью в этой пещере у Пресвятой Девы Марии родился Сын Божий, Христос. Мать спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда пастухи клали корм для скота.

Первыми узнали о рождении Спасителя вифлеемские пастухи, которые пасли свои стада в поле. Им явился Ангел Божий и сказал: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую ра­дость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10-12). Внезапно появилось множество других Ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вы­шних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14). Пастухи, по­спешив, пришли в пещеру и рассказали Святому Семейству о том, что видели и слышали от Ангелов. Мария же сохраня­ла в сердце Своем все слова их. Но не только пастухи приходили по­клониться Божественному Младенцу. В Евангелии от Матфея (см.: Мф. 2, 1-12), которое является первой книгой Нового Завета, рассказывается о том, что чудесная звезда привела к Новорожденному также и восточных мудрецов.

В тропаре праздника Рождества Христова упоминаются эти таинствен­ные волхвы, ведомые звездой, которым первым возсия свет разума — познания пришедшего в мир Единородного Сына Божия. Они, звездАм служАщии, звездОю учАхуся, то есть звездой были научены славить Младенца Христа и поклоняться Ему. Святитель Иоанн Златоуст называет их первенцами Церкви — первыми людьми из всех языческих народов, кто удостоился поклониться пришедшему в мир Христу. Они явились предтечами многих и многих людей, которые из разных народов, в раз­ных странах, в разное время приходили к рождественским яслям, славя и хваля Избавителя мира, пришедшего во плоти. И вот один из вопросов, на который отвечает настоящая книга: «Откуда родом были эти волхвы, упоминающиеся и в Священном Писании, и в Священ­ном Предании Церкви - в святоотеческих творениях и богослужебных текстах?»

«Рождение Спасителя, — читаем мы в этом издании, — ожидалось не только евреями, которые имели ясные предсказания пророков Михея, Исайи и других, но также и язычниками, понимавшими под Мессией некого посланника с неба, который принесет человеческому обществу нравственное оздоровление». Европейцы ожидали пришествия Спа­сителя с востока, индусы и китайцы — с за­пада, но не все ясно понимали под этим Иудею. Известно, например, что китайский император Минг-Ти посылал в Индию уз­нать, не пришел ли Тот Святой, Который, по древним преданиям, должен явиться на западе. Весь греко-римский мир в то время наполнялся знамениями и пророчествами о новом Владыке, Который вскоре должен прийти в мир.

Но самое нетерпеливое ожидание при­шествия в мир Царя Иудейского, который должен объединить весь еврейский на­род и обеспечить ему безопасность, было, конечно, в Азии, где, как известно, жили в рассеянии десять колен израильского народа. От них о Мессии должны были узнать и язычники. Предание об ожидаемом при­ходе Мессии лучше всего могло сохранить­ся в странах, составляющих Вавилонское царство. Именно в Вавилоне, где евреи жили во время своего семидесятилетнего плена, язычники могли узнать еврейскую культуру и религию, поскольку, как извест­но, вся ветхозаветная вера была пронизана ожиданием прихода Мессии — Спасителя, Великого Избавителя и Царя, Который покорит весь мир.

Однако существуют и другие версии происхождения «волхвов». Такие святые отцы, как Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и блаженный Феофилакт, полагают, что их родиной была Персия, страна звездочетов, где никто не мог стать царем, если не изучит этого искусства. Контакты иудеев с народами Персии возникали рано и постоянно под­держивались, поэтому волхвы в силу своего интереса к религиозным вопросам вполне могли иметь представление об ожидаемом иудеями царе-Мессии и пророчестве о мес­сианской звезде (см.: Чис. 24,17). В отличие от них, раннехристианский писатель и богослов Тертуллиан и святые Иустин Мученик, Киприан и Епифаний родиной волхвов называют Аравию по той причине, что эта страна издревле славилась изобилием золота, ладана и смирны, то есть именно тех веществ, которые евангельские волхвы принесли в дар Младенцу Христу.

Высказывалась версия и об эфиопском происхождении волхвов. Именно из Эфио­пии некогда прибыла в Иерусалим царица Савская, чтобы послушать премудрости Соломона. Блаженный Иероним Стридонский считал это событие ветхозаветным прообразом пришествия современных Спа­сителю мудрецов-эфиоплян с дарами к Ду­ховному Соломону, Который есть Божия Премудрость, и исполнением пророчества царя-песнопевца и пророка Исайи. Существует, наконец, и точка зрения, согласно которой волхвы прибыли от каж­дой из этих стран. Она основывается на толковании слов царя Давида, что цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары (Пс. 71, 10). Здесь «Фарсис» понимается как Персия. На основании этого стиха делается вывод и о том, что волхвов было именно трое и что все они были царями в своих странах - Персии, Аравии и Эфиопии.

Действительно, все эти страны находятся на востоке относительно Иерусалима, они богаты золотом и драгоценными мастя­ми, славятся также и магами. Поэтому все эти версии имеют право на существование, и, скорее всего, мы никогда со всей досто­верностью не узнаем, в какой именно стра­не «на востоке» волхвам явилась звезда, приведшая их ко Христу. Несомненным, однако, остается одно: премудрость Божия, обращающая обыкновенно злобу людей во благо, также могла дать и астрологии возможность привести волхвов ко Христу и обратить их в орудия Промысла Божия. «Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих, — говорит святитель Иоанн Злато­уст. — Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христовом, не обращали на то особенного внимания, то Господь внушил варварам прийти из отдаленной страны расспраши­вать о Царе, родившемся у иудеев. И они от персов первых узнают то, чему не хотели научиться у пророков».

***

Для чего предпринимают волхвы путешествие, которое грозит им великими опас­ностями? Жителю другой страны, язычнику, не имеющему ничего общего с народом иудейским, решиться выйти из своей земли, оставить отечество, родных и дом и подвергнуться чужому владычеству? Перейти такой далекий путь, только поклониться, всех взволно­вать и тотчас уйти! И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, Младенца в пеленах и бед­ную Мать? Что это было за небесное явление, которое сначала привело волхвов с востока, а затем снова появилось над Вифлеемом, указывая на место рождения Царя Иудейского? И когда произошло поклонение волхвов? На все эти вопросы призвана ответить настоящая книга, составленная на основе трудов святых отцов, авторитет­ных толкователей и исследователей Священного Писания.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать