У книжной полки. Александр Богатырев. Чудо - дело тихое

26 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Шестого декабря 2010 года отошел ко Господу схиархимандрит Симеон (Нестеренко), которого называют сочинским старцем по его последнему месту жительства. Отец Симеон, воспитанник Глинских старцев, таких как прославленные в лике святых схиархимандриты Андроник (Лукаш), Зиновий (Мажуга), Серафим (Романцов), обрел главную христианскую добродетель — любовь. Любовь к Богу и ближним. К нему приезжали за духовным советом люди из ближних и дальних весей России. Приезжали православные и из других стран. По словам одного из духовных чад батюшки, «в его маленькой келье перебывало больше народу, чем во Дворце съездов». Даже в последние годы — а отец Симеон прожил девяносто лет, — когда из-за тяжелейшей болезни и нескольких перенесенных инсультов он не мог, как прежде, беседовать с посетителями, люди приезжали к нему, чтобы про­сто побыть рядом, рассказать ему, немощному, о сво­их немощах и бедах и уйти умиротворенными и успо­коенными. Об этом служении Богу и людям рассказывает Александр Богатырев в своей новой книге, которая вышла в свет в Изд-ве Сретенского монастыря и называется «Чудо — дело тихое».

***  

Итак, эта книга посвящена схиархимандриту Симеону (Нестеренко), воспитаннику Глинских старцев, который и сам по праву считается Глинским старцем. Автор книги Александр Богатырев, известный православный публицист, писатель и режиссер, не один год по крупицам собирал свидетельства людей, знавших отца Симеона, а также тех, кто уже после его кончины получил помощь по молитвам к нему. Написанные в разные годы очерки объединены од­ной мыслью — чудес, происшедших по молитвам батюшки, не смогут отрицать самые убежденные скептики. Но главные чудеса — это ты­сячи людей, приведенных отцом Симеоном к Богу, тысячи исцелен­ных душ, обретших смысл и верные жизненные ориентиры.

Как отмечает автор, писать о людях святой жизни сложно. Можно ненароком согрешить против истины: выстраивая логичную и последовательную линию повествования, что-нибудь приукрасить, что-то додумать, а что-то упустить. Приходится помнить о том, что всегда найдутся люди, которым покажется, что ты умышленно сокрыл важное и добавил не что, не имеющее отношения к воспоминаниям о дорогом для них человеке. Я дерзнул, - говорит автор, - писать о старце Симеоне (Нестеренко) по благословению митрополита Кубанского и Екатеринодарского Исидора. Он знал батюшку много лет, часто навещал его и не сомневается в его святости.

Когда прошло двадцать дней после его кончины, 25 декабря 2010 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в сочинских храмах после литургии отслужили панихиды по схиархимандриту Симеону. А в Михайло-Архангельском соборе и церкви великомученика Георгия Победоносца сестры организованной отцом Симеоном общины устроили поминальную тра­пезу. Один из приглашенных священников удивился: «Почему вы раньше времени сороковины отме­чаете?» «Это не сороковины, а двадцать дней — полови­на сороковин», — ответила одна из матушек. «Кто это вас надоумил?» «Любовь, — улыбнулась матушка. «Никогда не слыхал, чтобы двадцатый день отме­чали, как девятый и сороковой. Нигде это не принято». А в Глинской пустыни принято. Отец Симеон был воспитанником этой знамени­той обители.

Родился он в 1920 году. Жил в селе Бе­реза в четырнадцати километрах от Глинской пусты­ни. Как только эту обитель открыли, он поспешил вступить в число братии. Несколько лет он выполнял разные послушания: пел на клиросе, работал на кухне, ухаживал за слепым старцем Никодимом. В 1951 го­ду в день памяти Иоанна Богослова Симеон был рукоположен в диакона, а 27 октября 1952 года его постригли в мантию с сохранением имени Симеон. Обитель была бедной. Причиной того являлись огромные налоги, которые на монастырь налагала советская власть. Монахи Глинской пустыни голода­ли, но, уповая на Царицу Небесную, за все благода­рили Бога и безропотно несли свой крест.

Отец Симеон с самой юности часто болел. Ему пришлось трудиться с ранних лет. У него было четыре брата и три сестры. Жили без отца, и Симеон, чтобы прокормить братьев и сестер, пас коров и овец у зажиточных соседей. Однажды он, босой, угнал стадо далеко в поле. Неожиданно ударил мороз. Пока добрался до дома хозяев, отморозил ноги. С этих пор начались его муки. Ноги почернели и опухли. Из гноящихся ран выходили осколки костей. Ему доставляли мучения даже малейшие колебания пола, когда кто-то проходил рядом. Но Симеон все переносил с поразительным терпением. Он утешал себя воспо­минаниями о Христовых страданиях и терпении мно­гострадального Иова. Три года он пролежал в боль­нице. Его подлечили, но болезнь постоянно давала о себе знать частыми обострениями.

После принятия священнического сана отцу Си­меону приходилось вести долгие монастырские служ­бы. Больные ноги не выдерживали нагрузок. Воспа­лялись они и при частых простудах. С каждым годом ему становилось все труднее служить и передвигать­ся. При хрущевских гонениях на Церковь его сначала отправили на сельский приход, потом ненадолго вер­нули, но после, за сугубое усердие, и вовсе изгнали из Глинской пустыни. С первых лет пребывания в обите­ли у него обнаружились многие духовные дарова­ния. К молодому иеромонаху приходило такое же множество людей, как и к умудренным старцам. Это не могло не вызвать гнев светских властей. Несмо­тря на то, что патриарх Алексий I приказал вернуть его, уполномоченный по делам религии не допустил этого. Глинские старцы посо­ветовали ему уехать на Кавказ.

Батюшка полюбил этот край, удел Божией Мате­ри, но жить здесь было непросто. Власти постоянно следили за ним, подсылали соглядатаев. Однажды его подвергли ночному допросу, выясняя его отношение к власти. Убедившись в том, что политика отца Симе­она совсем не интересует и что он, по слову апосто­ла, не только не борется с властью, но еще и молит­ся о ней, просили его не оставлять молитв. Особенно трудно ему пришлось, когда стали разжигать вражду между грузинами и абхазами, перешедшую в настоя­щую войну. Батюшку угрозами принуждали встать на одну из сторон. Он отказался и молился об установ­лении мира. Но не мир нужен был тем, кто разжигал эту войну. Батюшке пришлось покинуть Гудауту и пе­ребраться в Сочи.

Так отец Симеон, начавший свой монашеский путь в Глинской пустыни, большую часть жизни провел на Кавказе. Последние годы — в Сочи, где и погребен в часовне во имя преподобного Симеона Столпника. Сейчас знавшие и не знавшие отца Симеона приходят в эту часовню и обращаются к нему как к живому с самыми разными просьбами. И очень часто их просьбы исполняются. Это засвидетельствовали его духовные дочери, поддерживающие порядок в часовне, священ­ники, служащие по батюшке панихиды. Любящие отца Симеона часто собираются вместе, и неудивительно, что рассказанное ими становится до­стоянием гласности. Многие могут подтвердить случаи избавления от бед, рассказать об устройстве на ра­боту, когда кругом сплошная безработица; о неверных мужьях, вернувшихся к женам; о молодых людях, оста­вивших пагубные страсти...

Как вспоминает автор, когда его благословили написать об отце Симеоне книгу, об этом народ узнал очень быстро. Посыпались звонки. Писателю передали несколько тетрадей с воспо­минаниями. Выслушал он десятки рассказов. Сам Александр Богатырев видел батюшку много раз, но беседовал с ним всего лишь дважды. Поэтому всё, что собрано в этой книге о старце - это свидетельства тех, кто долго жил рядом с ним, кого он окормлял, кто получил помощь и исцеление по его молитвам. Отца Симеона помнит очень много людей: и его духовные чада, и те, кто хотя бы один раз обращался к нему за советом, и те, кто, однажды встретив батюшку, ре­шительно меняли свою жизнь. В своем отборе этих сви­детельств Александр Богатырев старался по возможности не повторяться. Поскольку это не сбор материала для прославления, а документально-художественное повествование, автор вы­бирал наиболее интересные для читателей сюжеты, главное в которых — это люди, приведенные отцом Симеоном к Богу, исцеленные души, обретшие смысл и верные ориентиры.

***

В этой книге описаны судьбы людей, которым отец Симеон помог прийти к Богу. Больной, обездвижен­ный, прикованный к постели, он помогал людям уверенно идти по жизни, полной скорбей и тяжелейших испытаний. Духовный труд батюшки, по словам автора, можно сравнить с работой ткацкого станка, где натянута основа, а чел­нок, проходя через нее, вплетает разноцветные ни­ти, и так, шаг за шагом, ткется полотно. Основа — это православие. А челнок — батюшка Симеон, сплетав­ший нити жизни многих людей в общее полотно. Так индивидуальные человеческие судьбы соединялись им в единое Тело Христово. Он был воистину пасты­рем добрым и мудрым наставником, о чем свидетельствует и эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать