Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Шестого декабря 2010 года отошел ко Господу схиархимандрит Симеон (Нестеренко), которого называют сочинским старцем по его последнему месту жительства. Отец Симеон, воспитанник Глинских старцев, таких как прославленные в лике святых схиархимандриты Андроник (Лукаш), Зиновий (Мажуга), Серафим (Романцов), обрел главную христианскую добродетель — любовь. Любовь к Богу и ближним. К нему приезжали за духовным советом люди из ближних и дальних весей России. Приезжали православные и из других стран. По словам одного из духовных чад батюшки, «в его маленькой келье перебывало больше народу, чем во Дворце съездов». Даже в последние годы — а отец Симеон прожил девяносто лет, — когда из-за тяжелейшей болезни и нескольких перенесенных инсультов он не мог, как прежде, беседовать с посетителями, люди приезжали к нему, чтобы просто побыть рядом, рассказать ему, немощному, о своих немощах и бедах и уйти умиротворенными и успокоенными. Об этом служении Богу и людям рассказывает Александр Богатырев в своей новой книге, которая вышла в свет в Изд-ве Сретенского монастыря и называется «Чудо — дело тихое».
***
Итак, эта книга посвящена схиархимандриту Симеону (Нестеренко), воспитаннику Глинских старцев, который и сам по праву считается Глинским старцем. Автор книги Александр Богатырев, известный православный публицист, писатель и режиссер, не один год по крупицам собирал свидетельства людей, знавших отца Симеона, а также тех, кто уже после его кончины получил помощь по молитвам к нему. Написанные в разные годы очерки объединены одной мыслью — чудес, происшедших по молитвам батюшки, не смогут отрицать самые убежденные скептики. Но главные чудеса — это тысячи людей, приведенных отцом Симеоном к Богу, тысячи исцеленных душ, обретших смысл и верные жизненные ориентиры.
Как отмечает автор, писать о людях святой жизни сложно. Можно ненароком согрешить против истины: выстраивая логичную и последовательную линию повествования, что-нибудь приукрасить, что-то додумать, а что-то упустить. Приходится помнить о том, что всегда найдутся люди, которым покажется, что ты умышленно сокрыл важное и добавил не что, не имеющее отношения к воспоминаниям о дорогом для них человеке. Я дерзнул, - говорит автор, - писать о старце Симеоне (Нестеренко) по благословению митрополита Кубанского и Екатеринодарского Исидора. Он знал батюшку много лет, часто навещал его и не сомневается в его святости.
Когда прошло двадцать дней после его кончины, 25 декабря 2010 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в сочинских храмах после литургии отслужили панихиды по схиархимандриту Симеону. А в Михайло-Архангельском соборе и церкви великомученика Георгия Победоносца сестры организованной отцом Симеоном общины устроили поминальную трапезу. Один из приглашенных священников удивился: «Почему вы раньше времени сороковины отмечаете?» «Это не сороковины, а двадцать дней — половина сороковин», — ответила одна из матушек. «Кто это вас надоумил?» «Любовь, — улыбнулась матушка. «Никогда не слыхал, чтобы двадцатый день отмечали, как девятый и сороковой. Нигде это не принято». А в Глинской пустыни принято. Отец Симеон был воспитанником этой знаменитой обители.
Родился он в 1920 году. Жил в селе Береза в четырнадцати километрах от Глинской пустыни. Как только эту обитель открыли, он поспешил вступить в число братии. Несколько лет он выполнял разные послушания: пел на клиросе, работал на кухне, ухаживал за слепым старцем Никодимом. В 1951 году в день памяти Иоанна Богослова Симеон был рукоположен в диакона, а 27 октября 1952 года его постригли в мантию с сохранением имени Симеон. Обитель была бедной. Причиной того являлись огромные налоги, которые на монастырь налагала советская власть. Монахи Глинской пустыни голодали, но, уповая на Царицу Небесную, за все благодарили Бога и безропотно несли свой крест.
Отец Симеон с самой юности часто болел. Ему пришлось трудиться с ранних лет. У него было четыре брата и три сестры. Жили без отца, и Симеон, чтобы прокормить братьев и сестер, пас коров и овец у зажиточных соседей. Однажды он, босой, угнал стадо далеко в поле. Неожиданно ударил мороз. Пока добрался до дома хозяев, отморозил ноги. С этих пор начались его муки. Ноги почернели и опухли. Из гноящихся ран выходили осколки костей. Ему доставляли мучения даже малейшие колебания пола, когда кто-то проходил рядом. Но Симеон все переносил с поразительным терпением. Он утешал себя воспоминаниями о Христовых страданиях и терпении многострадального Иова. Три года он пролежал в больнице. Его подлечили, но болезнь постоянно давала о себе знать частыми обострениями.
После принятия священнического сана отцу Симеону приходилось вести долгие монастырские службы. Больные ноги не выдерживали нагрузок. Воспалялись они и при частых простудах. С каждым годом ему становилось все труднее служить и передвигаться. При хрущевских гонениях на Церковь его сначала отправили на сельский приход, потом ненадолго вернули, но после, за сугубое усердие, и вовсе изгнали из Глинской пустыни. С первых лет пребывания в обители у него обнаружились многие духовные дарования. К молодому иеромонаху приходило такое же множество людей, как и к умудренным старцам. Это не могло не вызвать гнев светских властей. Несмотря на то, что патриарх Алексий I приказал вернуть его, уполномоченный по делам религии не допустил этого. Глинские старцы посоветовали ему уехать на Кавказ.
Батюшка полюбил этот край, удел Божией Матери, но жить здесь было непросто. Власти постоянно следили за ним, подсылали соглядатаев. Однажды его подвергли ночному допросу, выясняя его отношение к власти. Убедившись в том, что политика отца Симеона совсем не интересует и что он, по слову апостола, не только не борется с властью, но еще и молится о ней, просили его не оставлять молитв. Особенно трудно ему пришлось, когда стали разжигать вражду между грузинами и абхазами, перешедшую в настоящую войну. Батюшку угрозами принуждали встать на одну из сторон. Он отказался и молился об установлении мира. Но не мир нужен был тем, кто разжигал эту войну. Батюшке пришлось покинуть Гудауту и перебраться в Сочи.
Так отец Симеон, начавший свой монашеский путь в Глинской пустыни, большую часть жизни провел на Кавказе. Последние годы — в Сочи, где и погребен в часовне во имя преподобного Симеона Столпника. Сейчас знавшие и не знавшие отца Симеона приходят в эту часовню и обращаются к нему как к живому с самыми разными просьбами. И очень часто их просьбы исполняются. Это засвидетельствовали его духовные дочери, поддерживающие порядок в часовне, священники, служащие по батюшке панихиды. Любящие отца Симеона часто собираются вместе, и неудивительно, что рассказанное ими становится достоянием гласности. Многие могут подтвердить случаи избавления от бед, рассказать об устройстве на работу, когда кругом сплошная безработица; о неверных мужьях, вернувшихся к женам; о молодых людях, оставивших пагубные страсти...
Как вспоминает автор, когда его благословили написать об отце Симеоне книгу, об этом народ узнал очень быстро. Посыпались звонки. Писателю передали несколько тетрадей с воспоминаниями. Выслушал он десятки рассказов. Сам Александр Богатырев видел батюшку много раз, но беседовал с ним всего лишь дважды. Поэтому всё, что собрано в этой книге о старце - это свидетельства тех, кто долго жил рядом с ним, кого он окормлял, кто получил помощь и исцеление по его молитвам. Отца Симеона помнит очень много людей: и его духовные чада, и те, кто хотя бы один раз обращался к нему за советом, и те, кто, однажды встретив батюшку, решительно меняли свою жизнь. В своем отборе этих свидетельств Александр Богатырев старался по возможности не повторяться. Поскольку это не сбор материала для прославления, а документально-художественное повествование, автор выбирал наиболее интересные для читателей сюжеты, главное в которых — это люди, приведенные отцом Симеоном к Богу, исцеленные души, обретшие смысл и верные ориентиры.
***
В этой книге описаны судьбы людей, которым отец Симеон помог прийти к Богу. Больной, обездвиженный, прикованный к постели, он помогал людям уверенно идти по жизни, полной скорбей и тяжелейших испытаний. Духовный труд батюшки, по словам автора, можно сравнить с работой ткацкого станка, где натянута основа, а челнок, проходя через нее, вплетает разноцветные нити, и так, шаг за шагом, ткется полотно. Основа — это православие. А челнок — батюшка Симеон, сплетавший нити жизни многих людей в общее полотно. Так индивидуальные человеческие судьбы соединялись им в единое Тело Христово. Он был воистину пастырем добрым и мудрым наставником, о чем свидетельствует и эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!