Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Случалось ли вам, слышать от прихожан вашего храма, что им не нравится, как поет хор? На самом деле можно услышать следующее: или хор поет слишком театрально, или нецерковно, немолитвенно, или даже искусительно? Почему так происходит? К слову сказать, проблема эта не только нашего времени. К примеру, в конце 4 века блаженный Августин отмечал: «Иногда... я чувствую, что священные слова зажигают наши души благочестием более жарким, если они хорошо спеты; плохое пение такого действия не оказывает... Иногда же мне сильно хочется, чтобы и в моих ушах, и в ушах верующих не звучало тех сладостных напевов, на которые положены псалмы Давида. И, однако я вспоминаю слёзы, которые проливал под звуки церковного пения, когда только что обрёл веру мою». О проблемах церковного пения предлагает задуматься автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется – «Что мы слышим в храме, или Азбука церковного пения для прихожан».
***
Церковное пение с давних времён является неотъемлемой частью православного богослужения. Оно объединяет молящихся, дает ощущение соборности, помогает и содействует богообщению верующих, наполняя и оживляя их сердца. Многие прихожане, желающие не просто присутствовать на службе, а понимать и соучаствовать в ней, рано или поздно начинают интересоваться клиросным пением. Когда и как появилась традиция песенного исполнения молитвословий? Что именно поет хор на службах? Как зародилось и развивалось церковное пение на Руси? Протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории, в своей книге постарался ответить на большинство вопросов, связанных с историей богослужебного пения, его становления и сущности, о литургическом значении песнопений, их роли в чинопоследовании.
Как говорится в рецензии на книгу, написана она в живой открытой манере, доступной для широкого круга читателей. Батюшка приводит много воспоминаний из личной биографии, а также из жизни святых отцов. Он беседует с читателем напрямую, задает вопросы, приглашает поразмышлять и порассуждать вместе с собой. Например, над заданным ранее вопросом: почему за богослужением мы обращаем внимание на то, как поет хор? Автор пишет: «У старца спросили: «Отче, как следует молиться?» Старец ответил: «Молись всякий раз так, словно это твоя последняя молитва. Ведь ты не можешь знать, какая твоя молитва будет последней».
Значит, - отмечает автор, - все рассуждения о том, каким должно (или не должно) быть богослужебное пение, чтобы не мешать, а помогать нашим молитвам, связаны, в сущности, не с пением, а именно с молитвой. В самом деле, если бы моё внимание было всецело занято звучащими в храме стихами псалма — то есть если бы я не слушал их, а молился ими, — не всё ли мне было бы равно, каким напевом их распевает хор? Ведь это же последняя моя молитва! Таким образом, всё просто: дело не в плохом или хорошем хоре, не в церковном или нецерковном напеве, а во мне самом. Это я не понимаю, зачем сейчас поют «Иже херувимы» и почему так долго поют. Да и вообще, зачем нужно это пение во время службы?.. А иными словами, по существу, дело не в пении самом по себе, а во мне: это я не умею, ещё не научился молиться вместе со всеми за богослужением», - говорит автор.
Значительную часть книги отец Виталий посвятил знакомству читателей с литургическими песнопениями: их значением и эмоциональной составляющей, а также ролью и положением в чинопоследовании богослужений. В зависимости от характера проводимой службы (например, праздничной или вседневной) изменяется её устройство, содержание и форма, а также наполнение и характер исполнения входящих в её состав песнопений. Как отмечает автор, ни одно, даже самое краткое чинопоследование не обходится без пения. Поэтому, когда встарь хотели сказать, что в храме не совершается богослужение, говорили просто: «Эта церковь стоит без пения». Почему же столь необходимо петь за богослужением? На этот вопрос отец Виталий отвечает так:
«Начнём с простой аналогии. Когда проводится некое важное или торжественное светское мероприятие, то практически всегда оно сопровождается пением соответствующего официального (или неофициального) гимна — страны, города, партии, государственного или частного учреждения (организации), спортивного (или иного) клуба, армейского подразделения и т. п. Для чего это делается? Очевидно, для того, чтобы в совместном, общем пении поднять дух собравшихся, сплотить их воедино, побудить к определённым действиям, призвать к достижению некой общей цели. И это очень и очень древняя практика... Так и на богослужении - в единстве славословящих Бога уст - рождается единство призывающих Его сердец.
«Нам песня жить и любить помогает» — именно так, - говорит автор, - в первом авторском варианте начинался последний куплет популярного когда-то марша. Обратите внимание: песня не живёт и любит за нас, а только помогает нам жить и любить! Иными словами, основную работу — жить и любить — мы должны делать сами, а песня дана нам только в помощь. И если мы не умеем или попросту не хотим жить и любить, то никакая, даже самая лучшая песня нам не поможет, потому что помогать тут, в общем-то, нечему. То же, - по словам автора, - относится и к церковным псалмам, славословиям и песням духовным: апостол призывает нас не просто петь или слушать их, а назидать себя и вразумлять друг друга их словами (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16). То есть речь опять-таки не о нашем пассивном восприятии песнопений или получении удовольствия от напева или стройного и слаженного звучания хора, а об активном воздействии и на себя, и на брата во Христе с помощью слов молитвенных гимнов.
Итак, - отмечает отец Виталий, - когда мы сходимся вместе в нашем молитвенном собрании (1 Кор. 14, 26; 11, 17), мы должны помнить, что в храме звучит недуховная хоровая музыка, но песненная молитва. И, внимая ей, нужно вникать в смысл воспеваемых слов, понимать и произносить их осознанно, как призывает Псалмопевец: Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте... пойте разумно (внятно, осмысленно) (Пс. 46, 7-8). В этой общецерковной — внятной и осмысленной — песненной молитве прежде всего стоит постараться услышать свою личную молитву, свой молитвенный вопль к Богу. Услышав же самого себя, искренне молящегося, а не благочестиво присутствующего, и из глубины своего теперешнего состояния воззвав к невидимому Богу, только потом — вместе со всеми стоящими рядом в любви и радости прощения и примирения — обратиться к Богу уже едиными устами и единым сердцем.
Так, рассмотрев проблемы и дилеммы церковного пения, а затем многовековую историю песнопений, отец Виталий переходит к истории русского богослужебного пения, которая очень широка и многогранна. Начиная с древнейшего знаменного распева, читатель вместе с автором потихоньку пройдет по всем вехам развития церковно-певческого искусства в России, познакомится с осмогласием, обиходными напевами, а также лучшими произведениями наших великих русских композиторов и авторов гармонизаций древних распевов. В заключение, автор отмечает, что пока ещё рано говорить о сегодняшних преобладающих тенденциях и направлениях. Ведь чтобы понять и осмыслить происходящее здесь и сейчас, нужно посмотреть на всё это издалека или сверху, а в настоящий момент — это невозможно.
***
Эта книга представляет собой краткое пособие по истории, сущности и системе церковного молитвенного пения. Задача её состоит в том, чтобы молящиеся за богослужением не просто пассивно воспринимали всё, что слышат, но во всякий момент совершения того или иного чинопоследования понимали, что и зачем поётся. Как говорится на сайте издательства Московской Патриархии, эта «книга будет полезна всем, кто интересуется церковным пением, историей развития музыкальной культуры Церкви, желает понимать порядок и чинопоследование богослужений, активно участвовать в них. А для тех, кто уже немного сведущ в вопросах литургики, книга позволит многое освежить в памяти, быть может почерпнуть что-то новое и лишний раз напомнить себе о всей важности богослужебного пения в храме».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!