У книжной полки. Протоиерей Виталий Головатенко. Что мы слышим в храме, или азбука церковного пения для прихожан

21 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Случалось ли вам, слышать от прихожан вашего храма, что им не нравится, как поет хор? На самом деле можно услышать следующее: или хор поет слишком театрально, или нецерковно, немолитвенно, или даже искусительно? Почему так происходит? К слову сказать, проблема эта не только нашего времени. К примеру, в конце 4 века блаженный Августин отмечал: «Иногда... я чувствую, что священные слова зажигают наши души благочестием более жар­ким, если они хорошо спеты; плохое пение такого действия не оказывает... Иногда же мне сильно хочется, чтобы и в моих ушах, и в ушах верую­щих не звучало тех сладостных напевов, на ко­торые положены псалмы Давида. И, однако я вспоминаю слёзы, которые проли­вал под звуки церковного пения, когда только что обрёл веру мою». О проблемах церковного пения предлагает задуматься автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется – «Что мы слышим в храме, или Азбука церковного пения для прихожан».

***

Церковное пение с давних времён является неотъемлемой частью православного богослужения. Оно объединяет молящихся, дает ощущение соборности, помогает и содействует богообщению верующих, наполняя и оживляя их сердца. Многие прихожане, желающие не просто присутствовать на службе, а понимать и соучаствовать в ней, рано или поздно начинают интересоваться клиросным пением. Когда и как появилась традиция песенного исполнения молитвословий? Что именно поет хор на службах? Как зародилось и развивалось церковное пение на Руси? Протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории, в своей книге постарался ответить на большинство вопросов, связанных с историей богослужебного пения, его становления и сущности, о литургическом значении песнопений, их роли в чинопоследовании.

Как говорится в рецензии на книгу, написана она в живой открытой манере, доступной для широкого круга читателей. Батюшка приводит много воспоминаний из личной биографии, а также из жизни святых отцов. Он беседует с читателем напрямую, задает вопросы, приглашает поразмышлять и порассуждать вместе с собой. Например, над заданным ранее вопросом: почему за богослужением мы обращаем внимание на то, как поет хор? Автор пишет: «У старца спросили: «Отче, как следует мо­литься?» Старец ответил: «Молись всякий раз так, словно это твоя последняя молитва. Ведь ты не можешь знать, какая твоя молитва будет по­следней».

Значит, - отмечает автор, - все рассуждения о том, каким долж­но (или не должно) быть богослужебное пение, чтобы не мешать, а помогать нашим молитвам, связаны, в сущности, не с пением, а именно с мо­литвой. В самом деле, если бы моё внимание было всецело занято звучащими в храме стихами псалма — то есть если бы я не слушал их, а мо­лился ими, — не всё ли мне было бы равно, ка­ким напевом их распевает хор? Ведь это же по­следняя моя молитва! Таким образом, всё просто: дело не в плохом или хорошем хоре, не в церковном или нецер­ковном напеве, а во мне самом. Это я не понимаю, зачем сейчас поют «Иже херувимы» и по­чему так долго поют. Да и вообще, зачем нужно это пение во время службы?.. А иными слова­ми, по существу, дело не в пении самом по себе, а во мне: это я не умею, ещё не научился молить­ся вместе со всеми за богослужением», - говорит автор.

Значительную часть книги отец Виталий посвятил знакомству читателей с литургическими песнопениями: их значением и эмоциональной составляющей, а также ролью и положением в чинопоследовании богослужений. В зависимости от характера проводимой службы (например, праздничной или вседневной) изменяется её устройство, содержание и форма, а также наполнение и характер исполнения входящих в её состав песнопений. Как отмечает автор, ни одно, даже самое краткое чинопоследование не обходится без пения. Поэтому, когда встарь хотели сказать, что в храме не совершается богослужение, говорили просто: «Эта церковь стоит без пения». Почему же столь необходимо петь за бо­гослужением? На этот вопрос отец Виталий отвечает так:

«Начнём с простой аналогии. Когда проводит­ся некое важное или торжественное светское мероприятие, то практически всегда оно сопро­вождается пением соответствующего официаль­ного (или неофициального) гимна — страны, города, партии, государственного или частного учреждения (организации), спортивного (или иного) клуба, армейского подразделения и т. п. Для чего это делается? Очевидно, для того, чтобы в совместном, общем пении поднять дух собравшихся, сплотить их воедино, побудить к определённым действиям, призвать к дости­жению некой общей цели. И это очень и очень древняя практика... Так и на богослужении - в единстве славословящих Бога уст - рождается единство призывающих Его сердец.

«Нам песня жить и любить помогает» — именно так, - говорит автор, - в первом авторском варианте начинался последний куплет популярного когда-то марша. Обратите внимание: песня не живёт и любит за нас, а только помогает нам жить и любить! Иными словами, основную работу — жить и любить — мы должны делать сами, а песня дана нам только в помощь. И если мы не умеем или попросту не хотим жить и любить, то никакая, даже самая лучшая песня нам не поможет, пото­му что помогать тут, в общем-то, нечему. То же, - по словам автора, - относится и к церковным псалмам, славословиям и песням духовным: апостол призывает нас не просто петь или слушать их, а назидать себя и вразумлять друг друга их сло­вами (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16). То есть речь опять-таки не о нашем пассивном восприятии песнопений или получении удовольствия от напева или стройного и слаженного звучания хора, а об активном воздействии и на себя, и на брата во Христе с помощью слов молитвенных гим­нов.

Итак, - отмечает отец Виталий, - когда мы сходимся вместе в нашем мо­литвенном собрании (1 Кор. 14, 26; 11, 17), мы должны помнить, что в храме звучит недуховная хоровая музыка, но песненная молитва. И, вни­мая ей, нужно вникать в смысл воспеваемых слов, понимать и произносить их осознанно, как призывает Псалмопевец: Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте... пойте разумно (внятно, осмысленно) (Пс. 46, 7-8). В этой общецерковной — внятной и осмысленной — песненной молитве прежде всего стоит постараться услышать свою личную молитву, свой молитвенный вопль к Богу. Услышав же самого себя, искренне моля­щегося, а не благочестиво присутствующего, и из глубины своего теперешнего состояния воз­звав к невидимому Богу, только потом — вместе со всеми стоящими рядом в любви и радости прощения и примирения — обратиться к Богу уже едиными устами и единым сердцем.

Так, рассмотрев проблемы и дилеммы церковного пения, а затем многовековую историю песнопений, отец Виталий переходит к истории русского богослужебного пения, которая очень широка и многогранна. Начиная с древнейшего знаменного распева, читатель вместе с автором потихоньку пройдет по всем вехам развития церковно-певческого искусства в России, познакомится с осмогласием, обиходными напевами, а также лучшими произведениями наших великих русских композиторов и авторов гармонизаций древних распевов. В заключение, автор отмечает, что пока ещё рано говорить о сегодняшних преобладающих тенденциях и направлениях. Ведь чтобы понять и осмыслить происходящее здесь и сейчас, нужно посмотреть на всё это из­далека или сверху, а в настоящий момент — это невозможно.

***

Эта книга представляет собой краткое пособие по исто­рии, сущности и системе церковного молитвенного пе­ния. Задача её состоит в том, чтобы молящиеся за богослужением не просто пассивно воспринимали всё, что слышат, но во всякий момент совершения того или иного чинопоследования понимали, что и зачем поётся. Как говорится на сайте издательства Московской Патриархии, эта «книга будет полезна всем, кто интересуется церковным пением, историей развития музыкальной культуры Церкви, желает понимать порядок и чинопоследование богослужений, активно участвовать в них. А для тех, кто уже немного сведущ в вопросах литургики, книга позволит многое освежить в памяти, быть может почерпнуть что-то новое и лишний раз напомнить себе о всей важности богослужебного пения в храме».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы