Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы продолжаем знакомить с книгами известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, почившего в 2017 году архимандрита Троице-Сергиевой лавры отца Наума (Байбородина). Издательство «Сибирская Благозвонница» в течение многих лет издавала сборники, составленные отцом Наумом, которые из-за скромности составителя были подписаны псевдонимом Н. С. Посадский. В настоящее время авторские труды и проповеди отца Наума издаются, и уже под его собственным именем. На нашей книжной полке были представлены книги: «Земной ангел и небесный человек», «Философия духа отцов «Добротолюбия»», «Тайна Туринской Плащаницы и Пасха Христова». А сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередное издание под названием «Бог Творец и Освятитель мира». Об этой книге – далее в нашей программе.
***
По словам издателей, духовник и старец - архимандрит Наум (Байбородин) - считал самым важным в жизни каждого человека пройти путь очищения и освящения своей души ради той встречи с Богом, которой в конце своей жизни ждет любой христианин. Путь этот пролегает через исполнение заповедей, пост и воздержание, участие в Таинствах Православной Церкви, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву, через достойное причащение Святых Христовых Таин. Архимандрит Наум учил, что недостаточно, лишь оставить страсти и избегать грехов. Этого мало. Как говорит псалмопевец, уклонися от зла, и сотвори благо (Пс, 33,15). Это благо, о котором здесь говорится, и есть та духовная работа, которую должен вести христианин каждый день и час своей жизни, стоя на страже своей души. К этому отец Наум неустанно призывал каждого приходящего к нему человека.
Однако, как отмечают издатели, в этой духовной работе имеют значение усилия не только души и сердца, но и разума. Каждый православный христианин должен оставаться в ограде Святой Церкви, твердо держась истин православного вероучения. А для этого их надо, как минимум, знать. Именно этой задаче отец Наум и посвятил книгу «Бог Творец и Освятитель мира». В ней излагается православное учение о творении мира: материального и духовного (ангельского), а также человека, получившего от Бога при творении дар находиться между этими двумя мирами, телом пребывая в мире вещественном, а по душе сродного Ангелам. Говорится в книге о грехопадении и его последствиях, о благодати, освящающей и спасающей человека и усваивающей каждому плоды искупления, дарованные Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому каждый, кто желает приобщиться к благодатной жизни Церкви, должен усвоить себе эти важнейшие знания.
В первой главе книги автор открывает нам учение о творении Богом мира, которое составляет, не только начало в учении о Боге в явлении Его тварям, но и центральный пункт во всем христианском богословии, его средоточие. По словам отца Наума, понятие о Боге как самобытном и высочайшем Духе образуется из знания о Нем как Творце мира. Признавая Его как Творца мира, мы усваиваем истины о Его всеблагом и премудром Промысле в отношении всего мира, а также совершении домостроительства нашего спасения. Признание Высшего Разума, стоящего у истоков нашего мира, должным образом поясняет и проявление разума в жизни мира. Значение догмата о Боге — Творце мира определяется также и тем, что в нем усматривается с очевидностью его богооткровенность. Подробнее о причинах возникновения мира, о создании времен, и о том, как через сотворение мира познается Творец, читайте в первой главе книги.
А во второй – автор рассказывает нам о порядке творения мира, который мы узнаем из Священного Писания. В Книге Бытие изображена история возникновения и постепенного и последовательного образования мира. Рассказ этот очень краток, но вместе с тем в нем, по словам отца Наума, содержатся глубочайшие смыслы. О происхождении мира невидимого, упоминаемого как небо (Быт. 1,1), говорится совсем коротко. Что же касается мира видимого, или чувственного, то о его происхождении и образовании сообщены замечательные и содержательные сведения. С естественнонаучной точки зрения эти сведения, конечно, нельзя назвать вполне удовлетворительными, однако не нужно забывать той главной цели, какую имел здесь в виду бытописатель.
Целью его было вовсе не то, чтобы преподать людям подробную космогонию и учение о происхождении планеты Земля. Цель — научить читателей вере в Бога как истинного Творца всего мира. С точки зрения этой цели изложенная Моисеем история миробытия должна быть признана вполне достаточной. Завершая эту главу, автор пишет: «Порядок миротворения состоял в постепенном восхождении от общего к более и более частному, от простейшего ко всё более и более сложному и совершенному, причем каждое звено в цепи созданий Божиих являлось приготовлением к высшему и имело в высшем свою ближайшую цель. Во всей же истории миросоздания нельзя не видеть приготовления к созданию на земле такого существа, которое могло бы понимать чудеса творения Божия и разумно пользоваться сотворенным, то есть человека, поставленного царем природы».
Вершиной Божия творения были создания, наделенные разумом и волей, способные общаться с Творцом и добровольно следовать по пути духовно-нравственного совершенствования, избирать добро и избегать зла. Речь идет об Ангелах и людях. И об Ангелах автор рассказывает в третьей части книги. Как отмечает отец Наум, «перед созданием материального мира был создан обширный невидимый мир духов Ангелов, который устроен и живет согласно собственным законам, одним из которых может быть названа ангельская иерархия. Природа Ангелов духовна, однако они все равно существуют во времени и имеют источник своего существования в Боге, как человеческие души. Реальность ангельского мира подтверждается как многочисленностью явлении благих Ангелов праведникам и святым Ветхого и Нового Заветов и их участием в важнейших событиях Священной истории. Так и повсеместным опытом общения с падшими ангелами, который имел место во всех языческих религиях на протяжении всего существования человечества. Подробнее об ангельском мире – читайте в третьей части издания.
Ну а мы также кратко рассмотрим следующую часть, в которой говорится о венце творения Божия – о человеке. Как пишет отец Наум, «отобразив Свою духовную сущность в творении небесных сил, Бог восхотел запечатлеть Свой образ и в земной твари. Такой тварью, творением Божиим, стал человек. В нем соединяется телесная и духовная природа, и его создание после видимого мира показывает, что этот мир не есть конечная цель творения, что творение Божие направлено на дарование бытия духовного. Мир материальный — только промежуточная форма творения, предназначенная к обетованию и развитию духовного существа, носящего в себе образ Божий.
Таким существом и является человек, который в лестнице тварей следует после Ангелов, перед которыми «немного умален» (см.: Пс. 8, 6). В отношении ко всем земным и чувственным существам он занимает первое, и высшее, или господственное, место. Каково же происхождение человека? Какова его природа и в чем ее превосходство над природой всех земных существ? Каково ее назначение? На все эти вопросы Откровение дает нам, хотя краткие, но совершенно ясные и вполне достаточные для нас ответы. О них и говорит отец Наум в четвертой части издания. Однако мы знаем из Священной истории, что человек, сотворенный Богом прекрасным, пал и вкусил смерть. Его природа изменилась. Однако Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Своим воплощением, жизнью, учением, страданием, смертью, сошествием во ад, Воскресением, Вознесением и прославлением по человечеству от Бога Отца даровал все потребное для спасения людей — стал Искупителем всего человечества, Освободителем от греха, осуждения и смерти. О спасении человека и его освящении, а вместе с ним и всего сотворенного мира, автор рассказывает в заключительной части книги.
***
Старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин) отошел ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Последними наставлениями архимандрита Наума были слова: «Главное - это жизнь по Евангелию. Читайте Евангелие, запоминайте Евангелие». Сам батюшка стремился к тому, чтобы вся его жизнь стала Святым Евангелием. Такую же верность воплощенному Слову он завещал своим духовным чадам. Литературное наследие архимандрита Наума десяток толстых томов, в которых сбраны «жемчужины духовного опыта». Мы надеемся, - говорят издатели, - что знакомство с творчеством архимандрита Наума, которое мы продолжим в следующих наших передачах, принесет духовную пользу всем читателям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 20 апреля 2024 года
Выписывайте и читайте «Православную газету»!
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!