Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Всего несколько десятилетий отделяют нас от страшного времени, когда не только советская Россия исповедовала большевистские идеи, но и в Болгарии насаждения атеизма шло полным ходом. Коммунисты Болгарии тоже «отменили» Бога, стали строить Вавилонскую башню — светлое будущее. В результате - тысячи замученных в России, и не так же много, но есть мученики и исповедники Христовы в Болгарской Церкви. Есть также и те, кому Господь определил свидетельствовать подлинность слов Спасителя о Церкви: И врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), не святые, но освящавшие верой родную землю. Потому не только осквернением святынь, разрушением истории собственного отечества, культуры, убийствами праведников памятны для нас те годы и десятилетия. Но также теми светильниками веры, которые не могли загасить никакие бури человеческих и нечеловеческих усилий. Таким столпом света в Болгарии был отец Георгий Пейчев. О нем рассказывает книга игумении Валентины (Друмевой), вышедшая в свет в Издательстве Русский Хронографъ. Она называется - «Бог меня хранил...».
***
В этой книге игумения Валентина (Друмева), настоятельница Свято-Введенского монастыря города Калофер, рассказывает о современном болгарском подвижнике благочестия, деревенском священнике Георгие Пейчеве из села Жегларцы, принявшем священный сан в эпоху гонений на веру в социалистической Болгарии. Он скончался совсем недавно, в 2015 году, а его жизнеописание и труды легли в основу этой книги. Живой интерес к книге в Болгарии и сам образ почившего батюшки подвигнул издателей взяться за перевод её на русский язык. Как говорится в предисловии, отец Георгий Пейчев прожил долгую жизнь, умер в возрасте девяноста двух лет и оставил после себя многочисленную паству — прихожан храмов многих городов и сел Болгарии. Его имя поминают на литургии и панихидах в Варне и в Русе, в селе Орляк и в столичном храме, в городке Добрич и в Москве. О нём молятся также по домам и просят его молитвенной помощи духовные чада, обращаются к нему с верой, что их молитвы услышаны. Их вера — не «домашняя канонизация» любимого батюшки, а свидетельство единства земной и небесной Церкви, веры в то, что у Бога все живы.
Отец Георгий Пейчев родился 23 сентября 1923 года в православной семье и с детства имел склонность говорить о вере со всеми, делиться радостью неистощимого богатства. В его роду священников не было, но в эпоху гонений на веру он попросил Бога принять его в служители алтаря. Само решение стать священником в трудное для Церкви время напоминает подвиг стражника Аглаийя, караулившего Сорок мучеников в Севастийском озере. Сорок лучших воинов римской когорты из числа каппадокийцев, говоря современным языком — взвод спецназа, были христианами. Взвод стоял в армянском городе Севастии под командованием язычника Агриколая. Тот потребовал от христиан принести жертву идолам, а за отказ приговорил их к пыткам холодом. Поставили воинов на ночь в холодную воду озера, а, чтобы сломить их волю, на берегу растопили жарко баню.
Один из воинов не выдержал, побежал в баню, и через какое-то время над головами мучеников засияли венцы славы Божией. Венцов было ровно сорок по числу воинов. Только сороковой венец сиял над пустым местом. Поражённый этим зрелищем стражник Аглаий тут же разделся, вошёл в воду и исповедовал себя христианином. В мгновение ока его жизнь обрела смысл. Георгий Пейчев не был, как они, мучим холодом, и голени ему не перебивали, а сходство с эпизодом из жития Сорока мучеников заключается в другом. Простой крестьянин Георгий зарабатывал на жизнь своей многодетной семье добычей песка в карьере. Услышав, что под давлением властей то один, то другой священник снимает рясу, т.е., отказывается от священного сана, он обратился к Богу с молитвой принять его вместо выбывших, как тот самый Аглаий. Молитвы были явно услышаны, потому что вскоре он, несмотря на объективные препятствия, поступил в семинарию.
Словно русский Ломоносов Георгий в сорок лет сидел за партой с мальчишками, закончил трёхгодичный курс обучения и был рукоположен. Своим примером он заразил и других, сам стал готовить ребят для поступления в семинарию. С его лёгкой руки семинарию закончили ещё двадцать человек из Жеглариц и из соседнего села. Помимо чудесного превращения горнорабочего в священника в книге приводятся другие эпизоды из его жизни: клиническая смерть его самого и возвращение к жизни, гибель и воскрешение его сына, удивительная способность простыми словами объяснять явления духовного мира и непрестанная проповедь в условиях государственного атеизма. Особенно сильно раздражала власти его пламенная вера и смелая проповедь, которая и в самом деле, как огонь зажигала сердца других. Дважды по его поводу заседала комиссия высшего органа политической власти страны ЦК БКП, но чудесным образом отец Георгий остался неуязвим для всех их решений.
Как отмечают издатели, по человеческим меркам и на фоне жуткой статистики тех лет: тысяч расстрелянных и погибших в тюрьмах советской России (в Болгарии тогда тоже были и тюрьмы, и казни) это может показаться странным. Но одно дело — мера человеческая, другое — воля Божия. В истории нашего отечества тоже были эпизоды, на первый взгляд невероятные. В советской Грузии в те же годы (1965 г.) преподобный Гавриил (Ургебадзе) сжёг портрет Ленина во время первомайской демонстрации в Тбилиси. Огромный портрет, который везли на специальной тележке! Плеснул керосином и поджог главную «икону» советской власти. В Москве потребовали расстрелять отца Гавриила, но Господь сохранил Своего исповедника. Он и на допросах не упускал возможности проповедовать, говорил, что славить можно только Бога, а не человека, не идола. «То — святой», — скажете вы. Верно, только у отца Георгия тоже были случаи с возможным продолжением в тюрьме или даже в могиле. И его хранил Господь. Как и отец Гавриил (Ургебадзе), он также оставил в народе после себя светлую память.
В книге этой приводятся воспоминания о нём его детей и духовных чад, священников и архиереев, знавших отца Георгия. По их свидетельствам батюшка был смелым исповедником веры во время атеизма, узаконенного государственной властью. Спорил и защищал веру с полной готовностью умереть за Христа. Был бесстрашным исповедником, равным первым христианам. Он страдал от грубых нападок на святую Церковь со стороны невежественных управленцев. Боль его была непрестанной и слышалась в каждом его слове, в каждом ответе своим гонителям. Но он воевал по-христиански, не озлобляясь. Любил своих гонителей, как бедных, несчастных, заблудших и молился за них. Этим Христовым оружием он приводил к Богу многих.
С открытием новой епархии в Силистре село Жегларцы вошли в её состав. Новый митрополит Иларион собрал священников на совещание. Когда вошёл отец Георгий, кто-то воскликнул: «Наш воевода пришёл!» Другой добавил: «Где пройдёт отец Георгий, там огонь загорается!» Имели в виду, что он сеял пламенную веру вопреки безбожию. А он скромно добавил, услышав эти слова: «Я ничто, Бог меня избрал на это дело самого низкого, самого ничтожного, чтобы посрамить силу. В меня, самого негодного, Он вдохнул смелый дух. Нет ничего моего, всё Божие, а я лишь сельский работник, самый ничтожный болгарин...» Велик его духовный подвиг. Постом и молитвой преодолевал и побеждал он зависть невидимых злых сил. По его молитвам происходили чудеса. Каждый вечер в полночь вставал на молитву. Вступал в жестокую брань с демонами, но никогда не падал духом. Бог укреплял отца Георгия по его сильной вере и благочестивой жизни.
Божий Промысел уготовал ему служение по духовной части, хотя в роду у них священников не было. С детства проявлялась его богоизбранность, приготовление к служению святой Церкви. Бог знает пути человеческие и укрепляет тех, кто способен принести добрый плод, защищает от демонской силы, которая завидует и препятствует любым проявлениям веры и благочестия. История болгарского народа, по словам автора, полна долгими периодами рабства и тяжких испытаний. Но не только этим она богата. Наш народ, - отмечает игумения Валентина, богат и пребогат верой в Истинного Бога, Православной верой. Это она его хранила в судьбоносные времена. О силе и красоте нашей веры свидетельствует святость Болгарской Православной Церкви. И многие-многие преподобные отцы, и жены, мученики и мученицы прославлены нашей Церковью. Такова наша история. Но и в настоящие, последние времена наша Церковь богата носителями здорового зерна аскетики, достаточно и священнослужителей, достойных окормителей паствы Христовой. Об одном из них и рассказывает эта книга.
***
Подталкиваемая размышлениями об исповедниках наших дней, истинных пастырях, игумения Валентина (Друмева) занялась сбором материалов и воспоминаний о высоком духовном подвиге отца Георгия из Жеглариц. Отец Георгий, по словам автора, сиял верой, высоким молитвенным подвигом, сиял, как яркая звезда над Добруджанской равниной и просветил много душ, указал путь к спасению от безбожных идей и нравственного распада. Он был призван Господом благовестить. Поэтому никогда не говорил о еде, одежде, деньгах, а только о Боге. Этим он многих привёл к Богу. Если иметь в виду всё сказанное, эта книга, посвященная сохранению памяти о нём, благословенна. Через собранные и записанные воспоминания он снова благовествует.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Читаем Апостол. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!