У книжной полки. Протоиерей Андрей Ткачев, Сергей Комаров. Библия и жизнь

22 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Священное Писание – это слово Божие, записанное рукою человеческой. По словам протоиерея Андрея Ткачева, «люди, стоящие ногами на земле, а головой устремляющиеся к Небесам, люди, способные к разговору с Создавшим их, составили нам священные книги, начиная с Моисея, первого священного писателя. И эти книги в конце концов сформировались в одну, называемую Библия, что в переводе означает «книги». Держа в руках Библию, мы держим в руках целую библиотеку. Там есть космогония, история царей, описание жизни интересных людей, там есть переписка отдельных лиц и послания, направленные от частного лица к целому собранию или группе людей. Там есть любовная лирика, там есть притчи мудрых, там есть предсказания о будущем, то есть там – все жанры литературы, собранные под одной корочкой». Но отделен ли мир Библии от нашего, современного мира? Вы скажете, да? И будете не правы, так как и мы с вами, по словам отца Андрея, живем в мире Библии. Как именно? Об этом батюшка со своим соавтором Сергеем Комаровым рассказывает на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве Воскресение и называется – «Библия и жизнь».

***

Совместная книга протоиерея Андрея Ткачева и Сергея Комарова «Библия и жизнь» посвящена одной из наиболее актуальных тем для сегодняшнего православного проповедника — роли Священного Писания Ветхого и Нового Завета в повседневной жизни современного человека. В живой и увлекательной форме, демонстрируя при этом глубокое знание текстов Писания, авторы убеждают читателя в том, что Библия — отнюдь не сборник чисто исторических свидетельств либо каких-то отвлеченных поучений, далеких от практической жизни, но именно та главная, данная нам свыше мудрость, без которой жизнь в Церкви, наш путь спасения никак невозможны.

Думаю, отца Андрея Ткачева нашим читателям представлять не нужно. А вот о втором авторе – Сергее Николаевиче Комарове – скажем несколько слов. Он появился на свет в Киеве в 1982 году, получил музыкальное образование. В какой-то момент решил поменять свою жизнь и посвятить её служению Богу. Окончил богословские курсы при Киево-Печерской лавре, стал вести Ветхий и Новый Завет, древнегреческий язык на Высших Свято-Владимирских курсах. Сергей Комаров служит алтарником, а также проводит беседы с прихожанами, отвечает на интересующие их вопросы. Кроме того, Сергей Николаевич много пишет, с его статьями можно ознакомиться на разных православных сайтах. Основные темы публикаций: духовная жизнь, соблюдение заповедей, семья и одиночество, Священное Предание и Писание, свобода, следование воли Божией и другие.

В этом издании, в соавторстве отца Андрея и Сергея Комарова показано, что Библия — это книга, по которой мы должны сверять свою жизнь, строить взаимоотношения с ближними. Авторы уверены: все то, что происходит в повседневности – уже описано в библейских текстах. Вот как об этом говорит отец Андрей: «Я смотрю на жизнь вокруг и читаю Библию. Лучше было бы никуда не смотреть и читать Библию. Какая разница? Смотри, не смотри, все равно ничего нового не увидишь. «Бывает нечто, о чем говорят: „смотри, вот это новое“; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:10) Хотя иногда прочитанное и увиденное совпадают, сливаются, и в голове начинает гудеть набатный колокол. Тогда хочется перекреститься и сказать: «Господи, помилуй».

Вот, допустим: разворачивает человек газету, включает телевизор или открывает сводку новостей в интернете и читает, предположим, криминальную хронику. «Катастрофы, кражи, ДТП. Куда катится мир?!» – думает он. А между тем, ещё во времена, описываемые в Библии, и не такое случалось. Всемирный потоп, Содом и Гоморра, десять казней египетских… «Мир свежей газеты и мир Библии, - говорит отец Андрей, - это один и тот же мир, только описанный разными языками. Кто читает только газеты, то вряд ли что-то понимает до глубины, а может и вообще. Но кто читает Писание, а затем просматривает газеты, тот способен (если Бог благословит) понять сегодняшнюю жизнь в контексте больших процессов, обозначенных в вечном Слове. Это и означает, пребывая в мире, мыслить не мирскими категориями. Не о том ли говорил преп. Серафим, когда отмечал, что человек, прочитавший всю Библию разумно, получает от Бога разум понимать вокруг происходящее».

Взять, к примеру, Пилата. Он римлянин. По словам отца Андрея, он наелся и мудрости, и власти, но все равно остался голодным. Съеденное родило в нем не сытость, но изжогу. Отсюда и его вопрос «Что есть истина?» Пилат скептик и практик. Он боится императора, презирает иудеев и не хочет лишней крови. Не видя во Христе что-либо, достойное смерти, он решает угодить всем сторонам конфликта и говорит: «наказав Его, отпущу» (Лук. 23:22) Пилат думает, что этим битьём Иисуса он утолит иудейскую злобу, но вместо этого добавляет Господу ран. Господь идет на Распятие уже изувеченным, обезображенным. Это плоды пилатового «милосердия». Хотел спасти, но вместо этого добавил мук и не спас. Вся римская цивилизация такая. Все законники таковы. Они хотят вас спасти, но вместо этого мучат физически и нравственно. Хотят сделать вас здоровыми, насильно делают прививки, но вместо здоровья случайно убивают вас или делают калекой. Хотят покрыть хаос жизни броней законов, но попутно превращают повседневность в бумажно-бюрократический ад, и ты жизни не рад, собирая бесчисленные справки о том, что тебе нужно справку. Пилатова цивилизация, одним словом – заключает отец Андрей.

А Сергей Комаров продолжает тему и отмечает, что «согласно определению Священного Писания Церковь есть тело Христово (1Кор.12,27). Как правило, - по мнению автора, - мы воспринимаем данную характеристику Церкви как отвлеченное философское понятие. Мы приблизительно понимаем, о чем идет речь, но мало чувствуем онтологическую суть апостольских слов. И в этом отношении мы заметно отличаемся от верующих апостольской общины, которые очень ярко переживали эту важнейшую сторону природы Церкви. Апостолы и их ученики на опыте познали важнейшую вещь: все, что произошло со Христом, не только прямо касается их жизни, но даже, в некотором смысле, должно случиться и с ними. Христос проповедовал - и Церковь призвана благовествовать. Христа гнали - и Церковь всегда будет гонима. Христа слушали - и Церковь будут слушать многие. Христа распяли - и Церковь, в сокровенной сути своей, распята для мира и греха. Христос воскрес – и церковные люди воскреснут в жизнь вечную».

Еще один пример, который приводит Сергей Николаевич: «Мы, - пишет он, тоже, по примеру древних христиан, читаем на богослужебных собраниях Псалтирь. Большая часть этой книги, если не вся книга полностью, возвещает о Мессии. Мы поем о врагах, окружающих Христа, и о победе Его над ними; о добровольном уничижении Господа и Его прославлении; о Его проповеди и крестных страданиях, о Его воскресении и вознесении; о Страшном суде, который Он будет вершить. Часто эти мессианские смыслы мы воспринимаем через те или иные события жизни царя Давида, который прообразовал Христа. Уместен вопрос: мы читаем псалмы просто для воспоминания о Спасителе, или для воспоминания жития Давида, или же здесь есть нечто большее? Нет, мы не только о Спасителе или о Давиде читаем – но про Церковь, про себя самих».

По словам Сергея Комарова, каждая строчка Библии говорит «о Христе, и о нас - ведь мы Христовы. Мы дети и друзья Его, сродники Его и члены Тела Его. И каждое слово Спасителя, так же как и всякое пророческое слово о Нем, должны как-то исполняться и в нашей жизни. Перед всеми христианами стоит задача научиться читать Писание как книгу о своей духовной жизни. Падения и восстания библейских героев - это наши падения и восстания; заповеди, данные им, адресованы и нам». Так, читая эту книгу, становится ясно, что мы живем в мире Библии. Как отмечает отец Андрей, «мы погружены в нее и доказательства этих слов сами лезут в глаза на каждом шагу. Другое дело, что мы часто не замечаем «времен посещения» и смотрим на мир не сквозь призму Нового и Ветхого Заветов, а сквозь солнцезащитные фраерские очки или контактные линзы. Ну так тогда и пенять нам на себя, а не кого-либо. Слепому только и пути, что до ближайшей ямы. Но я дерзну, - говорит батюшка, - еще раз повторить: мир Библии и мир окружающий это не два отдельных мира. Это один и тот же мир, на который нужно научиться смотреть глазами веры». Помоги Господи тем, кто не ленится учиться!» Убедиться в правоте слов отца Андрея, можно, прочитав эту книгу, которая предназначена для практических миссионеров, студентов духовных школ и широкого круга читателей.

***

Библия и история, Библия и культура, Библия и революция; как использовать Священное Писание в работе миссионера; наконец, самые насущные, повседневные нужды современных людей в свете Писания — эти и другие важнейшие темы освещаются в книге в форме увлекательных популярных бесед. Авторы не навязывают читателю религиозные знания, но предстают перед ним в роли таких же людей, осознавших, однако, что Священное Писание — это тот воздух, которым не может не дышать всякий, кто хоть в малой степени задумался о своей душе и ее судьбе в вечности. Библия, говорят они, это не просто книга. Это - сама жизнь.

* https://pmvs.ru/blog/articles/protoierey-andrey-tkachyov-sergey-komarov-bibliya-i-zhizn/ 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы