Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Я просил у Господа исцеления
От песен земных моих
И мне дан, вместо прощения,
К небу летящий стих, -
Господа Бога призывание,
Только это одно,
Как радость и оправдание
Жизни моей дано.
И так хочется Богу молиться,
Говорить Богу: «Аминь»,
Посылать эту белую птицу,
Уходящую в синь!
Это стихотворение принадлежит перу одного из талантливейших людей 20 века, архипастырю и писателю, автору многих литературных и богословских трудов, бесед, проповедей, которые переведены на разные языки – архиепископу Иоанну Шаховскому. Русский князь, в юном возрасте покинувший родину, он всю жизнь провел за границей. Но в годы атеизма стал близок нашему народу благодаря своей постоянной рубрике — «Беседы с русским народом». Ее архиепископ Иоанн вел на радиостанции «Голос Америки» в течение 40 лет. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая откроет читателю Владыку Иоанна как поэта. Книга его стихов вышла в свет в издательстве Камно и называется – «Белое иночество».
***
Как говорится на интернет-сайте Православие.ру, князь Димитрий Алексеевич происходил из старинного дворянского рода Шаховских, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. Его дед, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении. «Чувством русскости», по его собственному признанию, он был более всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии и камергеру Двора. Родился Дмитрий 23 августа (ст. ст.) 1902 года в Москве. Осенью 1915 года он поступил в Императорский Александровский лицей, но занятия в нем прервались революцией 1917 года. Семнадцатилетним юношей Дмитрий принял кратковременное участие в Белом движении. С 1920 года жил в изгнании.
Все, что он получил в детстве и юности, в кругу семьи, пригодилось ему в дальнейшей жизни. Ему было легко общаться и со скромными, незаметными людьми, и с высокопоставленными особами. И те, и другие становились его духовными детьми. В их числе были великая княгиня Ольга Александровна Романова, сестра царя-мученика Николая II, которую по ее завещанию архиепископ Иоанн напутствовал перед смертью и отпевал, а также генерал Петр Николаевич Краснов. Димитрий начал учиться в 1921 году в Париже и жил чисто светской, во многом, по его признанию, легкомысленной жизнью. «Вглядываясь в то отдаленное, что было со мною в юности, — вспоминал он, — я вижу лишь цепь благодеяний Божиих и вереницу моих отступлений от Божиих законов. Я не знал тогда, что религиозная духовная жизнь с ее абсолютными законами причин и следствий духовных касается так близко, так неотразимо всех людей. Я не знал также, что физическая жизнь человека и мира идет по духовным законам и направлена к духовной цели спасения человека в вечности, и что самое понятие закона духовно. В юности мы мало об этом думаем».
В 1922 году Димитрий Шаховской поступил в Лувенский университет, старейший университет Европы. В это время в молодом человеке пробуждается поэтический дар. Начиная с 1923 года, он выпускает три поэтических сборника и основывает литературный журнал «Благонамеренный», с которым сотрудничают лучшие писатели Русского зарубежья: И. Бунин, В. Ходасевич, А. Ремизов, М. Цветаева и другие. Несомненные способности, многогранные, литературные и административные, в сочетании с княжеским титулом, сулят ему блестящие успехи - он может стать одной из ведущих фигур в литературном мире эмиграции. Но другая цель была у молодого князя. Неожиданно для всех он уезжает на Афон, где в день своего 24-летия принимает постриг с именем Иоанн в честь апостола любви святого Иоанна Богослова. «С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде», — вспоминал он позднее.
О своем выборе иноческого пути владыка Иоанн позже писал: «Господь меня привлек к Себе только одной любовью. В свете ее побледнела и исчезла всякая иная любовь. Во внешнем мире все благоприятствовало мне и открывало свои перспективы. Но Господь стал открывать моим внутренним очам Свой небесный и земной мир, и очи мои стали открываться к видениям и постижениям духа. Сокровенный сердца человек, о котором говорит апостол Петр, в нетленной красоте своей оказался для меня гораздо значительнее всех ценностей и всех радостей земли… я понимаю, что это было призвание, призыв воли моей на служение воле Божией. Я связывался любящей рукой Небесного Отца, она освобождала меня от неистинной моей жизни…»
Далее последовало учение в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже и рукоположение во иеродиакона. В 1927 году владыка Вениамин (Федченков) рукоположил Иоанна в иеромонаха и, по словам последнего, «вывел его на орбиту Церкви». Пастырство его началось в Югославии, где он оставался с 1927 по 1931 год. До Второй мировой войны отец Иоанн совершал миссионерские путешествия по всем странам Европы. С 1932 года служил настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине и благочинным всех православных церквей в Германии. В 1947 году его посвящают в сан епископа Бруклинского. С 1950 года владыка Иоанн — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский, с 1961 года — архиепископ. С мая 1975 года находился на покое.
По словам Анатолия Краснова-Левитина, написавшего в 1982 году поздравительное слово к 80-летию владыки, архиепископ Иоанн был известен не только как духовное лицо, проповедник. Он широко был известен и как писатель. Его книги читали и эмигранты, читали их и в России. В своих трудах владыка всегда откликался на все актуальные вопросы современного времени. При этом он всегда старался понять противника, он уважал его и питал к нему христианские чувства. Таковы же его воспоминания. Никакого пристрастия, никаких опрометчивых суждений. А еще Владыка безусловно талантливый и интересный поэт. И вот что он сам рассказывает о себе стихами. Одно из стихотворений, вошедших в этот сборник, называется – «Русская любовь».
В начале 40-х годов владыка Иоанн отправился с лекциями в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население. Вспоминая эту поездку, архипастырь написал: «Не думалось тогда, в начале 1930-х годов, что через десять лет придется встретить тысячи русских людей… Мы увидели, что, несмотря на отпадение многих, Русь остается такой же, какой была тысячелетие, — крещеной, к Богу стремящейся, веру в сердце носящей...» А вот и стихотворение, отражающее чувства владыки Иоанна к России:
Мы с Россией встретились недавно,
С той живой Россией из России.
Разговор вели мы с нею главный,
Но слова я говорил простые.
И меня Россия целовала,
Предо мной ломала все преграды.
" Я любовь России знал так мало
Полюбить меня ей было надо.
Я — ничто. Но огненное Слово,
Зажигая речь мою простую,
Все идет, идет к России снова.
В этом Слове я ее целую.
О России, о русской земле владыка Иоанн вспоминал всю жизнь. И удивительная земля приняла и полюбила его. Полюбила его произведения, полюбила его «Беседы с русским народом». Это дело он считал самым главным своим служением Господу и духовной помощью русскому народу в годы атеизма. Он так говорил об этом: «Каждый воскресный день с начала пятидесятых годов я имел радость входить словом своим во многие дома и корабли мира, где понятно русское слово, и слух человека открывается к великой истине о Боге, Отце людей, и о живой, бессмертной человеческой душе». И быть может об этой проповеди, с которой он с другого континента посредством радиобесед входил в сердца людей, владыка Иоанн писал в следующем свое стихотворении:
Прийти ко всем. Твое благословенье
Оставить в каждом доме. Дай, Отец,
Мне эту милость - легкое движенье
Благословляющих Тебя сердец.
Пошли ко всем. Пусть радостен и тих
Останется для всех мой путь далекий,
Путь - пред Тобой, среди людей простых
Среди незнающих и одиноких.
***
Последние дни своей жизни архиепископ Сан-Францисский Иоанн Шаховской проводил в уединении, в монашеской келье, в американском городе Санта-Барбара, где и умер 30 мая 1989 года. Замечательный мыслитель, богослов, православный поэт, автор глубоких сочинений, касающихся более всего смысла жизни, архиепископ Иоанн малоизвестен у себя на родине, в России. А между тем его книги и статьи, его размышления в прозе и в стихотворной форме заслуживают самого внимательного прочтения. В наше время сумасшедшей погони за материальными благами все так быстро изменяется и гибнет. И сочинения архиепископа Иоанна помогают это понять.
1. http://pravoslavie.ru/6049.html
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!