Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Одной из самых почитаемых святынь Православной Руси является Тихвинская икона Божией Матери. Чудесным образом явилась Она в лучезарном сиянии над водами Ладожского озера в великое княжение Дмитрия Донского, и стала известна как Хранительница северо-западных земель нашего Отечества, как Защитница, «крепкая Помощница» в ратных делах, Целительница больных и недужных. Во время Великой Отечественной войны чудотворный образ был вывезен из страны, и вернулся в наше Отечество только летом 2004 года. Удивительно явление этой чудотворной иконы, удивительны и все события, связанные с ней. Узнать историю Тихвинской иконы Божией Матери и помолиться пред чудотворным образом читатели смогут с помощью «Акафиста», вышедшего в свет в издательстве «Общество памяти игумении Таисии». ***
Это подарочное издание, по мнению издателей, порадует многих православных христиан. Оно включает в себя акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Тихвинской на церковнославянском языке. Как отмечают издатели, текст акафиста, в точности воспроизводящий дореволюционное синодальное издание 1892 года, был бережно обработан вручную при помощи современных компьютерных технологий с полным сохранением графических форм начертания буквенных знаков. В книгу также включено Сказание о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери на русском языке; о чудесах, явленных от этой святой иконы, а также о некоторых чудотворных списках, которые были ознаменованы несчетными благодатными проявлениями. В издании представлены изображения различных видов Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Обратимся к предлагаемому в книге «Сказанию», текст которого был подготовлен на основе сочинения Евгения Поселянина - «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон». Как повествует автор, «чудесное явление Тихвинской иконы Божией Матери произошло в 1383 г. в княжение великого князя Димитрия Донского. Предание сообщает, что икона эта была написана апостолом и евангелистом Лукой и прежде находилась в Царьграде, куда она была принесена в V в. императрицей Евдокией из Иерусалима. Для иконы был построен храм, названный Влахернским. Во время иконоборчества икона была скрыта в обители Пантократора (Вседержителя), а при победе Православия водворена вновь во Влахернском храме. В 1383 г. за 70 лет до падения Царьграда икона перешла в Новгородскую область. Об этом стало известно из следующих событий.
Вскоре по явлении иконы в Тихвине некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили патриарха. В беседе с ними Патриарх спросил: «Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Царь-граде и неизвестно куда скрылась?» Тогда-то купцы и передали ему, как явилась в Тихвине икона. Патриарх из сопоставления времени, когда святыня исчезла и явилась, пришел к заключению, что это Цареградская икона. Патриарх также рассказал, что образ несколько раз скрывался из Царьграда и вновь являлся. «Ныне же за гордость нашу и неправды икона нас совсем оставила», — заключил патриарх свой рассказ. Он показал в храме место и киот, где стояла святыня прежде. В Тихвине же икону Божией Матери также поставили у первого столба, справа от входа, как она стояла в Царьграде. На этом месте икона пребывает до сих пор».
Но когда и как появился этот образ Пресвятой Богородицы на Руси? Об этом автор пишет следующее: «Как-то на Ладожском озере рыбаки закидывали сети. Вдруг заблистал перед ними необыкновенный свет. Они посмотрели вверх и увидели, что в воздухе над водой движется икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на Ее левой руке. Бросив сети, они с трепетом следили за иконой, пока она не скрылась из виду. Через некоторое время она явилась в 30-ти верстах от озера. На том месте соорудили часовню, где от иконы произошло много исцелений. Вскоре икона невидимо исчезла из этого места. Ее видели в двух местах стоявшей среди блистающих лучей в воздухе. Жители той местности собрались к иконе и, пораженные чудом, всем сердцем молились Царице Небесной. Тогда икона спустилась на землю, и множество больных получили от нее исцеление.
Для иконы устроили часовню, а потом - храм, но и здесь она пробыла недолго, явившись в 20-ти верстах от Тихвина. Построили и там часовню, а затем храм. Но и оттуда икона вскоре перенеслась на гору близ Тихвина, плывя по воздуху, как легкое облако. К месту нового явления ее собрались толпы народа; из соседних сел пришли священники с крестами, и с горячею молитвою все взывали к Богородице. Во время общей молитвы икона сошла на руки молящихся, изливая чудеса. Тогда же немедля приступили к устройству храма в этой лесистой местности. Срубили леса и уже в тот же день сделали три венца. На ночь к этому месту приставили стражу, а народ разошелся по своим дворам. Стража крепилась всю ночь и не засыпала, но к утру забылась, а когда пришла в себя, то ни иконы, ни начатого с тремя венцами сруба не оказалось.
Когда народ собрался, то в глубокой горести стал оплакивать потерю святыни и затем, разойдясь в разные стороны, стал искать повсюду икону. Во время этих поисков икона была найдена к востоку, за рекой Тихвинкой в болотистом месте, за две версты от той горы, где она являлась прежде. Когда туда пришли, то увидели никем не поддерживаемую сияющую икону, озаряющую все то место необыкновенным дивным светом, а рядом начатый сруб, деревья, приготовленные для постройки — все в таком порядке, словно кто-то передвинул сюда с горы целую площадку. В радости народ окружил чудную святыню. На этом месте, окончательно избранном Пресвятой Богородицей для пребывания Ее иконы, был построен деревянный храм. Освятить новый храм решили к празднику Успения и, чтобы созвать к этому дню народ, в окрестные села и деревни послали пономаря Георгия — мужа смиренного и боголюбивого». В пути ему явилась Сама Пресвятая Богородица со святителем Николаем. О том, что повелела ему Владычица Небесная, читатели узнают на страницах этой книги.
А между тем шли годы, и, как повествует автор, «сооруженная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы трижды сгорала, но икона с образом Царицы Небесной оставалась невредимой. Позднее, во время царствования великого князя Василия Иоанновича, по его повелению в 1515 году был возведен каменный храм. Когда храм был почти совсем готов, в нем обрушились своды, завалив 20 рабочих. Все были уверены в их гибели, но через 3 дня, когда упавшие камни были разобраны, среди обломков все 20 человек оказались живыми. Повелением царя Иоанна Грозного, часто посещавшего Тихвин для поклонения иконе, при храме, где пребывала икона, в 1560 г. был устроен Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
На протяжении веков обитель служила местом паломничества православных христиан, стекавшихся сюда со всех концов Русской земли на поклонение чудотворному образу Богоматери. А в 17 веке почитание Тихвинской Одигитрии стало поистине общерусским. Защитившая своим покровительством Тихвинский Успенский монастырь во время жестокой осады шведскими войсками в 1613 г. икона Богородицы осенила благословением заключение Столбовского мирного договора со Швецией в 1617 г. — список с чудотворного образа был испрошен у игумена и братии послами, отправившимися из Тихвинского Успенского монастыря в Столбово. Множество происходивших от Тихвинской иконы Богоматери чудес прославили этот образ, ставший поистине национальным сокровищем, общерусской святыней. В 20 веке с наступлением духовного обнищания, подобно тому, как в давние времена Константинополь лишился чудотворного образа, так и Россия утратила свою святыню». Сведения о судьбе чудотворной Тихвинской иконы после 1917 года изложены далее в этом сборнике, при использовании издания - «Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской».
*** Тихвинская икона Божией Матери, находящаяся в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре, была прославлена великими чудесами — прозревали слепые, исцелялись бесноватые. Чудеса, явленные людям, молитвенно обращавшимся к иконе из самых далеких уголков страны, широко прославили святыню по всей Руси. Будучи одной из самых почитаемых икон в нашем Отечестве, Тихвинская икона Божией Матери, осененная неизреченной божественной благодатью, как и в прежние времена, не перестает источать богатые милости всем с верою приходящим и молящимся, подавая надежду на спасение и вечное заступничество. Об этом свидетельствует и данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!