У книжной полки. Афонские старцы о спасении и современном мире

7 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Благодатное старчество, - писал Иван Михайлович Концевич, - есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это – ее цвет, это – венец духовных подвигов, это - плод безмолвия и богосозерцания». «Старчество - говорил священномученик Арсений (Жадановский), - это живая сила, воспитывающая в человеке христианина». Возрождение традиции старчества в России, как известно, произошло в 18 веке, трудами прп. Паисия Величковского, который провел много лет на Афоне, постигая монашескую науку. А надо сказать, что духовную традицию старчества, история которого тянется вглубь веков к истокам зарождения монашеской республики, святые афонские монахи, бережно хранят и передают другим поколениям. Крупицы этого многовекового аскети­ческого опыта собраны на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве Святая Гора и называется – «Афонские старцы о спасении и современном мире».

***

По словам издателей, традиция старчества имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи считают, что старческое духовное наставничество появилось в самом начале христианства (некоторые авторы указывают, что старчество существовало уже в апостольской общине, другие находят проявления старческого слу­жения в Ветхом Завете, иные связывают начало старчества непосредствен­но с появлением монашества). В России (как в исторической науке, так и в обыденном словоупотреблении) именование «старец» преимущественно используется по отношению к подвиж­никам, которые опытно познали духовную брань, подвигами стяжали дар рас­суждения и способны молитвой постигать волю Божию о человеке (т.е. в той или иной мере получили дар прозорливости и потому способны оказывать ду­ховное руководство обращающихся к ним).

На Афоне старцами называют также игуменов монастырей, настоятелей ка­лив и келий, как и вообще престарелых подвижников-монахов. В соответствии с этой трактовкой, старцы — это носители духовной аскетической традиции Церкви, передаваемой из поколения в поколение. Именно на Святой Горе, уникаль­ном месте «на полпути между землёй и Небом», эта традиция вот уже более тысячи лет бережно сохраняется и наследуется подвижниками от своих наставников-старцев. В XX веке афонское монашество пережило новое возрождение. Ключевую роль в этом процессе сыграла плеяда харизматических старцев, привлёкших множество людей к монашеской жизни и оказавших большое духовное влияние на молодое поколение иноков. Среди них: о. Иосиф Исихаст — отшельник, духовник шести из двадцати монастырей Афона; старец Паисий Святогорец — духовный отец многих афонских монахов и большого количества мирян; архимандрит Софроний (Сахаров) — духовный писатель, основавший монастырь Иоанна Предтечи в графстве Эссекс (Англия); и многие другие.

Как говорил схиигумен Герман (Гомзин), настоятель Смоленской Зосимовой пустыни: «Старчество есть основание для доброго монастырского устроения... Первым старцем во всяком монастыре должен быть его игумен. Все великие аввы, создатели иноческих общежитий: Пахомий Великий, Феодосий, Евфимий, Савва и другие - были вместе и духовными руководителями». Старческое руководство появляется и развивается как основное средство воспитания новоначальных иноков, помощи им в борьбе со страстями и духовном возрастании. Идеал старчества напрямую связан с мистическими воз­зрениями монашества, с исихазмом, с понятием обожения — как высшей цели человеческого существования. Это аскетический идеал, с особой силой реализуемый в монашестве, хотя он имеет отношение к жизни каждого христианина. Ведь аскеза - это не отрицание жизни, а способ бегства от мира, от греха.

Как отмечают издатели, старцу необходим личный опыт так же, как и святому (опора на Евангелие и Предание Святых отцов). Как писал митрополит Трифон (Туркестанов), где старчество, там неминуемо и чтение, и изучение отцов Церкви». Поскольку старец — «врач души», он и должен быть опытным человеком (не обязательно в преклонном возрасте), на практике прошедшим борьбу со страстями и искушениями. Сравнение старца-духовника с врачом часто встречается в аскетической литературе, нередко присутствует в старческих поучениях. Например, очень показательны простые слова преподобного Паисия Святогорца: «Подобно тому, как, заботясь о телесном здоровье, человек разыскивает хорошего врача, так же, заботясь о здоровье души, нужно постараться найти хорошего духовника и ходить к этому духовнику, врачу души, регулярно».

Итак, в старце сочетаются личная опытность с опытом жизни в Церкви — соборным участием в таинствах. Вместе с тем, аскетика и богословие оказываются не отделёнными друг от друга, но практически составляют единую традицию. Старчество невозможно без послушничества. Это единая связь и единый процесс, ведь главной задачей послушника является отсечение собственной воли, послушание старцу, полное доверие к нему. Дисциплина послушания, искреннее покаяние помогают обрести смирение, без которого невозможно духовное возрастание. В наше время, в условиях секуляризации мировоззрения, обмирщения идеалов, непрерывных попыток ревизии традиционных ценностей, казалось бы совершенно невозможно существование истинного подвижничества.

Однако известные современные примеры — монашество и старчество на Афоне, подвижничество Старца Паисия Святогорца, массовое возрождение в постсоветский период монастырских обителей в России, основание старцем Ефремом Филофейским монастырей в Америке — доказывают несостоятельность этого убеждения. Огромную роль в формировании наших представлений о старцах играет живое предание. Современные монахи и старцы бережно перенимают опыт своих духовных руководителей-наставников и таким образом цепь преемственности тянется из глубины веков. Это особенно ярко проявилось в России 18 - начала 20 вв. (например, в знаменитой преемственности духовничества, унаследованного от старца Паисия Величковского, который сам провёл годы на Святой Горе Афон, переняв её традицию старчества, до последних Оптинских старцев).

Хотя старчество по преимуществу считается монастырской дисциплиной, с самых ранних времён существуют сведения об окормлении старцами так­же и мирян. Как пишет знаменитый церковный историк проф. Сергей Иванович Смирнов, «и миряне охотно посещали монастыри, и древнее монашество усердно служило миру». Примеры исповеди мирян старцам этот исследователь находит в источниках, начиная уже с 4 в. Существуют свидетельства не просто учитель­ства, но и духовно отеческого пастырства древних монахов в мирской среде. Тем более эти свидетельства мы находим в настоящее время, и на страницах этой книги.

В это издание вошли малоиз­вестные поучения современных пра­вославных подвижников, в том числе — впервые публикуемые на русском язы­ке записи наставлений архимандрита Софрония (Сахарова) и преподобного Паисия Святогорца, сделанные афон­скими монахами. В основу сборника по­ложены суждения авторитетных афонских духовных писателей, богословов, проповедников, духовников. Среди них: игумены афонских монастырей, бли­жайший сподвижник старца Паисия - иером. Григорий (старец Кутлумушской кельи Апостола и Еван­гелиста Иоанна Богослова), духовные преемники о. Иосифа Исихаста и иг. Ефрема Филофейского. Собранные в книге беседы и напут­ствия представляют собой яркий при­мер современного богословия, в основе которого лежит многовековой аскети­ческий опыт Православной Церкви. Наставления современных старцев по­зволяют прикоснуться к живому Цер­ковному Преданию и отвечают на самые злободневные вопросы нашего времени.

***

Жизнь монахов всегда была образцом и примером для подвизающихся ми­рян — и в миру постепенно возникла и утвердилась собственная аскетическая традиция; она передавалась из поколения в поколение и стала неотъемлемой частью исторической памяти православного народа. Однако опыт монахов всегда был и по-прежнему остаётся для мирян актуальным и востребованным примером и идеалом духовности. Уникальность этой книги, по словам издателей, трудно переоценить. Материалы, собранные кол­лективом Издательского дома «Святая Гора», помимо несомненной научной ценности могут принести огромную пользу как монашествующим, так и ми­рянам.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы