Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Григорий (Зумис). Люди Церкви, которых я знал.
Автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, является наместником Дохиарского монастыря на Святой Горе Афон. Архимандрит Григорий (Зумис) прошел через многие испытания и скорби, но в них он приобрел бесценный опыт, который еще более пополнился в его духовническом служении. Воспоминания о пережитом, о встречах с людьми Церкви легли в основу повествования книги, которая вышла в свет в 2010 году в Греции под названием - «Известные мне люди, подвизавшиеся на церковном поприще». В 2014 году эта книга в сокращении была опубликована на русском языке в Издательстве Смирение под названием - «Боголюбцы: Рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах». И вот сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание этой книги, которое осуществил Свято-Троицкий Ионинский монастырь. ***
«Люди Церкви, которых я знал» - так называется книга игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория (Зумиса), написанная в традиции патерика. Старец рассказывает о православных подвижниках современной Греции — о «людях Церкви» — монахах и мирянах, с которыми ему довелось встречаться в детстве, юности, а также за долгие годы своего монашества. Рассказывает о том духовном совершенстве, которого нередко достигают незаметные и незначительные в обществе и Церкви люди. Воспоминания известного афонского духовника написаны живым, образным языком, в них много глубоких размышлений о духовной жизни, о путях спасения. Книга несомненно будет интересна и важна для читателей, взыскующих Господа.
Прежде всего кратко расскажем об авторе книги. Архимандрит Григорий (Зумис) с раннего детства рос на острове Парос, воспитывался под сенью известного во всей Греции монастыря Лонговарда, а духовным руководителем его был старец Филофей (Зервакос). По рекомендации старца в 12 лет он поступил в духовную школу и был перепоручен аввой Филофеем другому старцу – Амфилохию (Макрису). 1 января 1967 года молодой человек принял от этого старца постриг и подвизался под его руководством в скиту. В 1970 году старец Амфилохий преставился Богу, и Григорий с некоторыми другими монахами вынужден был уехать в монастырь в центральной части Греции. Затем еще один монастырь, в Эвритании... А затем его и нескольких братий пригласили на Афон в монастырь Дохиар, где отец Григорий подвизается уже более 45 лет.
О том, как появилась идея создания этой книги, архимандрит Григорий рассказывает в предисловии. «Я не привык, пишет старец, - выезжать из своего монастыря, так как для меня моя келья — лучшее место отдыха. Впрочем, обязанности иногда вынуждают меня это делать. В один из таких редких выездов я оказался в одной многочисленной монашеской общине. После того как братия гостеприимно встретила меня, мы сели в их небольшом архондарике и стали разговаривать о наших странствиях по необъятному морю монашеской жизни. Мы говорили о морской болезни, штормах, штилях и разных берегах. Я прославил Бога за то, что молодые монахи больше пожилых принимали участие в этом разговоре, в котором совсем не было пустословия: мы говорили о трудностях, связанных с внутренним человеком, диаволом и миром, всячески избегая осуждения.
Предметом разговора, по словам автора, были также собственные успехи и неудачи собеседников. «Один молодой монах, - пишет о. Григорий, - упомянул о современном патерике одной из зарубежных Православных Церквей, на что другой, из старших в этом братстве, с большим волнением заметил: «Если бы мы обошли наши греческие земли и получше разузнали о собственных мамах и бабушках, папах и дедушках, то и сами смогли бы написать много томов о чудесных событиях и замечательных людях. Такой патерик весьма помог бы миру, особенно если читать его с духом ученичества и смирением». Этот монах, признается автор, стал для меня вечерним воином, пронзившим копьём моё исстрадавшееся сердце. К счастью, я с детства любил учиться у людей, знающих не понаслышке о страданиях и угнетениях, а также у тех, кто посвятил свою жизнь служению нашей Святой Церкви. Я слушал, смотрел и всё записывал в своём сердце несмываемыми чернилами; всё это было смешано со слезами и кровью, и потому в моей маленькой головке оставалось священным сокровищем. Я никогда не спрашивал, правда ли то, что я слышал, так как сами рассказчики всякий раз добавляли: «Всё это так и было, сынок».
Как отмечалось в одном из предыдущих изданий, рассказы, собранные на страницах этой книги привлекают читателя не только интересным, а нередко и захватывающим сюжетом. Главное в них, это позиция автора, его отношение к ближнему. В простом, как бы незначительном человеке он умеет разглядеть духовную красоту, величие добродетели, достигаемой нередко незаметным миру, суровым подвигом. Добродетели описываются с такой любовью, что хочется немедленно начать им подражать. Тем более что в большинстве случаев это не какие-то сверхъестественные подвиги древних подвижников, а дела, вполне доступные и нам, живущим ныне в миру или в монастыре. Необходимо лишь, по словам автора самопонуждение. Этому качеству посвящена отдельная глава — можно сказать, гимн самопонуждению.
Для примера зачитаю вам небольшой отрывок из этой главы. «С детских лет, - рассказывает автор, - я слышал слова преподобного Иоанна Лествичника: «Монашество есть постоянное понуждение себя». И моя покойная бабушка ЗахарО часто повторяла мне поговорку: «Рабочий день начинается с ночи». Ты допустишь ошибку, если отложишь сегодняшнюю работу на завтра. Я начал удивляться добродетели самопонуждения и полюбил её прежде, чем узнал на деле. И до сих пор я желаю её стяжать как подходящую моему характеру как ни что другое. Как-то я спросил у старца Амфилохия: «Чем монах отличается от мирянина?» На это он мне ответил: «Монах отличается постоянным понуждением себя. После этого он целый вечер рассказывал мне о монахах, подвизавшихся в самопонуждении. Самопонуждение принесло мне столько пользы, что у меня появилась мысль посвятить эту главу нескольким людям, монахам и мирянам, старавшимся понуждать себя, о которых я слышал или которых знал лично».
Так, по словам автора, «легендарный эконом монастыря отец Дамиан до девяноста лет сам мыл лестницу, ведущую к келиям. И мыл он ее не шваброй, а тряпкой, на коленях переползая со ступеньки на ступеньку. А бабушка Лукия, монахиня из БудрУми из Малой Азии... до глубокой старости сама вскапывала огород и каждый год говорила: «Последний раз». И так до ста лет. Да и моя бабушка, - повествует автор, - всегда себя принуждавшая, говорила мне: «Ты никогда не увидишь дня, в который закончил бы все свои дела. Ты должен много часов отнимать у ночного сна, если хочешь чувствовать удовлетворение от того, что хоть что-то делаешь». Самопринуждение – это характерная черта святых и всех вообще в выдающихся людей. Те, кто понуждают себя в материальном, обычно понуждают себя и в духовном».
А вот что автор пишет о праведных женщинах, которых он повстречал на своем пути. В частности он отмечает, что «когда необразованная и простая женщина учится в Церкви, то она становится мудрее мудрецов. Не умея читать, она знает Евангелие и может замечательно пересказывать жития святых. Она знает, когда будни, а когда праздник, когда постный день, а когда нет. О муках и страданиях нашего народа во время его порабощения турками она говорит так, что слова её прожигают сердца слушающих. Она тактична и трудности жизни преодолевает святыми добродетелями. Никакое злоключение не доведёт её до отчаяния, и никакая радость не лишит трезвого рассудка. Прежде всего, у неё есть то, что было и у святых: врождённое благородство и чистота жизни». «Церковная женщина, по словам автора, никогда не бывает верующей только во время скорби, в делах веры она остаётся постоянной». И об этом свидетельствуют рассказы автора.
*** О духовных подвигах своих современников, которые они совершают незаметно для многих окружающих, автор пишет следующее: «Незаметное служение — надёжный путь в Царство Небесное. Тому, кто делает добро втайне, Бог покажет это в день Своего беспристрастного Суда. Незаметное служение, пожертвование, проявление любви к другому имеет великую награду, а иначе и быть не может, ибо она обещана Самим Господом». О таких православных подвижниках, с которыми был знаком и лично встречался архимандрит Григорий, он и рассказывает в своей книге «Люди Церкви, которых я знал».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!