У книжной полки. 9 сентября

9 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Александр Акулов. Моя рыбалка на Афоне.

 

О Святой Горе Афон мы говорили в нашей программе и не раз. Обычно в книгах об этом святом месте рассказывается о святых афонских старцах, о монастырях, которые здесь находятся, о природных особенностях и многом другом. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая, быть может, привлечет читателей своим необычным названием: «Моя рыбалка на Афоне». По сути это дневник современного паломника на Святую гору Афон в один из местных монастырей. А по содержанию — это попытка священника пожить и потрудиться с братией греческою монастыря Дохиар, чтобы хоть в небольшой степени приблизиться к образу жизни, который в пол­ной мере отражает христианское мировоззрение афонских монахов, живущих по древним правилам иноческого бытия... Подробнее об этой книге – далее в нашей программе. ***

Автор этой книги - протоиерей Александр Акулов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» г. Киева, автор книг «Семинарист», «Потерянный в миру» и многочисленных публикаций в различных CМИ. Награждён орденами прп. Нестора Летописца всех трех степеней за активное участие в создании православных теле-и радиопередач, а также за организацию междуна­родного фестиваля православно­го кино «Покров». Открывает книгу автор такими словами: «Предыстория этого дневника такова. Перед поездкой на Афон, о которой я постараюсь рассказать как можно подробней, мне уже пять раз удавалось паломни­чать по Святой горе в разных компаниях. В последний раз сложилось так, что поехал один, и Бог дал мне возможность пройти большую часть Афона с рюкзаком за плечами по кра­сивейшим горным тропам, останавливаясь на службы и но­чёвки в разных монастырях и кельях. Ощущения от такого паломничества были настолько сильными, что уезжать не хотелось совершенно. Наобо­рот, возвращение в Киев казалось каким-то не совсем нор­мальным поступком, в то время как поселиться где-нибудь в отдалённой пещере было бы в самый раз. То, что нужно для души, переполненной духовными впечатлениями и од­новременно удивительным спокойствием, редко дости­жимым в обычной жизни.

Но, как вы понимаете, - обращается к читателям отец Александр, - все эти мысли приходилось всё же отбрасывать и следовать своему плану, последней остановкой в котором зна­чился наш любимый грече­ский монастырь Дохиар. Надо сказать, что назва­ние дневника — «Моя рыбал­ка на Афоне» — возникло уже позже и подсказано владыкой Ионой. Мне так хотелось по­жить в монастыре, как годами и даже десятилетиями живут монахи, чтобы понять всю глубину (или хотя бы её часть) их молитвенного подвига, что именно рыбалка стала аргументированным поводом вернуться на Афон буквально через неделю. Я надеялся, что ловля морских тварей и рыбы для монастыря поможет мне стать полноправным членом дружного и по-настояще­му трудового братского дохиарского коллектива. Другого послушания я не мог себе представить, потому что те рабо­ты, которые осуществляют здесь сами монахи, казались не под силу даже очень трудолюбивому и сильному человеку». О чем здесь говорит автор, вы узнаете из книги, и, как предполагает отец Александр, поразитесь не меньше него.

Как далее признается священник, на удивление многих в монастыре игумен обители, старец Григорий, во время долгожданной вечерней беседы благосло­вил его на это послушание — ловить рыбу — и уже букваль­но через сутки отец Александр обо всём довольно спешно и сумбурно рас­сказывал своему начальнику и духовному наставнику владыке Ионе. «Он удивил меня ещё больше, - пишет автор, - потому что благословил поехать в Дохиар на целых три недели! Скажу сразу, что три недели я не выдержал, и вернулся в Киев ровно через десять дней. И не потому, что устал или надоело, просто соскучился по своим прихожанам и семье. (Хотя уже через пару дней сожалел, что так спешно прервал своё паломничество). Но прошлого не вернуть, а вот рассказать о нём меня обя­зывает послушание, которое я получил от владыки - написать дневник своего паломничества. Вообще на Афоне у меня было три главных послушания: первое от моих прихожан — о них молиться; второе от старца Григория — ловить рыбу, и третье от владыки - писать дневник своею пребывания в монастыре...»

Далее автор описывает свое путешествие до греческого монастыря Дохиар и свое 10-дневное пребывание в нем, а начинает свой рассказ, как и положено, с дороги, которая является интересной и всегда неожиданной частью паломничества на Афон. Не будем пересказывать все впечатления автора, отметим только, что встретили отца Александра в монастыре, «как всегда, по-братски, подтвердили благословение ловить рыбу для братии, выделили комнату и разрешили начать писать свои путёвые заметки. «Я понимал, - пишет автор, - что основные мои послушания — очень ответственные, но вместе с тем и радостные. Что может быть лучше, чем послужить афонскому старцу, своему начальству, и почаще вспоминать в молитвах своих любимых прихожан? Тем более, что прихожане передали для игумена монастыря — старца Григория — записки со своими сокровенными вопросами и с нетерпением ждали моего возвращения, чтобы услышать духовный «приговор» с его стороны. Ответственно, но и интересно очень!»

Стоит отметить, что автор книги не только ловил рыбу и записывал увиденное, он также потрудился вместе с афонскими монахами на их послушаниях, и только так понял, насколько тяжелейший труд сопутствует монашеской жизни. Но, исполняя даже самое трудное дело, на лицах у монахов, по словам автора, «только радость, будто они играют в какую-нибудь любимую игру. При этом каждый из них может дополнительно делать любую работу: и на тракторе, и на экскаваторе, и на машине за грузом съездить. Абсолютная и полная взаимозаменяемость. Работы не останавливаются практически ни на минуту. Если кто заболеет, братия за него помолится и возьмёт часть его обязанностей на себя, даже не возмутившись увеличенной нагрузкой. Друг друга они могут подменить везде – и в церкви, и на кухне, и на стройке. И я не видел, - говорит отец Александр, - чтобы кто-то плохо отозвался о брате или осудил. Вместо упрёка – помощь, вместо крика – улыбка, вместо осуждения – молитва. Нам бы так…»

На чем же держатся монахи в своём служении? «В первую очередь, - отмечает автор, - им помогает Иисусова молитва. Мы плывём в лодке, и я слышу, как братья творят Иисусову молитву. Келарь режет овощи и произносит еле слышное «Господи, помилуй». И так везде, во всём и со всеми. Они могут остановиться и поговорить на разные темы, но у меня нет сомнений, что и в этот момент их ум занят Господом. Они общаются сердцем, поэтому и являются носителями Божьего Духа, вездесущего и милующего всех здесь живущих. Они и есть те самые современные духоносные отцы, жаждущие милости Божьей и прощения, которое и выражают сердцем в Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». Без этой самой короткой христианской молитвы многие труды наши тщетны, несовершенны и носят характер больше не духовного творения, а редкого эмоционального вспоминания Бога.

Именно Иисусова молитва больше всего на свете помогает жить, любить и строить свои отношения с Господом. Она и есть главная молитва труда! И даже если здесь и отдыхают, то в это время поют псалмы и песнь «Богородице Дево, радуйся». Какой хороший пример: хочешь хорошо потрудиться, твори Иисусову молитву, а в минуты отдыха прославляй Богородицу. И будет всё по воле Божьей, благодаря Его милости и заступничеству Царицы Небесной!» Ну и возвращаясь к непосредственному послушанию автора, т.е. его ловле рыб, предлагаем задуматься над таким вопросом: Чем отличаются простые рыбаки, которых мы видим на берегах наших рек, от рыбаков – афонских монахов? На этот вопрос мы ответим словами отца Александра. Исполняя послушание, он делится своими наблюдениями. «Ночью, - пишет батюшка, - вспоминая лица собратьев-рыбаков, я подумал, что таких взглядов никогда не встречал. Их лица светились от доброты, во всех движениях была уверенность.

Человека с таким взглядом, - отмечает автор, - редко встретишь на наших улицах. И это глаза не беззаботных и праздных людей, у которых по жизни нет проблем. Все бы так трудились, как местные монахи… Но это взгляд в небо, на Христа, Который улыбается в ответ и исполняет радостью душу. Глаза излучали спокойствие и свидетельствовали о присутствии Царствия Божия внутри самого человека уже здесь и сегодня. Если бы научились мы именно так смотреть на себя и на мир, наша жизнь могла бы быть совсем другой — более спокойной, мирной и человечной. И для этого совсем не обязательно уходить в монастырь. Достаточно полюбить Христа, как любят монахи, и принимать Богородицу в своём доме, как родную Мать. Вообще лица афонских обитателей настолько красноречивы в своём молчании, что лучше всяких слов говорят о человеке и о его внутреннем мире».

 

*** В завершении своей книги протоиерей Александр Акулов пишет: «Вот и подошли к концу мои афонские заметки. Но не всё так просто. Афон невозможно описать документально. Наверное, у меня получился рассказ о поездке в фантастическую страну или, может быть, всё это больше похоже на хороший сон… Но на земле точно есть такое место. Я там уже не раз бывал и буду стремиться туда всегда, пока жив. Монахи Афона живут, как должны жить все христиане. Святогорцев уже не десятки тысяч, как было 1000 лет назад, но их молитва за весь мир питает нашу жизнь и защищает от гнева Божия. По сути, монахи Дохиара делают всё то же, что пытаемся совершать и мы в своей духовной жизни: молятся, постятся, ходят на бдения и борются со страстями. Но как они это делают, я надеюсь, мне удалось хотя бы в малой степени передать в своих дневниках…

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы