Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сибирская Благозвонница. Святой Иоанн.
Русских людей за пределами России раньше часто звали «Иванами». В языке русском, в фольклоре и сегодня не забыты Иванушка-дурачок, Иван-царевич, братец Иванушка, а вместе с ними и ванька-встанька. Отличает их всех, если верить народному творчеству, помимо индивидуальных качеств общая им удивительная открытость, щедрость, даже жертвенность. Народ и по сей день относится к своим героям с большой симпатией, прозревая за видимой простоватостью настоящее богатство, которое в рублях и аршином общим не измеришь. Что за богатство? Откуда? Заглянув для начала в Святцы, вспомним, что Иван наш в первую очередь — ИОАНН. И поймем, к чему это обязывает. А расскажет о святых с этим именем очередная книга, выпущенная в свет Издательством Сибирская Благозвонница. Она так и называется – «Святой Иоанн». ***
Итак, - Иоанн. В предисловии книги издатели дают такую справку. Имя это древнееврейского происхождения. От него произошло русское имя Иван. Что в переводе означает «благодать», «Божия милость». Понять, какими качествами в соответствии со своим именем был призван обладать мальчик, потом мужчина, несложно, если вспомнить однокоренные с ним слова в русском языке: благо, благодарность, благоговение, благодетель, благополучие, благородство и другие. То есть, знакомясь с человеком с этим именем, можно по определению рассчитывать, что он к тебе благорасположен и ты ему в чем-то благоприятен. Во всяком случае, и в этом был изначальный замысел, и на это тоже Иван благословлен свыше.
В русских Святцах имя Иоанн было одним из часто встречаемых среди святых. В наше время к ним прибавилась великая рать Иоаннов - новомучеников и исповедников Церкви Русской, названных в свое время в честь святых Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя, Иоанна Воина и других. Точно установить, в честь кого именно, по понятным причинам, довольно трудно, а чаще — невозможно. В такие времена жили, что хорошо хоть имя осталось. Но сами они хорошо знали: по имени и житие... Этой известной житийной формуле стремились соответствовать строго, истово, творчески. И в миру не только православные, но и просто добропорядочные обыватели, видя примеры благочестия, старались следовать правилу: помни имя свое! Не все, конечно, ведь были и те, кто творил последующие беззакония, бесчинствовал и глумился. И все-таки в основной своей массе люди работали честно, любили ближнего и почитали родителей, на чужое не зарились...
Однако когда преобладающее количество православных в обществе растеряло, утратило былую крепость в своей вере, случилось то, что случилось. Конечно, объяснять разрушительные катаклизмы в обществе и нравственные метаморфозы в человеке только этим нельзя. Но смеем надеяться, - пишут издатели, - по прочтении этой книги у читателя появится потребность поразмышлять, почему же святые нередко вступают в острое противоречие с бытующими общественными условиями и господствующими взглядами на мироустройство и оказываются на кресте или плахе у тиранов, а Церковь рано или поздно начинает мешать всевозможным вождям в их «революционных преобразованиях», и ее снова начинают распинать на ветхозаветный манер. Однако содержание книги этим не ограничивается. В ней присутствует множество тем, раскрытию которых способствует лишь совокупность всех судеб святых подвижников, независимо от того, каким образом сложилось их христианское служение Богу и чем завершился земной путь каждого из них.
Например, тема любви. Конечно, в данной книге это сквозная тема. Какой же праведник без любви? Но что сокрыто в этом слове? Человек светский, пока еще далекий от Господа, и тот не без основания полагает, что хорошо знает, о чем, собственно, речь. Ведь «о любви так много песен сложено»! А уж человек верующий, ищущий Бога, тем более. Он ведь и Святое Писание прочел, и в церкви в молитвах с Христом собеседует, и батюшку слушает. Не исключено, что многих из нас буквально переполняет любовь, при этом самая христианская. И мы все о ней знаем. Но не станем спешить, последуем совету одного из великих Оптинских старцев, преподобного Макария: «Мы далеки еще от любви Божией, и смиритесь в своем мудровании...». Далеки и в мирском, и возвышенном понимании, а самообольщение наше, по убеждению преподобного, происходит «от непознания» самих себя.
Еще одна тема – «гонение на Церковь» встретится не раз на страницах этой книги применительно как к коммуно-атеистическому миру, так и к языческому, «когда он был моложе». Причины гонений, пожалуй, были неизменно богоборческие. А вот обстоятельства этих гонений отличались разительно. Соответственно, и мученический подвиг христиан древности и современности предстает по-разному. Например, согласно римским законам, достаточно было просто установить, является ли обвиняемый христианином или нет. При этом у подсудимого была возможность спасти свою жизнь через отречение от Христа, подтверждаемое совершением языческого жертвоприношения. Для власти такой исход процесса был более предпочтительным, поэтому нередко, о чем повествуют многочисленные жития мучеников, твердых в вере христиан стремились склонить к отречению пытками. Записывать же в христиан тех, кто таковым не являлся или переставал быть, у римлян особого резона не было. Следовательно, не было и необходимости прибегать в судопроизводстве к фальсификациям.
Новомучеников же в веке двадцатом обвиняли в политических преступлениях, в которых они себя виноватыми не считали, поскольку держались в стороне от политической борьбы. Мученическим актам древности как историческим источникам вполне можно доверять, поскольку у языческих правителей не было нужды искажать в них суть дела. Следственные дела советской поры изобилуют крайне тенденциозными обвинительными материалами, лживая власть стремилась представить картину в совершенно превратном виде. Свидетельство о Христе мучеников первых веков зажигало верой новые сердца, Церковь победно утверждалась по всей Римской империи и за ее пределами. Подвиг же новомучеников всячески скрывался от глаз, а средства коммунистической пропаганды изливали на них потоки клеветы. И самым печальным было то, что эта клевета в немалой мере достигала цели: миллионы одурманенных атеизмом советских людей теряли веру.
Однако, поразителен итог последних гонений. Церковь Русская выстояла, а богоборческая власть пала. Кровь новомучеников тоже стала семенем христианства, хотя и произросло это семя спустя десятилетия. Они, святые, учили смирению, терпению, любви, кротости и сами служили тому примером. Они проповедовали: Не люби того, что в мире (1 Ин. 2:15—17), потому что он - лукав, жесток, в нем много соблазнов. И шли в затвор, в пустынь... поближе к Богу. Таким был один из первых мучеников Церкви Христовой – Предтеча Иоанн, житием которого открывается данная книга, такими были и другие святые, а также подвижники благочестия, жившие в разные времена, но одинаково любившие Бога.
Как отмечают издатели, и у святых людей с именем Иоанн кроме имени, было много общего, за что, собственно, их святыми и почитают. То есть людей вполне земных, телесных, но на которых действительно «почиет благодать». Так, с древних времен и до сего дня святые пророчествовали, обличали, исправляли... Не углубляясь, а лишь предваряя содержание книги, издатели говорят, что пророчества святых, например, Иоанна Крестителя и Иоанна Кронштадтского хотя и не равнозначны, и не соизмеримы по своим масштабам и последствиям, однако почерпнуты из одного Священного источника. Да и выбор, который сделали эти святые, и в частности святые с именем Иоанн, повторяется из века в век. Об этом и многом другом помогает задуматься эта книга.
*** В российской истории найдется немало великих мужей с именем Иван или Иоанн, как прославленных, так и непрославленных в лике святых. Так, например, образцом жертвенной любви к Отечеству наряду со святым Иоанном Русским является Иван Сусанин. Рядом с праведным Иоанном Кронштадтским стоит такой патриот России, как мыслитель Иван Ильин, а среди современников старца Иоанна (Крестьянкина) - славные сыны Родины: легендарный летчик Иван Кожедуб и Герой Советского Союза Иван Иванович Иванов. Будем надеяться, - говорят издатели, - что, читая собранные в этой книге материалы о восхождении Вани к Ивану, от Ивана к Иоанну, а от Иоанна к вершинам святости, читатели не только познакомятся с подвижнической жизнью многих святых и благочестивых христиан, но и себя познают лучше.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!