У книжной полки. 9 июня

9 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

На пути к вечности. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

 

В ближайшее воскресение, когда Святая Церковь будет праздновать День Всех святых, мы помимо этого вспомним святого, жившего совсем недавно, нашего современника - святителя Луку (Войно-Ясенецкого), профессора хирургии, лауреата Государственной премии. На его долю выпало то, что пережил любой русский православный архиерей первой половины 20 века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. Пройдя весь этот многотрудный путь, владыка Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был: в застенке, на кафедре, за операционным столом — он был носителем слова: Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах (Мф. 5:16). Святитель Лука отошел ко Господу 11 июня 1961 года, оставив в наследство потомкам не только труды по медицине, но и богословские сочинения. По этим творениям святителя Луки была составлена книга, которая вышла в свет в Издательстве Летопись в серии «От сердца к сердцу». Она называется – «На пути к вечности. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». ***

В этой небольшой книге в алфавитном порядке собраны избранные поучения из проповедей святителя Луки. Из жизнеописания Владыки известно, что большую часть своих проповедей он произнес в годы управления Крымской епархией. «Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», – говорил он и, проповедуя, подражал своему небесному покровителю – апостолу и евангелисту Луке. Прежде чем приступить к чтению избранных наставлений святителя, взятых из его проповедей, издатели предлагают познакомиться с кратким жизнеописанием Владыки Луки, которое, без сомнения знают многие наши читатели. Однако повторить и вспомнить отдельные моменты из жизни святого архипастыря никому не будет лишним.

Как пишет автор-составитель издания, Наталья Ивановна Чунтонова, «Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчь, в дворян­ской семье польского происхождения. В юности увлекался живописью и мечтал стать художником, но все же выбрал профес­сию врача. Будущий святитель решил, что не имеет права делать то, что ему нравится, но должен трудиться для об­легчения страданий людей. В 1898 году юноша поступил в Киевский университет на медицинский факультет, по окончании которого собирался стать земским врачом, чтобы помогать бедным людям. Но судьба распорядилась иначе. Россия вступила в войну с Японией, и в 1904 году Валентин Войно-Ясенецкий от­правился на Дальний Восток. Там на­чалась хирургическая практика, а вскоре и семейная жизнь моло­дого врача. Через некоторое время хирург Войно-Ясенецкий уехал в Москву, где занимался научными ис­следованиями. В 1916 году он успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хи­рургии.

Чтобы содержать семью, Валентин Феликсович совмещал научную деятель­ность с врачебной практикой в разных селах и городах. В 1917 году будущий святитель пе­реехал в Ташкент в связи с болезнью жены. Он был назначен главным вра­чом Ташкентской городской больницы и одновременно преподавал в местном университете. Там, в Ташкенте, умер­ла от туберкулеза легких жена Войно-Ясенецкого. По просьбе хирурга, заботу о воспитании его детей взяла на себя операционная сестра, Софья Сергеевна Белецкая. Все последующие годы дети профессора были на ее попечении. После смерти супруги Войно-Ясенецкий полностью ушел в работу, но при этом постоянно посещал церковь. Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опро­вержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновен­но выступал, епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) сказал: «Доктор, вам надо быть священником!», и Валентин Феликсо­вич, не раздумывая, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

Никогда не помышляя о священстве, Войно-Ясенецкий тотчас принял, предложение иерарха. В бли­жайшее же воскресенье он был рукопо­ложен в диакона, а через неделю возве­ден в сан иерея. Священническая хиро­тония состоялась 15 февраля 1921 года. Валентин Феликсович не по­боялся в годы гонений и всеобщего богоотступничества принять священни­ческий сан. Он трудился одновременно как врач, как профессор и как священ­ник, служа в соборе только по воскре­сеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но был вдохновенным, талантливым проповедником, а свои наставления до­полнял духовными беседами на живо­трепещущие темы. В 1923 году отец Валентин принял тайный монашеский постриг от рук епископа Уфимского Андрея (Ухтомского). В нем он получил новое имя в честь святого апостола, евангелиста и художника Луки. В том же году иеромонах Лука в строжайшей тайне был хирото­нисан во епископы. И с этого времени начался крестный, исповеднический путь святителя.

А сейчас давайте обратимся к поучениям, которые вошли в этот сборник и прочитаем некоторые из них. Вот, например, что говорит святитель Лука о том, какие пути выбирает человек в своей земной жизни, и это очень важно для нас. «Вы знаете, - говорит Владыка, - что во всей вселенной и во всей жизни человеческой всегда все происходит по великому закону непрерывного развития. Ничто не остается неизменным, все течет, все изменяется, как сказал великий мудрец древности. Все развивается, все совершенствуется. И если человек избрал путь добра и правды и неуклонно шел по нему все дальше и дальше, то он, в течение всей жизни своей творя правду и добро, свой дух совершенствует в этом направлении и становится достойным того, чтобы и в жизни вечной продолжать это свое развитие, – и он продолжит его, когда услышит от Страшного Судии: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25, 34).

В этом царстве, в царстве вечной правды, в свете любви Божественной будет без конца развиваться его дух в том же направлении, в каком развивался на земле дух праведных, и в этом будет их вечная радость, их вечное блаженство. А что же, неужели не будет справедливо сказать, что если человек избрал путь зла и неправды, то сердце и ум его в этой жизни развивались и совершенствовались во зле и неправде? А если так, то и в жизни вечной продолжает он развитие в этом же направлении. А где же, если и не там, в страшном месте, уготованном диаволу и ангелам его, будет он продолжать свое дальнейшее развитие? Конечно, с диаволом и ангелами его. О, Господи, Господи, - восклицает святитель, - как же это страшно! Как потрясающе ужасна участь тех, которые избрали путь зла! Убоимся же, - увещевает он, - убоимся все мы, уйдем с пути зла, изберем путь правды и добра. А что значит избрать путь правды? Это значит исполнить весь закон Христов, ибо вся правда заключается в этом святом Божием законе».

А вот слова архипастыря, напоминающие нам о том, как важно уметь благодарить Бога за все, что Он нам посылает, будь то радость или невзгоды, здоровье или болезнь. «Знайте и помните, - говорит святитель Лука, - что благодарность Богу, возносимая нами в молитве, вместе с покаянием, приносимым Ему, глубоко, в самом корне изменяет сердце наше. Если мы всегда благодарны, если исповедуем грехи свои, то душевный наш взор постепенно просветляется, и мы получаем способность видеть то, что в сердце нашем; научаемся следить за собой, замечать то, чего не видят люди распущенные нравственно, люди душевные, а не духовные, получаем способность более глубокого сосредоточения. Полное очищение сердца и благодарность наша Богу дает нам великую Божию благодать. Вот почему так важно, так необходимо всегда благодарить Бога».

Ну и еще одно наставление очень полезно услышать в преддверии Петрова поста, который наступит после Недели Всех святых и продлится в этом году ровно месяц. Итак, святитель Лука, на вопрос: «Почему должны мы с великим благоговением относиться к посту?» - отвечает: «Прежде всего потому, что пост установлен Самим Господом нашим Иисусом Христом, а если Он установил, то значит, это важно, это свято; надо это чтить всем сердцем, надо соблюдать слова Его». Для тех, кто утверждает, что пост вредит здоровью, предназначены следующие слова святителя. «Каким непостижимым для нас постом постились во множестве все преподобные отцы и жены. Они постились постом постоянным, для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего. Это, может быть, покажется вам опасным: как так, только хлеб и вода, а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах, и тем не менее в таком тяжелом посте жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства. Они часто разрушают наше здоровье, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, часто вызывают головные боли, подагру. Болезней этих совсем не знали те преподобные, которые жили всегда в тяжелом, суровом посте. Итак, да не сомневается никто, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и телу, и духу». Тем более что пост – это не только пища, но как говорит архипастырь, и наше «духовное устроение».

 

*** Читая наставления святителя Луки (Войно-Ясенецкого), которые в частности представлены и на страницах этой небольшой книги, понимаешь, что они не потеряли своей актуальности до наших дней, как будто произнесены не несколько десятилетий назад, а вчера или сегодня. Проповеди святителя Луки отвечают на самые жизненные вопросы, которые, как и прежде стоят перед православными христианами, и заставляют задуматься о своей жизни. Ведь как говорил Владыка, «недостаточно быть только простыми работящими, трезвен­ными людьми. Но необходимо бодрствовать над своими сердцем и душой, хранить их чистоту и главной целью жизни своей иметь соблюдение святейших заповедей Господа нашего Иисуса Христа». Так жил сам святитель Лука, к этому он призывает и нас посредством своих проповедей.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать