У книжной полки. 9 декабря

9 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Игорь Васильевич Евсин. Труды игуменские и другие рассказы.

 

6 декабря 2006 года отошел ко Господу архимандрит Авель (Македонов). Святогорец, наместник Иоанно-Богословского Пощуповского монастыря под Рязанью, мудрый духовник и наставник, отец Авель был одним из тех светочей веры, благодаря которым традиции подвижничества сохранялись и преумножались. Все, кто присутствовал на его отпевании, ощущали неотмирную радость. По-человечески печалились, даже скорбели о том, что ушел старец, духовный отец, к которому в трудных ситуациях всегда можно было обратиться за поддержкой. Но в глубине души радовались, что обрели духовного помощника на небесах. О жизни и подвижническом служении на ниве Христовой архимандрита Авеля (Македонова) рассказывает книга Игоря Васильевича Евсина, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется - «Труды игуменские и другие рассказы». ***

В основе книги — рассказы самого архимандрита Авеля о своей жизни, начиная с самых ранних лет, с детства, и кончая последней проповедью перед своей паствой. Автором книги, пополнившей документально-жизнеописательный раздел издательства Сретенского монастыря, выступил Игорь Васильевич Евсин, являющийся также и главным редактором православного издательства “Зёрна”. Как отмечают издатели, это уже далеко не первая его книга данной тематики - еще одним подобным трудом этого автора является книга “Они служили в Летово...”, которая повествует о трех подвижниках XX века, в разное время служивших в Космодамиановской церкви села Летово Рязанской области: архим. Иоанне (Крестьянкине), архиеп. Глебе (Смирнове), прот. Викторе Шиповальникове.

Как повествует автор, родился архимандрит Авель 21 июня 1927 года в богатом своей более чем многовековой историей селе Никуличи. А его рождению предшествовала такая история. По словам автора, род Македоновых издревле был крепок в православной вере. Родители архимандрита Авеля Николай Лазаревич и Феодосия Митрофановна также были глубоко верующими, людьми. Феодосия и бабушка по отцу Татьяна ходили поклоняться святыням Николо-Радовицкого и Иоанно-Богословского монастырей. Придя в Иоанно-Богословскую обитель, они оставались там на два-три дня. Усердно молились пред чудотворным образом апо­стола Иоанна Богослова о ниспослании Феодосии здорового ребенка. И услышал Господь молитвы Македоновых в Иоанно-Богословском монастыре. Забеременела Фео­досия в третий раз и утешилась чудным явлением самого апостола, которому молилась в обители его имени.

Случилось это так. Однажды приснился ей благообразный старец. Подал ножницы и отрез чер­ной ткани. Феодосия не узнала Иоанна Богослова и в недоумении спросила: «Дедушка, зачем вы это мне даете? Ведь я и шить-то не умею». «Так это не для тебя, а для твоего сына, который родится», — ответил старец. Она не поняла значения этого сна. Подумала, что ее сынишка будет портным. На самом же деле отрез черной ткани означал его монашеское облачение, а ножницы — что он будет постригать в монахи бла­гочестивых христиан. Наутро, когда семья Македоновых проснулась, Феодосия рассказала всем о видении неизвестного ей старца. Но так и не догадалась она, кто же явился ей во сне. И лишь через много лет в старце, который предсказал будущую жизнь архимандрита Авеля, он сам, когда уже стал наместником Иоанно-Богословского монастыря, узнал апостола Иоанна Богослова, изображенного на старинной монастырской иконе. На ней апостол Иоанн Богослов выглядел точно так, как его описывала Феодосия. «Вот ведь как, - удивлялся отец Авель. - Я еще не родился, в утробе матери был, a Иоанн Богослов всю мою жизнь наперед знал».

Свое имя Авель – старец получил, приняв монашеский постриг. А при рождении своем был крещен с именем Николай. Как рассказывает автор, родился будущий пастырь в пору, когда в России разбушевались Каины, убивавшие своих же братьев. Захватившие власть безбожники разрушали храмы, расстреливали священников. Торжествовали мнимую победу. Но Каины даже помыслить не могли о том, что в это время, когда от их рук погибают одни Авели, нарождаются другие. Что крестившийся в без­вестном рязанском селе младенец Николай станет тем Авелем, который будет восстанавливать попранное Каинами. Восстанавливать порушенные храмы, возрождать поруганную веру, спасать погибающие души... Любовь к Богу проявилась у Николая с младенчества. Говорить не умел, а Бога уже любил. Его родители замечали, что, когда плачущего сыночка про­носили мимо часовни, он успокаивался. Когда он подрос, ребятишки прозвали его Коля-Монах; а он совсем не обижался, наоборот, просил: «Господи, сделай так, чтобы я действительно стал монахом».

Монашеский постриг Николай принял в 18-летнем возрасте, 23 ноября 1945 года. Постригал его в монашество архиепископ Рязанский и Касимовский Димитрий (Градусов). Как повествует автор, юноша мечтал носить имя Иосиф, в честь Иосифа Аримафейского. Владыка Димитрий знал об этом, но дал ему имя со значением. Он говорил об этом значении так: «Авель – значит печаль, потому что родители у тебя умерли рано. Авель – жертвенность, потому что в жертву принесена была юность. Авель – первомученик, потому что ты стал первым пострижеником в Рязанской епархии после революции и на этом пути тебе предстоят страдания». Вот так в новом имени, по словам автора, отразилась вся жизнь Николая Македонова. В том же году архиепископ Димитрий рукоположил монаха Авеля во иеродиакона, а спустя два года – во иеромонаха.

Однако, как рассказывал сам отец Авель, когда владыка объявил ему о своем намерении возвести его в сан иеромонаха, то он испугался, что по молодости и малограмотности не сможет быть пастырем своих прихожан. А владыка Димитрий сказал ему: «Это воля Божией Матери, чтобы ты стал священником. Ты обязан ее выполнить». Но отец Авель испуганно ответил: «Если бы Божия Матерь повелела рукоположить, то прежде приуготовила меня к этому, уберегла от грехов и от видения той скверны, которую вокруг вижу. Ведь надо, чтобы я чистым пред прихожанами предстал». Улыбнулся на эти слова владыка Димитрий и говорит: «Ты не прав, мое чадо. Ведь священник — это духовный врач. А что же это за врач, который не знает людских болезней. Придет к тебе человек с грехом на душе, а ты даже не знаешь, какой дать ему совет, не знаешь, чем ему помочь. Потому Господь и попускает тебе познать грехи людские, чтобы ты смог определять причины духовных болезней». «И все-таки, спросил отец Авель, - как же я стану священником, если даже и проповедовать не умею?» «А тебе и не надо проповедовать. Живи по-Божьему, исполняй евангельские заповеди, и это станет твоей лучшей проповедью», - ответил ему Владыка.

И так он и жил - по-Божьему, исполняя евангельские заповеди. Живую веру, обретенную с детства, отец Авель впоследствии передавал сотням и сотням людей. Как-то один из духовных чад архимандрита Авеля, впав в грех маловерия, признался: «Батюшка, кажется Господь оставил меня. Тягостно на душе и темно. Так темно, так темно...» «Да как же это оставил, если Он в соседней ком­нате сидит?» — удивился отец Авель. «Как в соседней комнате?!» «Да так... Поводил он тебя, несмышленыша, за ручку, показал свет, а ты, подрастая, баловаться начал. Вот он тебя в наказание и оставил одного в тем­ной комнате. А Сам, как любящий Отец, в соседней комнате ждет, когда придешь к Нему, прощения по­просишь». Ну как, - отмечает автор, - после такого разговора не утешиться, не воспрянуть духом?

«Путь к Отцу Небесному нелегкий, — говорил батюшка Авель. — Сначала Он нас, как малых детей, за ручку водит, а потом одних оставляет, чтобы мы сами к Нему шли. В такие минуты может появиться у человека скорбь и теснота на душе. Но эти минуты являются для него испытанием, которое он должен пройти, преодолевая малодушие и мало­верие». А в особо тяжелых ситуациях, не зная, что посо­ветовать своему духовному чаду, архимандрит Авель говорил: «Подожди, я помолюсь, попрошу Матерь Божию, может Она меня вразумит, подскажет, что надо делать». И, свидетельствует автор, - молился, и вразумлялся...

 

*** Приняв священный сан, отец Авель более 50 лет служил у престола Божия. Служение его проходило сначала в храмах Рязани и Рязанской области, а затем в Ярославле и Угличе. В феврале 1970 года иеромонах Авель был отправлен в командировку в русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон, где спустя какое-то время он был избран игуменом обители. Через девять лет, по состоянию здоровья старец вернулся в Россию, и был назначен почетным настоятелем Борисоглебского кафедрального собора города Рязани. После празднования Тысячелетия Крещения Руси, православные обители стали возвращать в лоно Русской Церкви. Был передан Церкви и Свято-Иоанно-Богословский монастырь, наместником которого вскоре стал отец Авель. Около 15 лет трудился старец, возрождая поруганную обитель, и именно этот монастырь стал местом его упокоения 9 декабря 2006 года. Обо всем этом рассказывает книга «Труды игуменские и другие рассказы». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать