У книжной полки. 9 августа

9 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

А. Велько. Святой великомученик и целитель Пантелеимон.

 

В праздники мы желаем друг другу крепкого здоровья и долголетия. Действительно, и душевное и телесное здравие очень важны для человека, ведь это залог его плодотворной жизни. Но, к сожалению, люди нередко болеют, обращаются за помощью к докторам. Мы знаем, что болезни наши зачастую посылаются нам Господом как очищение от грехов и как испытание нашей веры. И об исцелении нужно молиться Богу, Пресвятой Богородице и святым. Очень много верующих в случае болезни обращаются с молитвой к святому небесному целителю — великомученику Пантелеимону, память которого мы празднуем сегодня. А на нашей книжной полке представлена книга, которая рассказывает об этом святом. Она вышла в свет в Издательстве Белорусская Православная Церковь и называется «Святой великомученик и целитель Пантелеимон»

Книга «Святой великомученик и целитель Пантелеимон» продолжает уже знакомую нашим читателям серию «Святые во Христе», идея и разработка которой принадлежит Александру Велько. И, как предыдущие издания этой серии, она содержит большой информационный материал: многочисленные изображения редких икон, гравюр, литографий и фотографий, репродукции картин художников, авторские картосхемы. Житие святого Пантелеимона проиллюстрировано работами талантливых художников Виктора Прапорщика и Андрея Шишкина. В подготовке книги неоценимую помощь оказали сестры Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря (Беларусь), Анатолий Холодюк (Германия) и директор Международного института Афонского наследия Сергей Шумило (Украина)

Издание книги, по словам директора Издательства иерея Алексея Кондрашова, приурочено к 1000-летию русского святогорского монашества, а также к визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России В. В. Путина на торжества на Святой Горе Афон в мае 2016 года. В прекрасно иллюстрированной книге излагается не только Житие святого Пантелеимона и описание его чудес, но и история почитания святого и святынь, связанных с ним. Издание содержит рассказы о древних храмах в честь святого Целителя, сохранившихся до наших дней, и вновь построенных, находящихся во многих странах мира. Отдельные главы книги посвящены удивительной истории храмов Святого Пантелеимона в Никомедии и на Новом Афоне и знаменитого Свято-Пантелеимонова монастыря на Горе Афон. К истории последнего мы сейчас и обратимся.

Стоит отметить, что обитель в честь свя­того великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон яв­ляется одним из древнейших монастырей. Точная дата основания монастыря не известна, она теряется в глубокой древности. По словам издателей, существует аргументирован­ное предположение, что в 988 году, во времена Кре­щения Руси, обитель в честь великомученика уже существовала. Монастырь имел второе название, упо­минаемое в древнейших афонских актах, — «обитель Фессалоникийца». Исходя из этого названия можно предположить, что монастырь первоначально был основан и населён славянами — выходцами из Фесса­лии (исторической области в Северной Греции) и го­рода Фессалоники (Салоники). Обитель Святого Пантелеимона, как указывает­ся в акте 1169 года, была «многолюдна и имела пер­венство между второстепенными как по обширно­сти, так и по блеску». И это говорилось в те време­на, когда на Афоне уже существовали Великая Лав­ра Святого Афанасия, Ватопед, Ивер и другие знаме­нитые монастыри. Было с чем сравнивать.

Однако, как говорится далее, - со временем «отъ малочисленности монаховъ, отъ не­достатка продовольствия и отъ распадения ея стенъ и жилищъ» обитель Фессалоникийца потеряла свой блеск. Неподалёку от монастыря Святого Пантелеимона, на восточной стороне Афонской горы, находилась «обитель Росов», посвященная Успению Пресвятой Богородицы. В этой обители подвизались не только греки, но и представители других народов, большинство из которых были выходцами с земель Древней Руси — «росами» («русами»), как их тогда называли. Точная дата основа­ния «обители Росов» также теряется в глубокой древности. По преданию, монастырь основан был вскоре по­сле Крещения Древней Руси (988 г.) благодаря попечению святого равноапостольного великого князя Владимира, Кре­стителя Руси, и его жены — византийской царевны Анны. Первое же из известных письменных упоминаний о древнерусском монашестве на Святом Афоне относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящих­ся в библиотеке Великой Лавры Святого Афанасия, среди подписей игуменов монастырей Святой Горы имеется собственноручная подпись игумена «мо­настыря Росов» — старца Герасима.

В 1030 году обитель русичей снова упоминается в святогорских документах, но уже с названием Успе­ния Пресвятой Богородицы Ксилургу. Слово «ксилур­гу» (греч. - плотник, древодел), возможно, подчёркивало, что здешние монахи прославились как замечательные плотники. А это также свидетель­ствует о том, что среди монахов были русичи, которые изначально строили свои жилища и храмы из дерева, тогда как греки — из камня. Какими были связи оби­тели Ксилургу с Русью, остаётся неизвестным. Можно предположить, что развитию монастыря содейство­вали князья Руси, в особенности великий киевский князь Ярослав Мудрый (1019—1054), много сделав­ший для Православной Церкви. Монастырь Ксилургу довольно быстро заполнял­ся насельниками. Вскоре монахам здесь стало тесно. Поэтому игумен Лаврентий обратился к Священно­му Совету Афона с просьбой передать «одну из находящихся на Святой Горе обителей, ради её устро­ения и пользы».

И в 1169 году святогорцы, как от­мечено в акте, «по долгом рассмотрении и сообща рассуждении» решили «с общего согласия» передать игумену Лаврентию и его монахам опустевшую и полуразрушенную к тому времени «обитель Фессалоникийца» — монастырь Святого Пантелеймо­на. Вскоре иноки-русичи перебрались в новую оби­тель, расположенную на прекрасной возвышенно­сти, в окружении девственной природы. Так, начиная с 1169 года, «обитель Фессалоникийца» стала именоваться просто «монастырь Свято­го Пантелеймона росов». О том, что было дальше, как развивался монастырь и кто ему в этом помогал, читатели смогут узнать, прочитав эту книгу. Здесь же они найдут объяснение тому, почему святой Пантелеимон считается покровителем Русского флота, и узнают, где хранятся мощи великомученика.

Также в отдельной главе описаны чудеса, сотворенные святым Целителем при его земной жизни, и помощь, которую получают люди по молитвам к этому угоднику Божию. Как отмечают издатели, семнадцать веков прошло со времени кончины великомученика Пантелеимона. И всё это время не только благоговейно и неизменно чтится память святого, но умно­жаются с каждым годом чудеса и милости Божии, которые изливаются на людей, обращающихся к святому с молитвой. Ведь Всемогущий Господь, да­ровав ему при жизни земной благодать чудотворений, прославил великомученика и по его кончине — святой Пантелеимон остаётся небесным ходатаем и молитвен­ником перед Богом за всех, ищущих у него помощи, за всех, одержимых болезнями, скорбями и несчастьями. Многие знамения и чудеса святой великомученик творит среди иноверцев (му­сульман, иудеев и др.), привлекая к по­знанию истины и к вере в Господа Иисуса Христа. Много чудес совершилось над ар­мянами, турками и представителями дру­гих народов.

В этой книге приведена лишь самая малая часть из бесчисленного множества чудес, совершаемых по благодати Божией свя­тым великомучеником и целителем Пантелеимоном. И вот одно из них: «В 1807 году, во время войны Турции с Россией, янычары с оружием в руках бросились к монасты­рю Святого Пантелеимона, полагая, что там среди христиан укрылись русские. Желая проникнуть внутрь обители, турки стреляли в железные ворота ограды храма, но не могли разбить их (эти во­рота сохранились до начала XX века, и на них было много следов от пуль). Потерпев неудачу, янычары дождались ночи и по лестнице хотели перебраться через стену. Они послали вперёд дервиша (турецкого монаха). Но едва тот взобрался на стену, как увидал святого великомученика Пантелеимона. От видения дервиш сильно испугался. В стра­хе он опрокинулся назад и, упав на землю, сломал себе руку и ногу. Узнав от него о появлении небес­ного защитника монастыря, янычары в ужасе отступили». Вот такая поучительная история. Другие читайте на страницах этой книги.

 

*** Святой великомученик и целитель Пантелеймон - один из самых почитаемых и любимых христианских святых: едва ли найдётся храм, где не было бы его иконы. Всю свою недолгую земную жизнь святой целитель посвятил заботе о страждущих, больных и нищих и принял мучения за веру во Христа. За его великое милосердие и сострадательность Сам Господь явил Свою любовь к юному святому, назвав его в момент казни Пантелеимоном, что означает «всемилостивый». И вот уже более 1700 лет этот святой угодник Божий - небесный покро­витель врачей и воинов - не перестаёт помогать всем обращающимся к нему с верой и молитвой.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать