Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Андрей Ткачев. Созревшие нивы. Жизнь в Церкви.
«Христиане, каждый из нас — неотделимая клеточка единой Церкви. Ее жизнь — это наша жизнь. Церковь жива и сильна нами. Но и мы живем ее историей, ее памятью. И мы можем обрести новые силы и новую жизнь, если вместе, снова и снова, будем переживать все, что с ней происходит сейчас — и, если ни на мгновение не забудем, что происходило в те далекие дни, когда Господь наш ходил по земле. События. Имена. Дни памяти. Дни великой скорби. Дни столь же великой радости. Все они должны пройти сквозь наши души, будто свет через призму, и тогда каждый праздник, каждое имя, каждый след, навсегда оставшийся в людской памяти, снова даст нам возможность вспомнить, почувствовать, задуматься...» С такими словами обращается к нам протоиерей Андрей Ткачев в своей новой книге, которая вышла в свет в Издательстве Эксмо и называется «Созревшие нивы. Жизнь в Церкви». Об этой книге – далее в нашей программе. ***
Новая книга протоиерея Андрея Ткачева рассказывает о всей полноте жизни верующего в Церкви. В ней настоящие духовные сокровища Православия предстают в простом и популярном объяснении для современных людей. Верующий человек живет в двух измерениях: повседневная жизнь, измеряемая календарем, и жизнь в Церкви, в священном измерении ее постов и великих праздников, когда все православные отмечают ключевые события священной истории. Эта книга поможет читателю достичь духовной зрелости в понимании того, зачем нужна Церковь и чем живут церковные люди. Отец Андрей раскрывает смысл церковных постов и праздников и напоминает нам о самом главном в жизни каждого человека.
В предисловии автор пишет: «Долгая дорога начинается с маленького шага. Это еще древние знали. Кто-то первым сказал, остальные подхватили, с тех пор так и повелось. Кстати, об этом стоит почаще вспоминать тем, кто еще не решается двинуться к цели. Только вот то ли тот первый мудрец был слишком хитрым, то ли просто забывчивым, но он не сказал о другом, — а для тех, кто уже в пути, это «другое» намного важнее. Дорога не просто начинается с маленьких шагов. Она из них состоит. Каждый новый шаг, каждая новая ступенечка на пути к вершине — это путь длиной в целую вечность. И если идти очень-очень долго, то может показаться, что сам застыл на месте, а меняются, проще говоря, одни колдобины да буераки. И звери разные из зарослей таращатся. И вот тогда-то можно все-все позабыть — и куда шел, и откуда, и зачем, да и есть ли она вообще, эта дорога...»
Скорей всего, читатели понимают, что здесь автор говорит совсем не о пеших турах. Люди всегда знали, сколь опасно сбиться с пути. И там, где им доводилось пройти, оставляли вехи — жерди, бревна, каменные столбы... Прошли века, необходимость в каменных столбах, слава Богу, исчезла, а вот вехи в нашей жизни остались — как повороты судьбы, определяющие и наш жизненный путь, и то, как мы смотрим на мир. И зрелым человеком, по-настоящему зрелым, мы называем только того, у кого за плечами немало таких вех. Есть такие вехи и у любого христианина. Причем их больше, намного больше — и они должны, они просто обязаны быть! И именно таким вехам решил посвятить отец Андрей свою книгу. Решил снова рассказать о торжествах, составивших церковный год; об их истинной сути; о событиях, ставших причиной их появления; о людях с великой судьбой, ставших светом и надеждой христианства...»
Вся книга разделена на четыре части. В первой автор рассказывает о двунадесятых праздниках, во второй – о Великом посте, в третьей – о праздниках великих, и в четвертой – также о посте, но совершаемом уже в другие дни года. Говоря о двунадесятых торжествах, отец Андрей напоминает, что это – «двенадцать самых важных после Пасхи церковных праздников. Посвящены они событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Одни совершаются постоянно в одни и те же числа (непереходящие), а другие зависят от даты празднования Пасхи (переходящие). Каждому празднику предшествуют дни приготовления (предпразднство) и дни продолжения его воспоминания (попразднство). Перед праздниками Рождества Христова и Успения Церковью установлены посты».
Ну а «Великий пост, - по словам автора, - имеет ценность как приготовление к Пасхе. Сам по себе, вне пасхального контекста, он теряет смысл и серьезно его меняет. Пост, пишет отец Андрей, - это, с одной стороны, покаянный труд человеческий перед лицом Божьим, с другой — добровольное распятие человека со страстьми и похотьми ради достойной встречи Пасхи. Пост — это в очередной раз вживание человеческой душой в искупительные страдания Господа Иисуса Христа. Переживание благодатной радости на Пасху, пасхальная радость дается как награда человеку, который трудится над своей жизнью и готов идти на распятие вместе со Христом для того, чтобы с Ним воскреснуть. Великий пост мы включаем именно в это смысловое понимание Пасхи как главного события мировой истории. И оно должно быть главным событием в жизни человека.
Отношением к Пасхе, по словам священника, меряется все в нашей жизни: отношение к смерти, отношение к заповедям, к личности Иисуса Христа, к личной жизни, ко своим грехам. Все меряется в отношении пасхальной веры, пасхальной радости, которая невозможна без постного труда, заключающегося в добровольном распятии. Время Великого поста обязывает нас говорить о покаянии - и нам, как детям XXI века, тут же придется оправдываться. Покаяние - вовсе не оглашение своих гадостей и не размышление про себя и вслух о своих недостатках. И не многое другое из того, что ошибочно приписывают настоящему покаянию. В своих богослужениях Церковь называет покаяние «радостотворным». Как, например, в службе Почаевской иконе Божией Матери есть слова в одном из тропарей: «О грехах своих восплачемся, о милосердии же Божием возрадуемся». Покаяние истинное рождает радость: радость о прощении грехов, о том, что тебе дана вновь надежда, и перевернута страница, и Бог забыл твои неправды, и жизнь продолжается...»
«Этого светлого отношения к покаянию, по мнению отца Андрея, или вовсе нет, или почти нет. Его ошибочно смешали с каким-то духовным изуверством; самобичеванием, где нет бича. Католики логически пошли дальше и дошли до самоистязания. А православные, не делая крайних шагов, стали на полпути и покаяние смешали с самоуничижением, тоской, печалью и со многими вещами, никак не касающимися Бога. Когда Антоний провел 20 лет в пустыне и знающие его пришли к нему, то они увидели человека (я, говорит автор, никогда не забуду этих слов) «цельного в уме, здравого в душе и теле, посвященного в тайны и объятого Богом». Это — покаяние истинное. Подобен ему Моисей, в 120 лет не утративший ни единого зуба, не ослабевший в зрении и телом бывший сильным, как зрелый муж. Вот покаяние. Остальное — нудеж, скуление и тихий вой слабого и малоумного человека, считающего себя (вдумайтесь!) подвижником». Чего же требует от нас Великий пост, об этом говорит автор на страницах книги.
И возвращаясь к двунадесятым праздникам, вспомним о том, что сегодня мы празднуем священное событие, описанное в Евангелии и предсказанное пророками. Вход Господень в Иерусалим... Христос вошел в Иерусалим и принял царские почести от народа, Его окружавшего. Этим событием, по словам автора, «открывается последняя страница общественного служения Господа. Сразу после этого начинается Страстная седмица — неделя страданий, издевательств, распятия и смерти ради спасения оставивших своего Бога людей. Поэтому праздник Входа Господня в Иерусалим радостный, как и все остальные, но и скорбный. Он вводит нас в печальные дни Страстной седмицы, когда человек верующий должен день за днем прожить последнюю неделю жизни Христа на земле. Великий Понедельник, Великая Среда... — все эти дни дают нам возможность ощутить себя близ Спасителя, входящего в Иерусалим на грядущие Ему страдания». Пережить их своим сердцем и призывает нас автор со страниц этой книги.
*** Обращаясь к читателям, протоиерей Андрей Ткачев пишет: «Возлюбленные мои во Христе, мне хочется не просто рассказать вам о торжествах и христианстве — я от всего сердца хотел бы разделить с вами свои чувства, свою веру, передать вам частичку моей души. Надеюсь, у меня получится. А там — на все воля Божья». «Поверьте, мне невыразимо горько, когда на Светлую Пасху мы заботимся лишь о том, чем красить яйца и из какого теста делать куличи. Мое сердце болит, когда тыква на Хэллоуин ребенку милей, чем веточка вербы. А ведь то, как мы относимся к нашим настоящим основам — к нашей истории и культуре, к нашей стране, к нашей религии и вере, — это, в конце концов, и определяет, какими мы станем людьми». «Пока мы еще можем выбирать - до этих пор наш путь продолжается. Мы все — ростки. Мы все — грядущие колосья. И только от нас зависит, что будет вокруг — бурьян или цветущая нива. Я все же верю в хорошее».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!