Аудио |
|
Скачать .mp3 |
По творениям святого Макария. Лечение души постом.
В наше время часто можно услышать такие слова: «Я не соблюдаю пост, потому что это не полезно». Однако, как отмечает духовный писатель прошлого века, Николай Евграфович Пестов, «ограничение себя и умеренность в пище являются для многих средством к восстановлению нашей первоначальной добротности тела. История Церкви свидетельствует, что преподобные достигали при умеренности в пище оздоровления и очищения своей телесной природы, которая становилась долголетней, легкой, неприхотливой, выносливой, требующей очень мало пищи. Поэтому величайшие постники были вместе с тем и наиболее долголетними людьми. Так, например, прп. Антоний и Феодосий Великие прожили по 105 лет, Павел Фивейский – 113 лет, Павел Комельский – 112 лет. И это лишь малая часть святых долгожителей. 97 лет прожил на земле и прп. Макарий Великий, египетский пустынник 4 века, автор многих духовных бесед. По творениям святого Макария была составлена книга, которая вышла в свет в Издательстве Благовест. Она называется – «Лечение души постом».
Это издание рассчитано на широкий круг православных читателей. В нем собраны изречения и советы преподобного Макария Великого, касающиеся сути и значения христианского поста. Святой пустынник учит нас тому, какие должны быть цели при совершении христианами постного подвига, на каких основах он должен совершаться и к каким духовным результатам, плодам приводить. Те советы, поучения, наставления, которые преподобный отец давал своим современникам, сохранили свое неизменное значение и в наши дни. Главная тема всех бесед преподобного - это мысль о тесном единении души с Богом, как наивысшей цели и наивысшего блага для каждого человека. К этому единению он и призывает души истинно верующих. Его наставления ясны, просты и вразумительны.
Преподобный Макарий жил в четвертом веке в Египте. После смерти жены и родителей он покинул мир и стал учеником преподобного Антония Великого. По преданию, после смерти своего духовного наставника он получил в наследство его посох, а вместе с этой реликвией словно перешла к нему и часть духовной силы. Вскоре за подвиги, строгость и чистоту монашеской жизни Макарий, также как и его духовник, удостаивается от братии звания Великий. От продолжительных трудов постничества, разнообразных духовных браней имел он, по слову очевидцев измененным собственное тело, которое более походило на тень, нежели на обычный человеческий вид. Однажды один брат задал авве Макарию вопрос о том, как же можно спастись. Старец ответил: «Должно убегать людей, пребывать в келий, непрестанно плакать о своих грехах, постоянно воздерживать язык свой и чрево: и все это почитать выше всех добродетелей».
Особым даром преподобного Макария было смирение. Известен такой случай. Как-то святой застал у дверей своей келий вора. Тот уже нагружал на осла весьма скромные пожитки преподобного. Авва без раздумий помог увязать грабителю поклажу и отпустил того с миром, глубокомысленно добавив при этом: «Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда». В своих каждодневных монашеских подвигах Макарий провел в пустыне 60 лет. Больше всего времени он проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Его духовным наследием стали записанные учениками пятьдесят бесед и семь подвижнических слов. Это - многоценный духовный опыт, помогающий нам и сегодня и вдохновляющий всех желающих двигаться спасительным путем, очищать помыслы и совершенствоваться. Своим учением, по словам прп. Иустина (Поповича), преподобный Макарий Великий по праву заслуживает звания «первого по степени достоинства христианского психолога».
Рассказывая о способах, как достичь священного единения души с Богом, преподобный отец основывается на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Этот опыт отражен не только в его беседах, но и в его подвижнических молитвах, которые Святая Церковь включила в утреннее и вечернее правило. Говоря о единении души с Богом, прп. Макарий также почти в каждой беседе напоминает, что для спасения человеку нужна Божественная благодать. Она даруется нам для того, чтобы мы могли познать Бога, исполнять Его заповеди и получить вечное блаженство. Поэтому святой отец показывает необходимость ее, указывает на средства к ее приобретению, изображает ее действия. Но тут же он напоминает, что ощущая в себе действие благодати, не стоит возвышаться на другими.
Так, например, прп. Макарий пишет: «Основанием христианству служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался на них и не почитал себя великим, но был нищ духом; и, если соделается причастником благодати, не думал о себе, будто бы приобрел нечто, не признавал себя чем-то важным и не начинал учить, но при добром странничестве, при хорошем житии, много постясь, странствуя, молясь, став причастником благодати, не высоко ценил душу свою; особенно же тогда, как полагается в нем начаток благодати, пребывал в труде, в жажде, не сознавал себя, как пресытившийся, праведным или обогатившимся благодатью, но плакал и проливал слезы. И как если бы матерь имела у себя единородного сына, обучила его и ему, когда он пришел в мужеский возраст, приключилась смерть, то сколько ни было бы утешителей у матери, все они побуждали бы ее к большему плачу, и матерь оставалась бы безутешною, так и христианину надобно оплакивать падение свое и непрестанно проливать слезы, паче же всего иметь сокрушенное сердце».
Если говорить о посте, о воздержании, то стоит отметить, что цель этого подвига святой Макарий видит вовсе не в истязании и угнетении тела, а скорее в оказании помощи собственной душе. Ведь мы воздерживаемся от пищи не только для того, чтобы ослабить физические влечения и похоти, но чтобы создать благоприятные условия для нашей духовной жизни. Мы постимся, чтобы задуматься о самих себе, о том, как мы живем и куда мы движемся. Мы постимся, чтобы наша молитва стала более сосредоточенной, более чистосердечной, а, следовательно, более угодной Богу. Мы постимся для того, чтобы стать такими же совершенными, как и Отец наш Небесный. Вот, например, прп. Макарий наставляет:
«Не ослабляй напряжение души обильным угощением и передышкою в трудах, отступив от свойственных душе наслаждений, которыми нельзя насытиться. Дай телу то, что ему необходимо, и не приступай к еде раньше, чем придет время ужину. Пусть же твоим ужином будет хлеб и к нему поданы плоды земли и созревшие фрукты деревьев; относись к пище легко и не неистовствуй, обнаруживая чревоугодие; не ешь мясо и не будь любителем вина, если только это тебе не служит для подкрепления сил во время болезни; но в замену удовольствий, которые заключаются в этих вещах, побуждай себя к радостям, заключающимся в Божественных словах и священных песнопениях, и к даруемой тебе от Бога мудрости; пусть мысль о Небе возводит тебя к Небу; и отбрось многочисленные заботы о теле, укрепившись надеждою на Бога, веря, что Он довлеющим образом даст тебе все необходимое: и пищу для жизни, и одежду для тела, и крышу над головою от зимней стужи - все это принадлежит твоему Царю, и это Его дело - в высшей степени заботиться о Своих угодниках, как о Своих святынях и храмах».
В тоже время, совершая те или иные подвиги, христианин должен помнить следующие слова прп. Макария: «Если не будут украшать нас смиренномудрие, простота и благость, то никакой не принесет нам пользы молитвенная наружность. Говорим это не только о молитве, но и о всяком подвиге, или труде или девстве, или молитве, или о каком бы то ни было подвиге и делании, совершаемом ради добродетели. Если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения, то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все сии подвиги должны совершаться ради плодов. Если же не оказывается в нас плодов любви и мира, то вотще и напрасно совершается все делание». Кроме того, прп. Макарий учит нас что добродетельный труд только тогда станет бременем легким и благим, когда будет совершаться во славу Божию. Об этом он пишет: «Тайное борение и труд, и размышление надобно непрерывно иметь любителям добродетели, приступая к исполнению всякой заповеди, молятся ли они или услуживают, едят ли или пьют, чтобы все, что ни делается доброго, совершалось во славу Божию, а не к нашей славе. Всякое же исполнение заповедей будет для нас удобно и легко, когда любовь Божия облегчает их и разрешает всю их трудность».
*** Земная жизнь человека со всеми ее трудами, по учению преподобного Макария Египетского, имеет лишь относительное значение: приготовить душу к соединению со Христом, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. А достичь этого можно, как говорит святой «если мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся». Об этом святой подвижник отмечает в своих Духовных беседах, которые составили данную книгу. Они оказали глубочайшее влияние на всю историю христианской духовности, став своеобразной вершиной православной мистики и подлинным выражением Предания. И сегодня они доступны широкому кругу читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!