У книжной полки. 8 июня

8 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

От Савла к Павлу. Обретение Бога и любви. Воспоминания.

 

Ничто не влагает в сердце историю так основательно, как искренние и одухотворенные автобиографии, особенно если это целые семейные архивы, ведущие нить предания, творчества, Божественного благословения от отцов к детям и внукам. «Наследие семьи Пестовых и Соколовых», переиздание которого осуществляет Издательство Никея, - это драгоценное собрание автобиографических и художественных сочинений трех поколений уникальной московской православной семьи. Объединенные вместе в рамках серии, они печатаются впервые. Эти свидетельства становятся той самой золотой нитью, держась за которую мы, ощутив связь с прошлым, можем отправиться в будущее в надежде, что этим путем достигнем и Вечного. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из книг этой серии, которая называется – «От Савла к Павлу. Обретение Бога и любви. Воспоминания». ***

Эта книга — о старших представителях известной церковному миру московской семьи Пестовых — Николае Евграфовиче и Зое Вениаминовне. Она включает в се­бя воспоминания самих Пестовых и их близких. Первая часть — воспоминания Зои Пестовой о поездке в Саровский монастырь в 1915 году. Вторая — история жизни Ни­колая Пестова. Это, как он сам говорил, путь «из Савла в Павла». Командир Красной армии, близкий к Троцко­му, становится христианином. Доктор химических наук — духовным писателем. Его самиздатовские труды читали по всему СССР. К Пестовым приходили за советом и пра­вославной литературой сотни людей. Огромный бого­словский опыт Церкви, недоступный в те годы обычным христианам, переработан и превращен Николаем Евграфовичем в колоссальный труд - четырехтомник «Современная практика православного благочестия», отрывок из которого также вошел в этот сборник.

Предваряет книгу предисловие, написанное внуком Николая Евграфовича – протоиереем Николаем Соколовым. «Мне посчастливилось, - пишет священник, - родиться в этой семье. Кроме того, на протяжении пятнадцати лет я жил с бабушкой и дедушкой, Николаем Евграфовичем и Зоей Вениаминовной Пестовыми. И главное, о чем я могу свидетельствовать: у них была друг к другу любовь. Первая часть этой книги — очень искренние воспо­минания Зои Вениаминовны Пестовой о своей юности. Писать она их решилась уже в зрелом возрасте после одного интересного случая. Дело в том, - рассказывает отец Николай, - что в молодости на бабушку огромное влияние оказал Владимир Филимонович Марцинковский, великий миссионер, организатор молодежного христианского движения. Он тысячи людей обратил ко Христу. Бабушка с дедушкой, собственно, и по­знакомились в его христианском студенческом кружке. Но в 1923 году Марцинковский был выслан за границу, и больше бабушка и дедушка его не видели и даже не знали, жив ли он.

И вот где-то в 60-е годы дедушке подарили радиоприемник «Фестиваль», который ловил короткие волны, и можно было слушать зарубежные передачи. И однажды, крутя ручку радиоприемника, бабушка с дедушкой вдруг услышали родной голос. «Да это же Вла­димир Филимонович! Да он жив!» А он вел тогда передачу на русскоязычном радио Монако «Монте-Карло». Можете себе представить, - говорит о. Николай, - что почувствовали Николай Евграфович и Зоя Вениаминовна, услышав через деся­тилетия голос своего учителя. Я помню, как они слушали его, и плакали, и утешали друг друга. И бабушка — а она была такая эмоциональная — говорит: «Я хочу крикнуть ему туда, как кричал Тарас Бульба своему сыну: „Слышу, сынок, слышу!"» И вот, услышав Владимира Филимоновича, бабушка решилась писать свои воспоминания. Ей, кстати, очень трудно было это делать, юность у нее была непростая. Но все, что в этих воспоминаниях сказано, — чистая правда».

Вторая часть книги — это история жизни Николая Пестова. В ее основу положена автобиография, которую Николай Евграфович написал в возрасте восьмидесяти лет по просьбе многочисленных своих друзей и знакомых. По своему смирению он почти никому ее не показывал, за исключением самых близких ему людей, а незадолго до смерти он многое из написанного уничтожил. Осталось несколько черновых листков из его автобиографии и отрывочные записи в дневниках, кото­рые с воспоминаниями родственников и фрагментами исторических документов после незначительной редак­ции и предлагаются читателю. Основная задача его автобиографии была в стремлении показать свой путь ко Христу. «Был Савлом, а стал Павлом», — говорил он не раз о себе, вспоминая дни своей молодости. Следует заметить, что он никак не считал себя рав­ным апостолу Павлу, а этими словами лишь подчерки­вал громадный духовный переворот, происшедший в его душе в тот период.

В предисловии к своей автобиографии Николай Евграфович писал: «Трудно говорить о себе, не испытывая удовлетворения от прожитой с Божьей помощью жизни, от со­знания необходимости и значимости проделанных за жизнь трудов, от сознания целеустремленности в реше­ниях при выборе для себя области деятельности и ра­боты в различные периоды жизни. Также и тяжело со­знаваться в своих жизненных ошибках и недостатках. Но все же я решаюсь поведать о важнейших событиях своей жизни, описывая вместе с тем духовную обстановку и трансформацию в жизни России за время моей более восьмидесятилетней жизни. Вместе с тем думается, что будет интересно знать, как произошло перерождение моей души при переходе (трансформации) «из Савла в Павла». Таков, наверное, должен быть путь каждой человеческой души по мере ее созревания в зем­ной жизни. Из темной области безверия каждой душе необходимо переселиться в светлое Христово Царство, которое может начаться для каждой души еще в настоящей зем­ной жизни».

Завершает книгу отрывок из главного труда Николая Евграфовича, - «Современная практика православного благочестия». Труд этот создавался с 1930-х по 1950-е годы и был «бестселлером» православного самиздата. Для своего четырехтомника Николай Пестов переработал огромное количество богословской литературы, недоступной в те годы большинству верующих людей. Книги находил у друзей и родственников, много приобретал у букинистов: в 20-30-е годы на развалах можно было найти немало редких книг, в том числе религиозных. В результате, - говорит отец Николай, - у него образовалась библиотека, которая насчитывала около двух тысяч томов. Вся его комната — шкафы, антресоли — была забита книгами. И ежедневно по два-три часа он занимался штудированием этих книг, выписывая из святых отцов и подвижников благо­честия самые важные, на его взгляд, вещи, касающиеся общественной, духовной, семейной жизни. А поскольку он был человек академического склада, ученый, то когда выписки стали занимать несколько тетрадей, он начал их систематизировать.

Все это, по словам отца Николая, - вылилось в огромную работу, которую Николай Евграфович называл «диссертация» (в том числе и для того, чтобы к нему не было претензий со стороны властей, что, дескать, он занимается какой-то сектантской деятельностью). Он так говорил о себе: «Какой я богослов? Нет, я — просто христианин, который пытается что-то понять». И шутил: «Если ты в своей работе пользуешься трудами кого-то одного, это будет плагиат, двоих — компиляция, а вот если троих и больше — то это уже диссертация». Первые главы своей «диссертации» он озаглавил «Путь к совершенной радости». Он был тем человеком, который увидел этот путь, он шел по нему. Что бы ни слу­чилось в его жизни, он говорил: «Слава Богу за все» — и умел просто радоваться. И эту радость, которая была в его сердце, он вложил в свои труды.

Когда к середине 50-х годов накопился огромный объем рукописей, Николай Евграфович стал отдавать их на перепечатку нескольким машинисткам. Помню, - рассказывает отец Николай, - мы ходили с ним в магазин, он покупал бумагу и копирку. Иногда сам, иногда просил нас, внуков, — потому что одному тоже нельзя было много покупать, это вызвало бы подо­зрение. Каждую неделю он делал обход машинисток — забирал у них отпечатанную продукцию, расплачивал­ся. Печатал он все это на свои деньги — на пенсию и на то, что накопил за жизнь. А потом все эти экземпляры сам переплетал. Я помню, как он сидел, шилом проби­вал эти листы... В общем, сам делал свои книги. И рас­сылал их во все концы Советского Союза. Все это было опасно, но Господь дедушку хранил». А для нас сохранил его труды, которыми он и сейчас многих обращает ко Христу и укрепляет в вере.

 

*** Как отмечают издатели, все три части этой книги объединяет то, что можно назвать «действием Промысла Божия в семье Пестовых». Мемуары Зои Пестовой — это воспоминания человека, прожившего трудную и праведную жизнь. А жизнь Николая Пестова — это «путь из темной страны безверия в светлое Христово Царство». Если в научных кругах он был известен как ученый в области неорганической химии, то в религиозных кругах не только Москвы, но и во многих городах и областях нашей Родины его знали и ценили как религиозного писателя, духовного руководителя и глубоко верующего христианина. «Я верю, что дедушка и бабушка, пройдя длинный, непростой путь, дошли в конце этого пути до Земли Обетованной. И нашли там свою Совершенную Радость», — пишет в предисловии к этому изданию их внук, протоиерей Николай Соколов. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать