Аудио |
|
Скачать .mp3 |
От Савла к Павлу. Обретение Бога и любви. Воспоминания.
Ничто не влагает в сердце историю так основательно, как искренние и одухотворенные автобиографии, особенно если это целые семейные архивы, ведущие нить предания, творчества, Божественного благословения от отцов к детям и внукам. «Наследие семьи Пестовых и Соколовых», переиздание которого осуществляет Издательство Никея, - это драгоценное собрание автобиографических и художественных сочинений трех поколений уникальной московской православной семьи. Объединенные вместе в рамках серии, они печатаются впервые. Эти свидетельства становятся той самой золотой нитью, держась за которую мы, ощутив связь с прошлым, можем отправиться в будущее в надежде, что этим путем достигнем и Вечного. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из книг этой серии, которая называется – «От Савла к Павлу. Обретение Бога и любви. Воспоминания». ***
Эта книга — о старших представителях известной церковному миру московской семьи Пестовых — Николае Евграфовиче и Зое Вениаминовне. Она включает в себя воспоминания самих Пестовых и их близких. Первая часть — воспоминания Зои Пестовой о поездке в Саровский монастырь в 1915 году. Вторая — история жизни Николая Пестова. Это, как он сам говорил, путь «из Савла в Павла». Командир Красной армии, близкий к Троцкому, становится христианином. Доктор химических наук — духовным писателем. Его самиздатовские труды читали по всему СССР. К Пестовым приходили за советом и православной литературой сотни людей. Огромный богословский опыт Церкви, недоступный в те годы обычным христианам, переработан и превращен Николаем Евграфовичем в колоссальный труд - четырехтомник «Современная практика православного благочестия», отрывок из которого также вошел в этот сборник.
Предваряет книгу предисловие, написанное внуком Николая Евграфовича – протоиереем Николаем Соколовым. «Мне посчастливилось, - пишет священник, - родиться в этой семье. Кроме того, на протяжении пятнадцати лет я жил с бабушкой и дедушкой, Николаем Евграфовичем и Зоей Вениаминовной Пестовыми. И главное, о чем я могу свидетельствовать: у них была друг к другу любовь. Первая часть этой книги — очень искренние воспоминания Зои Вениаминовны Пестовой о своей юности. Писать она их решилась уже в зрелом возрасте после одного интересного случая. Дело в том, - рассказывает отец Николай, - что в молодости на бабушку огромное влияние оказал Владимир Филимонович Марцинковский, великий миссионер, организатор молодежного христианского движения. Он тысячи людей обратил ко Христу. Бабушка с дедушкой, собственно, и познакомились в его христианском студенческом кружке. Но в 1923 году Марцинковский был выслан за границу, и больше бабушка и дедушка его не видели и даже не знали, жив ли он.
И вот где-то в 60-е годы дедушке подарили радиоприемник «Фестиваль», который ловил короткие волны, и можно было слушать зарубежные передачи. И однажды, крутя ручку радиоприемника, бабушка с дедушкой вдруг услышали родной голос. «Да это же Владимир Филимонович! Да он жив!» А он вел тогда передачу на русскоязычном радио Монако «Монте-Карло». Можете себе представить, - говорит о. Николай, - что почувствовали Николай Евграфович и Зоя Вениаминовна, услышав через десятилетия голос своего учителя. Я помню, как они слушали его, и плакали, и утешали друг друга. И бабушка — а она была такая эмоциональная — говорит: «Я хочу крикнуть ему туда, как кричал Тарас Бульба своему сыну: „Слышу, сынок, слышу!"» И вот, услышав Владимира Филимоновича, бабушка решилась писать свои воспоминания. Ей, кстати, очень трудно было это делать, юность у нее была непростая. Но все, что в этих воспоминаниях сказано, — чистая правда».
Вторая часть книги — это история жизни Николая Пестова. В ее основу положена автобиография, которую Николай Евграфович написал в возрасте восьмидесяти лет по просьбе многочисленных своих друзей и знакомых. По своему смирению он почти никому ее не показывал, за исключением самых близких ему людей, а незадолго до смерти он многое из написанного уничтожил. Осталось несколько черновых листков из его автобиографии и отрывочные записи в дневниках, которые с воспоминаниями родственников и фрагментами исторических документов после незначительной редакции и предлагаются читателю. Основная задача его автобиографии была в стремлении показать свой путь ко Христу. «Был Савлом, а стал Павлом», — говорил он не раз о себе, вспоминая дни своей молодости. Следует заметить, что он никак не считал себя равным апостолу Павлу, а этими словами лишь подчеркивал громадный духовный переворот, происшедший в его душе в тот период.
В предисловии к своей автобиографии Николай Евграфович писал: «Трудно говорить о себе, не испытывая удовлетворения от прожитой с Божьей помощью жизни, от сознания необходимости и значимости проделанных за жизнь трудов, от сознания целеустремленности в решениях при выборе для себя области деятельности и работы в различные периоды жизни. Также и тяжело сознаваться в своих жизненных ошибках и недостатках. Но все же я решаюсь поведать о важнейших событиях своей жизни, описывая вместе с тем духовную обстановку и трансформацию в жизни России за время моей более восьмидесятилетней жизни. Вместе с тем думается, что будет интересно знать, как произошло перерождение моей души при переходе (трансформации) «из Савла в Павла». Таков, наверное, должен быть путь каждой человеческой души по мере ее созревания в земной жизни. Из темной области безверия каждой душе необходимо переселиться в светлое Христово Царство, которое может начаться для каждой души еще в настоящей земной жизни».
Завершает книгу отрывок из главного труда Николая Евграфовича, - «Современная практика православного благочестия». Труд этот создавался с 1930-х по 1950-е годы и был «бестселлером» православного самиздата. Для своего четырехтомника Николай Пестов переработал огромное количество богословской литературы, недоступной в те годы большинству верующих людей. Книги находил у друзей и родственников, много приобретал у букинистов: в 20-30-е годы на развалах можно было найти немало редких книг, в том числе религиозных. В результате, - говорит отец Николай, - у него образовалась библиотека, которая насчитывала около двух тысяч томов. Вся его комната — шкафы, антресоли — была забита книгами. И ежедневно по два-три часа он занимался штудированием этих книг, выписывая из святых отцов и подвижников благочестия самые важные, на его взгляд, вещи, касающиеся общественной, духовной, семейной жизни. А поскольку он был человек академического склада, ученый, то когда выписки стали занимать несколько тетрадей, он начал их систематизировать.
Все это, по словам отца Николая, - вылилось в огромную работу, которую Николай Евграфович называл «диссертация» (в том числе и для того, чтобы к нему не было претензий со стороны властей, что, дескать, он занимается какой-то сектантской деятельностью). Он так говорил о себе: «Какой я богослов? Нет, я — просто христианин, который пытается что-то понять». И шутил: «Если ты в своей работе пользуешься трудами кого-то одного, это будет плагиат, двоих — компиляция, а вот если троих и больше — то это уже диссертация». Первые главы своей «диссертации» он озаглавил «Путь к совершенной радости». Он был тем человеком, который увидел этот путь, он шел по нему. Что бы ни случилось в его жизни, он говорил: «Слава Богу за все» — и умел просто радоваться. И эту радость, которая была в его сердце, он вложил в свои труды.
Когда к середине 50-х годов накопился огромный объем рукописей, Николай Евграфович стал отдавать их на перепечатку нескольким машинисткам. Помню, - рассказывает отец Николай, - мы ходили с ним в магазин, он покупал бумагу и копирку. Иногда сам, иногда просил нас, внуков, — потому что одному тоже нельзя было много покупать, это вызвало бы подозрение. Каждую неделю он делал обход машинисток — забирал у них отпечатанную продукцию, расплачивался. Печатал он все это на свои деньги — на пенсию и на то, что накопил за жизнь. А потом все эти экземпляры сам переплетал. Я помню, как он сидел, шилом пробивал эти листы... В общем, сам делал свои книги. И рассылал их во все концы Советского Союза. Все это было опасно, но Господь дедушку хранил». А для нас сохранил его труды, которыми он и сейчас многих обращает ко Христу и укрепляет в вере.
*** Как отмечают издатели, все три части этой книги объединяет то, что можно назвать «действием Промысла Божия в семье Пестовых». Мемуары Зои Пестовой — это воспоминания человека, прожившего трудную и праведную жизнь. А жизнь Николая Пестова — это «путь из темной страны безверия в светлое Христово Царство». Если в научных кругах он был известен как ученый в области неорганической химии, то в религиозных кругах не только Москвы, но и во многих городах и областях нашей Родины его знали и ценили как религиозного писателя, духовного руководителя и глубоко верующего христианина. «Я верю, что дедушка и бабушка, пройдя длинный, непростой путь, дошли в конце этого пути до Земли Обетованной. И нашли там свою Совершенную Радость», — пишет в предисловии к этому изданию их внук, протоиерей Николай Соколов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!