Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Иоанн Златоуст. Любовь - причина всех благ. Любовь - основа брак.
«Как же сделать, чтобы нас любили? Будем добрыми, и мы достигнем, что всегда будут любящие нас. Пусть каждый заботится не столько о приобретении имущества или домов, сколько о том, чтобы быть любимым...» Так говорил, обращаясь к своей пастве, святитель Иоанн Златоуст, насаждавший в сердцах своих слушателей любовь к Богу и ближним. Будучи епископом Константинополя, он постоянно наставлял свою паству по всем христианским вопросам, в том числе объяснял и смысл христианского понимания любви. Да и как мог святитель обойти стороной этот вопрос, когда он сам несказанно любил свою паству и говорил об этом следующее: «Вы всё для меня. Если бы сердце мое, разорвавшись, могло открыться перед вами, вы бы увидели, что вы все там пространно помещены: жены, дети и мужчины». Из творений святителя Иоанна Издательством Благовест были выбраны поучения, в которых он говорит о христианской любви и христианском браке. А затем были изданы две книги «Любовь — причина всех благ» и «Любовь - основа брака». Об этих книгах - далее в нашей программе. ***
Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию две небольшие книги, составленные по творениям святителя Иоанна Златоуста. Первая из них, входящая в серию «Святые отцы о христианской любви», называется - «Любовь — причина всех благ». Как отмечают издатели, на протяжении всей истории бытия Христианской Церкви святыми отцами постоянно изучалась и постигалась опытным путем основная заповедь Господа Иисуса Христа: любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13: 34). Данная заповедь стала краеугольным камнем всего учения нашего Спасителя, а также явилась неотъемлемой частью заповеди о необходимости любви к Своему Творцу: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! (Мк. 12: 30)
Таким образом, святые отцы Православия всегда старались возгревать в себе именно чувство любви к Богу, Его творению и особенно к человеку, как венцу Божиего творения. Одним из святых отцов, который много говорил и писал о христианской любви, является святитель Иоанн Златоуст. Иерарх, посвятивший свою жизнь стяжанию Святого Духа, огромное внимание уделял назиданию паствы в вере Христовой. Приглашенный императором в Константинополь в 397 году он все свои усилия направил на оздоровление нравственности жителей столицы. Сила слов, исходящих из уст святителя, многих язычников, слышавших его, приводила на путь спасения. Просвещая народ, святитель Иоанн сам вел весьма аскетичную жизнь, уделяя огромное значение благотворительности, тратя даже средства, предназначенные на собственное содержание, не на себя, а на устроение гостиниц для паломников и больниц для бедных, следуя тем самым словам Христа о том, что христиане должны быть светильниками миру.
Обличая открыто распущенность столичных нравов, святитель Иоанн вызывал ненависть сластолюбивой знати и императрицы Евдоксии. Противостояние привело к изгнанию святителя из города, несмотря на протесты паствы, и он закончил свои дни в 407 году в г. Питиунт (ныне Пицунда), где и скончался, истощенный болезнями. Будучи изгнанным по ложному обвинению, святитель до последнего дня хранил верность Господу, не ропща на невзгоды. Согласно преданию, последними его словами была фраза: «Слава Богу за все!». Спустя 30 лет после кончины святого по требованию константинопольской паствы и патриарха Прокла святые мощи Златоуста были с почестями перенесены в Константинополь. Так, по прошествии трех десятков лет мощи святого вернулись туда, откуда некогда был с позором изгнан живой их носитель - архиепископ Иоанн. Это событие Святая Церковь воспоминает ежегодно 9 февраля.
Возвращаясь к теме этой книги, скажем, что, рассуждая о любви, святитель охватывает все возможные стороны проявления данного чувства и дает нам разъяснения, как себя необходимо вести в той или иной ситуации. Так, например, размышляя о любви Господа к нам, свт. Иоанн пишет: «Примечай человеколюбие Господа, как Он никого не презирает, но раб ли то или рабыня, над всеми являет Свое промышление, взирая не на различие званий, а на расположение души». Святой Иоанн, как и все православные отцы, всегда напоминал своей пастве о безмерной любви Господа к Своему творению. Писал он также и о необходимости нашей любви к Богу, как о естественном чувстве, испытываемом творением к своему Творцу: Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня (Ин. 14: 24). Значит, - объясняет святитель, - кто не слушает этих слов, тот не Меня (т.е. Христа) только не любит, но и Отца. Если доказательством любви служит повиновение заповедям, а заповеди от Отца, то, очевидно, кто повинуется им, тот уже любит не Сына только, и Отца».
Но легко говорить: «Я люблю Бога», когда все в жизни идет хорошо, без каких-либо сложностей. А вот когда приходят скорби, не все, как святитель могут сказать: «Слава Богу за всё». Поэтому святой отец учит: «Признательный раб должен благодарить своего Господа не тогда только, когда наслаждается беспечальною жизнью, но показывать тоже благодушие и в неприятных обстоятельствах». При этом святитель отмечает: «Будем непрестанно прибегать к Нему, и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии — Его избавления, Его милости, во всяком искушении - Его помощи. Какое бы ни было бедствие, сколь бы велико не было несчастье». Говоря о христианской любви, святитель всегда напоминал и о том, что каждый верующий должен стяжать это чувство в своем сердце и душе: «Господь хочет … чтобы мы давали ближнему лобзание от души и приветствие от сердца… Он требует от нас искренней и крепкой дружбы, а не такой, которая имеет у нас часто вид и призрак (дружбы), а силу вовсе утратила, что самое и служит доказательством господствующих у нас беззаконий». Вот в таких простых, но мудрых наставлениях раскрывает святитель Иоанн Златоуст тему любви Бога к человеку, а человека к Богу и своим ближним.
А какие наставления святой отец дает семейным людям, вы узнаете из второй книги, которая называется «Любовь - основа брака». Данная работа выходит в серии «Святые отцы о христианской семье» и представляет собой сборник изречений святителя Иоанна Златоуста, относящихся к семейной жизни христианина. Как отмечают издатели, семейная жизнь православной семьи благословляется в Таинстве Венчания и становится с этого момента не сожительством мужа и жены, но малой церковью, жизнь которой должна строиться согласно законам духовным, соблюдаемым в Церкви. Супружество подразумевает единение не только тел, но и душ, сорадование в счастливых моментах жизни и сострадание в невзгодах. Строя свою жизнь согласно законам духовным, муж, жена и дети с легкостью могут переносить любые невзгоды, не отдаляясь друг от друга, не теряя любовь, а лишь укрепляясь в вере. Многочисленные радости, становясь общими, делают несение семейного креста Христова легким и радостным. Исполненная благодатных даров Святого Духа, щедро подаваемых Господом в Таинстве Брака, православная семья становится крепостью, с легкостью отражающей все нападки врага человеческого.
Потому особенно страшно, когда благодать растрачивается из-за незнания духовных законов, которые являют собой фундамент семьи. Если незнание законов светских не освобождает от ответственности, то несоблюдение законов духовных приводит часто к гораздо более печальному событию - разделению семьи, а разделенная семья становится легкой добычей для сил зла. Об этом Спаситель говорит нам: И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот (Мф. 3, 25). Сохранить же целостность семьи и прочность духовных основ, заложенных верующими родителями в детях, помогает лишь взаимная любовь, сохранить которую можно, следуя Христу и в повседневной жизни. В своих наставлениях к пастве святитель призывал хранить верность Божиим заповедям, в доступной форме излагал духовные законы. Призывая хранить любовь и единство семьи, Иоанн Златоуст объяснял, как сохранить каждой отдельной семье первую по значению заповедь Господа: Любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13,34).
«Для всякого мужа единодушная жена есть царство, - говорит святитель, - и не столько царь любит порфиру и диадему, сколько муж любит жену (31). А на вопрос, каковы должны быть добрые отношения между женой и мужем? – святой Иоанн отвечает: «Это (апостол) выразил точным образом, сделав увещание ей – бояться мужа, как главы, а ему – любить ее, как жену. Но каким образом, скажешь, это может быть? Что это должно быть, он показал; а как это может быть, я вам скажу. Именно, если будем презирать деньги, если будем смотреть только на одно – на душевную добродетель, если будем иметь пред очами страх Божий». Тех, кто думает, что вступив в брак, не может спастись, святитель учит так: «И пусть не говорят мне: я не могу спастись, если не откажусь от жены, если не откажусь от детей, если не откажусь от дел. Разве брак служит препятствием? Жена дана тебе в помощницы. Разве он (брак) враг? Не зазорен брак, а блуд - зло. Я своей собственной погибелью ручаюсь тебе в твоем спасении».
*** Рассмотрев совсем малое количество поучений святителя Иоанна Златоуста, мы уже можем заметить, какие жемчужины святоотеческой мудрости получили мы, православные христиане, в наследие от великого учителя Церкви Христовой. Святитель Иоанн поистине явил собою кладезь христианской мудрости, что выразилось в огромном количестве его слов, поучений, проповедей и различных богословских работ, дошедших до наших дней. В своих творениях он учит нас тому, как мы должны любить Бога, как должны относиться к своим близким, а также врагам, какие должны быть побуждения при создании семьи: на каких основах она должна созидаться и каковы должны быть взаимоотношения супругов с Богом, друг с другом, с родителями и со своими детьми. Эти тему будут актуальны во все времена, поэтому обе книги, составленные по творениям святителя Иоанна Златоуста, как искренне надеются издатели, будут интересны и полезны православным современникам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Покровский храм Камень на Оби
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю Великого поста
«Православный на всю голову!». О прощении грехов
Благая часть. 24 апреля 2024
У книжной полки. Лекарство для души
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!