У книжной полки. 8 февраля

8 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям.

 

7 февраля Русская Православная Церковь чтит память священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Немало пострадал святитель за свои труды на ниве Христовой, а последним его приютом стал соловецкий лагерь. В 2000 году он был причислен к лику святых как новомученик и исповедник Российский. Для того чтобы донести до верующих с наибольшей полнотой образ великого подвиж­ника и самоотверженного труженика на ниве Христовой, Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» постарался собрать все, что сохранилось о Владыке Петре. Часть найденного материала составила книгу, которая вышла в свет в Издательстве Булат и называется – «Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Это издание включает в себя материалы о жизни и мученическом подвиге за Христа одного из известных и любимых православным народом иерархов - священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Кроме жития, которое составил игумен Дамаскин (Орловский), председатель регионального общественного Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», в книге представлены курсовое сочинение студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева) и приложение к этому сочинению, содержащее «Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям». Кроме того, в книгу вошли некоторые обращения Владыки к пастве и другие документы.

Монашеское служение будущего священномученика началось в студенческие годы, когда Василий Зверев (так звали в миру владыку) учился в Казанской Духовной академии и на втором курсе был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха. Именно тогда, по словам игумена Дамаскина, «молодой иеромонах Петр возымел желание «для собственного назидания и большего знакомства со всем Священным Писанием» истолковать Послание апостола Павла к Ев­реям. Основание толкованию сего послания, положил святитель Феофан, Затворник Вышенский, но по причине блаженной кончины не смог закончить труд. «А нужда в толковании на сие послание, и именно в толковании по духу святителя Феофана, у нас насущная», - писал отец Петр. Вот почему темой его кандидатской работы, и стала экзегеза Послания апостола Павла к Евреям. В 1902 году иеромонах Петр за эту работу был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.

В предисловии своей работы он пишет: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь – так заповедал Господь наш Иисус Христос молитвенно взывать и просить о своих нуждах (Мф. 6, 11). И обычно под хлебом насущным разумеют все то, что потребно для удовлетворения нужд, относящихся к телесному нашему составу, как-то: пищи, пития, одежды, жилища и тому подобное. Но ведь человек состоит не из одного только тела; его природу составляют мертвая телесная материя и оживляющая последнюю живая, бессмертная, свободная, разумная душа. Как тело постепенно возрастает, так точно и душа, ибо она не развившейся уже входит в образующееся тело человека, а лишь с задатками сего развития. Для развития же своего она требует поддержки, требует духовного питания, духовного хлеба насущного».

«А это, по словам автора, - и есть именно слово Божие, Священное Писание и, скорее, не Священное Писание само по себе, а Божественная благодать, заключающаяся в дивных словах, которые изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21)». «Раз все Священное Писание богодухновенно, - продолжает иеромонах Петр, - то само собою разумеется, что оно на все полезно. В нем можно почерпнуть для себя истинное познание о Боге и свойствах Его, о Его отношении к миру видимому и невидимому, который Он создал, приведя из небытия в бытие; там заключается норма нравственной жизни человека, написаны законы, преподано руководство, указаны способы и средства, как надо поступать человеку, чтобы исполнить в точности волю Божию и угодить Ему».

Как отмечает далее автор, человек, читающий Священное Писание, всегда «будет иметь ответ на беспокоящие его вопросы, ему откроется прямая, широкая стезя Закона Божия, ведущая к светлой и ясной цели, к вратам Горнего Иерусалима, Царства Небесного, вечной жизни, блаженства райского, для него определится смысл и ценность жизни и предназначение человека». И «какою бы немощью духовной ни страдал христианин, все это способно быстро залечить слово Божие. Как опытный врач, оно знает нужды больного и подает каждому по недугу: кому возливает на раны вино и елей, кому обвязывает, кому прижигает больное место, кому делает надрез и уколы, выпуская дурную кровь и материю, кому подает горькое, а кому вкусное и сладкое лекарство – всякому свое по мере надобности».

Как свидетельствует автор, «святые подвижники так углублялись и погружались в духовное ведение тайн, сокрытых в Священном Писании, что забывали совершенно о пище телесной, не чувствовали никакой нужды в ней, так что на них исполнялись слова Спасителя: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Все привлекало их в Священном Писании, паче же домостроительство нашего спасения во Христе Иисусе, через которое так обильно излилась и высказалась любовь Божия к падшему роду человеческому. Мысль о домостроительстве нашего спасения ярко-красной полосой проходит по всему Священному Писанию как Ветхого, так и Нового Заветов. Особенно живо и ясно излагается превосходство Нового Завета пред Ветхим Заветом, когда исполнились все пророчества об Обетованном, как они давались - в Послании апостола Павла к Евреям.

В русской литературе нет подробных и полных толкований на сие послание. Как уже было сказано выше, основание толкованию этого послания положил святитель Феофан, а иеромонах Петр продолжил этот труд. «Само собой разумеется, - пишет он в предисловии, - что неопытному человеку, а тем более в краткий промежуток времени, трудно глубоко и всесторонне рассмотреть предлагаемый материал. Посему, не оставляя мысли в будущем серьезно заняться этим трудом для собственного назидания и большего знакомства со всем Священным Писанием, представляю сей первый опыт. Руководством служили для меня творения Святых Отец».

К сожалению, этот первый экзегетический опыт священномученика Петра не имеет продолжения. В неспокойное время совершал он свой путь от простого монаха до архиепископа, и на каждом месте своего служения встречал или любовь вверенного ему народа, или ненависть врагов Церкви. Где бы ни оказался Владыка, везде он боролся за чистоту Православия. Его истовое, неленостное служение, искренность в вере, смирение, открытость для всех - все это приводило к тому, что люди верили ему, шли за ним. Многих он приводил к вере, возвращал из раскола, обращал заблудших. За это новые власти постоянно преследовали Владыку. Наконец, 26 марта 1927 года архиепископ Петр с приговором "10 лет" был отправлен в Соловецкий концлагерь. Там и завершилась его земная жизнь.

 

*** По словам игумена Дамаскина (Орловского), эпоха гонений очень мало сохранила из письменного наследия мучеников. Тем большую ценность приобретают памятники, которые позволяют нам глубже вникнуть в жизнь и богословие святых нового времени, сквозь время, отделяющее нас от их жизни, услышать их проповедь о Христе, обращенную к нам. Так и труды священномученика Петра (Зверева) и сегодня приносят пользу Церкви, но, к сожалению, они не все известны. Тем не менее, и сама его жизнь, его горение в любви, как горение неугасимой лампады, является замечательным примером, достойным подражания.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать