У книжной полки. 7 сентября

7 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Софья и Наталья Самуиловы. Отцовский крест.

 

Часто бывает так, что читая жития святых первых веков христианства, современные люди воспринимают их как нечто более похожее на миф или благочестивую легенду. Однако все житийные повествования составлялись на основе подлинных документов, например, мученических актов, или же были записаны со слов очевидцев страданий, друзей святых. Таким образом, жития святых отражают жизнь и подвиги реальных людей, а не вымышленных героев. В 20 веке история первых веков повторилась, и после жесточайших гонений на Святую Церковь снова стали появляться жития святых, но уже новомучеников и исповедников, написание которых сходно с тем, как писались жития древних мучеников. И здесь исследуются протоколы допросов, и воспоминания очевидцев. Именно воспоминания двух сестер о судьбе своего отца – священника, служение которого пришлось на первую треть 20 века, составили книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Никея и называется – «Отцовский крест». ***

Авторы этой книги, сестры Софья и Наталья Самуиловы, которые рассказывают о своем отце, простом сельском священнике, жившем в начале 20 века. Как отмечают издатели, точное время создания этой книги неизвестно. Судя по некоторым авторским замечаниям, текст написан в 1950–1960-е годы, а предварительные записи велись и ранее. Об официальной публикации этого сочинения в Советском Союзе не могло быть и речи, и оно распространялось в самиздатовских копиях. Машинописный экземпляр первой части произведения в начале 1990-х передала петербургскому издательству «Сатисъ» Ольга Николаевна Вышеславцева, в тайном постриге – инокиня Мария. Вторая часть обнаружилась в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии, и в 1996 году издательство «Сатисъ» выпустило двухтомник «Отцовский крест». Позже была найдена и опубликована третья, незавершенная часть сочинения, посвященная судьбе отца Константина, брата Софьи и Натальи, который стал священником в разгар антирелигиозных гонений.

Эта книга включает две первые части воспоминаний. Их объединяет одна тема – судьба отца Сергия Самуилова, искреннего и бескорыстного священнослужителя, оказавшегося в эпицентре разрушения вековых традиций. Причем это не сторонний взгляд, а свидетельство детей о любимом папе – детей, взросление которых выпало на один из самых драматических периодов нашей истории; более того, это взгляд дочерей, отношение которых к отцам, как известно, наполнено особой нежностью. Большим достоинством воспоминаний является вовлеченность сестер Самуиловых в активную церковную жизнь эпохи гонений, что делает книгу ценным источником. Насыщенный историческими подробностями текст при подготовке к изданию был обогащен обширными примечаниями.

В предисловии книги, одна из сестер Самуиловых – Софья Сергеевна – пишет: «Необходимо сделать очень важное, на мой взгляд, предупреждение. Так как повествование ведется, насколько это для меня доступно, в литературной форме, то может возникнуть предположение, что ради яркости картин и образов я добавляю к действительно происходившему и свой вымысел. Поэтому считаю своей обязанностью еще раз подчеркнуть то, что здесь нет ни одного случая, не происшедшего в действительности, ни одной фразы, не отвечающей действительно высказанным мыслям. По большей части я буквально записывала эти фразы так, как не раз слышала их сама (лично или в рассказах очевидцев); иногда передавала в разговорной форме то, что слышала в виде рассуждений, и только очень редко вставляла общие, малозначащие слова, которые человек, принимая во внимание обстановку и его характер, мог бы сказать».

По словам Софьи Сергеевны, она была непосредственной свидетельницей того, что описано в книге, пусть иногда и в очень раннем возрасте. «Воспоминания, - говорит она, - дремали до тех пор, пока более взрослой я не осознала их значения. Другие факты много раз повторяли то отец, то мать, то бывшая моя нянька, то еще кто-нибудь…» Отчасти Софья Самуилова пользовалась дневником отца, который со временем к сожалению был потерян. При этом, прежде чем начать писать, автор воспоминаний долго проверяла, мысленно уточняла и язык, и хронологию событий. Если в чем и была допущена натяжка, это в объединении в одну главу нескольких мелких случаев. Между этими событиями мог быть промежуток в два-три месяца, между некоторыми, может быть, год.

Как отмечает Софья Сергеевна, в тех местах воспоминаний, которые являются второстепенными, допускаются неопределенные выражения, например, не уточняется точное время события или употребляется фраза: человек «мог бы сказать». Но это редкие дополнения. Между тем, чем серьезнее затрагиваемый вопрос, тем значительнее становятся сами выражения, тем они точнее. В них уже не допускается никакого отклонения: если слова указаны как подлинная речь, значит, они такими и являются в действительности и по мысли, и по способу изложения, разве только с незначительной заменой однозначащих слов. В этом случае, конечно, является сомнение: неужели можно запомнить точные фразы, сказанные тридцать, сорок, а то и больше лет назад? Но, утверждает Софья Сергеевна, - «они повторялись в моем присутствии по разным случаям или не раз рассказывались отцом и другими очевидцами, и рассказывались всегда одинаково».

«Все я старалась записать так, как вижу перед собой до сих пор … Сознаюсь, - признается автор, - были иногда соблазны, хотелось иногда вставить слова, которые были в духе описываемых людей и даже, весьма возможно, что были и сказаны. Но сказаны ли в действительности, на это нет ни намека в моих воспоминаниях. Поэтому, хоть и с сожалением, их приходилось отбрасывать, потому что написанное мною не более как воспоминания, а не повесть, хотя бы и биографическая. Одним словом, ко всему написанному следует относиться с таким же доверием, как и к запискам любого свидетеля любых исторических событий, хотя рассказ ведется не в первом, а в третьем лице. То есть тут могут быть незначительные, в мелочах, ошибки памяти, неясные формулировки (где я говорю от своего лица), но ни слова вымысла».

Стоит отметить, что каждое слово этих воспоминаний прошло через сердце авторов, каждый эпизод жизни пережит ими заново, и это придает книге ее неповторимую теплоту и глубину. С первых страниц перед читателем раскрывается картина быта и родственных взаимоотношений священнической семьи, в которой и батюшка, и матушка происходят из родов потомственного духовенства. Как говорится на сайте самарской газеты «Благовест», «протоиерей Сергий Самуилов начинал свое служение в Самарской епархии. Его отец Евгений Егорович Самуилов преподавал в Самарской Духовной семинарии. А первым храмом, в котором служил отец Сергий, был любимый многими самарцами Христорождественский храм в Царевщине, у подножия Царева кургана. Правда, прослужил он там всего около трех лет. После чего был переведен в село Острая Лука Николаевского уезда Самарской губернии.

Двадцать лет жизни священника и его семьи прошли в этом небольшом приволжском селе, здесь они встретили революцию 1917 года, пережили гражданскую войну, голод 1921-1922 годов и начало гонений на Церковь. Здесь рождались дети, четверо из которых умерли во младенчестве. Здесь умерла и матушка, а отец Сергий остался с маленькими детьми на руках. Старшей из них – Софье – было 14 лет. Именно она, в соавторстве со своей сестрой Натальей пишет о том, как проходили будни и праздники в их семье, как отец и мать, исполненные жертвенной любви, носили тяготы друг друга. Так, например, когда болел один ребенок в семье, и мама ухаживала за ним и днем и ночью, отец в это время исполнял всю женскую работу по дому. А мама, чтобы помочь отцу, освоила мужскую профессию сапожника. Кроме того, семья отца Сергия была вынуждена заниматься крестьянским трудом: возделывать свой надел земли, держать скотину. И несмотря на все эти трудности, родители находили время, старались как можно больше времени провести с детьми, придумать для них разные игры, почитать вместе книги, попеть хорошие песни… Обо всем этом и рассказывает книга «Отцовский крест».

 

*** Воспоминания, составившие эту книгу, являются памятником литературным, это проникновенная автобиографическая проза, замечательный пример русского подпольного литературного творчества середины XX века. Поэтому издатели без сомнения поместили «Отцовский крест» в серию «Духовная проза», где печатаются лучшие художественные произведения православных авторов. В удивительных воспоминаниях сестер Софьи и Натальи Самуиловых читателю раскрывается радостный и одновременно крестный путь их отца, провинциального батюшки. Однако повествование, несомненно, гораздо шире биографии одного человека и даже истории одной семьи, ведь судьбы отца Сергия и его близких неразрывно переплелись с судьбой Русской Церкви, да и России в целом. Мы уверены, - пишут издатели, – книга найдет отклик в сердце любого читателя, ведь нет, наверное, человека, безразличного к искреннему разговору о счастье, страдании, вере, самопожертвовании и любви.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать