У книжной полки. 7 июня

7 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Я возлюбил вас. Жития святых пророков.

 

Почему мы называем пророков избранниками Божиими? По мнению издателей этой книги, слова Господа, обращенные ко всему народу: Я возлюбил вас (Мал. 1:2), со всей очевидностью и полнотой в первую очередь относятся к пророкам. Между Богом и ними совершен но особая связь по слову Господню к пророку: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя (Иер. 1:4-5). По свидетельству Иеремии, ему ...так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восславлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним (Иер. 15:19). Так, Уста Господа обращались к пророкам, а уста пророков обращаются к нам. О том, каких пророков? - рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве Борисова. Она называется – «Я возлюбил вас. Жития святых пророков». ***

В этой книге представлены жития избранников Божиих - святых пророков, изложенные по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского. Удивительно как свежо и актуально, по словам издателей, могут читаться современным человеком слова и поступки казалось бы далеких от нас святых пророков! Действительно, ведь в первую очередь они возвышали свой голос пред своими соотечественниками о должном благоговении пред Богом, соблюдении законов, традиций, нравственной чистоты. Угрожали им судом Божиим за их чародейства, ложные клятвы, притеснение бедных и убогих, потакание нечестию и другие пороки. Они умоляли и увещевали, но мало кто слушал их.

Увы, - отмечают издатели, - и ныне немногие из нас могут похвастаться, что их не в чем упрекнуть. И сейчас пророк Малахия боролся бы с тем же ползучим мнением: «напрасно благоговеть пред Господом, нечестивым и беззаконни кам достается лучшее, они устраивают свои дела и живут припеваючи» (Мал. 3: 13-15; 2:17). А ситуация, когда пророку Михею царские прислужники-лжепророки шептали: «Говори как все мы, не создавай противоречий», - с нами не было подобного? Пусть для себя мы не будем поднимать планку слишком высоко, когда речь идет о противостоянии с богоборческой властью или с идеологией единственно правильной партии - не каждый может быть призван на такое служение. Но во всем остальном, всегда ли говорим и поступаем так, как хотя бы подсказывает нам совесть? Михей же ответил: - Жив Господь! - и что скажет мне Сам Господь Бог мой, то именно я и скажу царю. За правду и был заключен в темницу.

А жизнь пророка Божия Иоанна, Предтечи и крестителя Господня, третье обретение честной главы которого мы сегодня вспоминаем, не напоминает ли она нашу современную жизнь? Так, по словам протоиерея Андрея Ткачева, «в Писании есть сюжеты, совпадающие с современностью вплоть до неразличимости. Смерть Предтечи - вот иллюстрация современности. Праздник, пьянство, обилие угощений. Танцы, умелые вихляния молодого неодетого тела, заразительный музыкальный ритм. Где- то ниже цокольного этажа, в темноте и сырости подвала — палач с мечом и невинная жертва». Все это нам известно по книгам, фильмам, соответствующего содержания, и выпускам новостей. О том, что происходит потом в современных реалиях, рассказывать не будем, обратимся лучше ко временам царствования Ирода.

На страницах этой книги, в разделе, посвященном святому пророку Иоанну, мы читаем: «К огда была усече на честная глава святого Иоанна Предтечи (Мф.14:11), тогда дочь Иродиады приняла ее на блюде и отнесла своей матери. Эта нечестивая жена пронзила иглой язык святого, который обличал ее беззаконие, и надругавшись над честной главой, не позволила предать ее погребению вместе с телом святого: Иродиада боялась, что Иоанн, если погребут тело его вместе с главою, воскреснет и снова станет обличать ее. Ученики святого Иоанна Крестителя тайно взяли его тело и ночью погребли (Мф.14:12; Мк.6:29) в Севастии, городе самаринском. Главу же святого Предтечи Иродиада глубоко закопала в своем дворце в тайном бесчестном месте.

Лишь только жена Иродова приставника Хузы по имени Иоанна, о коей упоминает святой евангелист Лука (Лк.8:3), знала то место. Она, скорбя сердцем об убиении великого святого пророка Иоанна и о поругании над его честной главой, взяла эту главу тайно ночью, положила ее в сосуд скудельный и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода. Между тем до Ирода дошли слухи об Иисусе Христе. Он вместе со своей женой Иродиадой стал думать, уж не Иоанн ли это, воскресший из мертвых. Они стали искать главу Иоанна и, не находя ее, приходили в недоумение. Ирод даже так сказал своим домашним об Иисусе: Это - Иоанн, которому я повелел усекнуть главу. Ныне он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им (Мф.14:2; Лк.6:16).

Спустя много времени некий весьма знатный вельможа по имени Иннокентий уверовал в Иисуса Христа. Оставив мир, он пришел в Иерусалим, купил на горе Елеонской то место, которое некогда принадлежало Ироду, построил там себе келию и стал иноком, исполняя заповеди Христовы. Желая построить для себя небольшую каменную церковь, он начал копать ров для фундамента. И вот, по Божию смотрению, он обрел сокрытый в земле скудельный сосуд с главой Предтечи Христова. По различным благодатным знамениям и чудесам и по откровению от Бога он понял, что эта глава принадлежит святому Иоанну и стал с большим благоговением хранить ее у себя. Перед его кончиной по всей стране той распространилось, неверие: цари чтили идолов вместо истинного Бога и повсюду в Иерусалиме поставили их изображения и творили им скверные жертвы. Видя это и предчувствуя свою кончину, этот инок снова скрыл в недрах земных святую главу Предтечи: он боялся, чтобы по его кончине кто-нибудь не стал поступать с ней бесчестно.

Иннокентий положил ее на том самом месте, где была его келия и церковь. По его кончине та церковь пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Крестителя Иоанна. Когда вступил на престол великий царь Константин и просветил свою землю святым крещением, тогда мать его святая Елена стала возобновлять и очищать все иерусалимские святыни. И тогда же состоялось второе обретение честной главы. Двум инокам, которые шли в Иерусалим, явился святой Иоанн Предтеча. Он открыл то место, где была погребена его честная глава, и повелел взять ее из недр земных. Иноки нашли святыню и, положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, пошли обратно домой. По дороге они встретили бедного скудельника, и велели ему нести мешок. А он, не зная того, что несет, продолжал спокойно путь свой. Вдруг явился ему святой Иоанн Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках.

Скудельник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы.

Сотворив молитву, епископ повелел копать на том месте. Когда его приказание было исполнено, нашли на том месте сосуд. Не золото и не серебро было в нем, но в нем хранилось сокровище, гораздо более драгоценное, чем все земные сокровища, - глава святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта драгоценная святыня в неизвестности хранилась до времен царя Михаила, сына Феофила, и матери его царицы Феодоры, которая вновь утвердила православие. В царствование Михаила эта святыня была вновь обретена по Божественному изволению и перенесена в Царьград патриархом Игнатием. Это третье обретение главы Крестителя было около 850 года; празднуется Церковью 25 мая по ст.ст., 7 июня по н.с. Более подробную историю этого чудесного события, и другие истории, связанные с мощами святого пророка Иоанна, читайте на страницах этой книги.

 

*** По словам писательницы Елены Прокофьевой, «пророками Церковь называет тех святых, которые получили от Господа дар прозрения будущего и возвещали миру пути Божественного Промысла. Они жили в ветхозаветные времена и по внушению Святого Духа пророчествовали о пришествии на землю Христа Спасителя, о Его смерти и Воскресении. Одним из самых любимых у русских людей считается пророк Илия. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн— самый чтимый после Девы Марии христианский святой. Также мы знаем пророков Моисея, Исайю, Иезакииля. Но их было, конечно, больше. Познакомиться с именами пророков и их житиями, поможет данная книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать