У книжной полки. 6 июня

6 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Андрей Ткачев. Хочу жить вечно! Яд греха и лекарство бессмертия.

 

Наверно, нет на земле такого человека, который бы не хотел жить вечно. Разница только в том, что одни хотят жить вечно в Царстве Небесном с Богом, а другие – на земле, без Бога, но счастливо. Несмотря на то, что устремления и цели у всех людей разные, каждый из нас поврежден определенными грехами, но кто-то исправляет их, а кто-то живет с ними, как с неким приложением к своему «Я». Есть ли какое-то средство увидеть их и исцелиться? Как утверждает протоиерей Андрей Ткачев, «в мире, где грех и смерть разлиты, как радиация, человеку не уцелеть без действенного противоядия. Потому Христос пришёл в этот мир не просто как Учитель, но как Врач, дающий нам лекарство бессмертия». О яде греха и лекарстве бессмертия говорится в книге «Хочу жить вечно!» Она вышла в свет в Издательстве Николин день, а сегодня находится на нашей книжной полке. ***

В новой книге «Хочу жить вечно! Яд греха и лекарство бессмертия» собраны статьи современного проповедника протоиерея Андрея Ткачева, которые тематически распределены на пять разделов. В первом автор говорит о вере, которую человек получает в дар от Неба, а так же о том, как легко множатся в человеческой душе грехи и как должно вести себя христианину в этом мире, чтобы обрести жизнь вечную. Во втором разделе отец Андрей рассказывает об избранных святых, знакомство с которыми — это всегда личная встреча с жителями Небесного Иерусалима. На страницах книги автор ведет разговор о силе печатного слова, показывая, что оно может приносить как пользу, так и разрушения. Говорит об общественной жизни, патриотизме, международных отношениях. В завершении книги читатели найдут блиц-интервью с автором — протоиереем Андреем Ткачевым.

Говоря о вере человека, отец Андрей отмечает три важные вещи. Во-первых, что «вера есть дар удивительный. Она удивительным образом приходит к тем, от кого мы ее не ждем, и она странным образом тихо покидает души тех, от кого мы ждем настоящей, чудотворной, сильной, мудрой веры, – а она потихонечку – раз! – и уходит. Она – небесная гостья, ее на цепь не посадишь! Если ты веру принимаешь и бережешь, за веру воюешь и за веру сражаешься, вера живет в твоей душе как за каменной стеной, она тебя питает и греет, она тебя защищает. А если ты относишься к ней, как к купленному товару в магазине: а у меня есть вера, уже есть, ну и хватит, и пусть лежит себе, как мешок зерна в кладовой, или как паспорт в сейфе, или как деньги в кармане, – тогда она потихонечку – раз! – на ножки встала, на крыла – и улетела, потому что она свободная, абсолютно свободная, она живет только там, где хочет жить, живет там, где защищают ее, где переживают о ней, где молятся о ней».

Второй очень важной вещью, касающейся веры, по словам автора, является то, что она живет вместе с неверием, и одно с другим борется. Как отмечает отец Андрей, «пропорция веры и неверия – нашему глазу неподвластна. Бог знает, сколько в человеке неверия, сколько веры. И когда однажды Господь Иисус Христос пришел в гущу народа и увидел человека, у которого бесноватый ребенок, и отец жаловался на апостолов, что они не могли изгнать беса из его сына, говоря: «Если сколько-нибудь можешь помочь мне, помоги», Христос отвечал: «Если можешь, веруй, ибо всё возможно верующему». И отец воскликнул некую страшную тайну о человеке: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (см.: Мк. 9: 17–24). Блаженной памяти Ф.М. Достоевский считал, что если человек не так говорит о своей вере, то он лжет. Тут имеется в виду вот что: если человек говорит о том, что он верит, абсолютно полной веры у него нет, это лжец, он сам себя не знает».

Еще одна, третья, очень важная вещь, которую нужно сказать о вере, – это, как говорит автор, то, что «вера есть открытые двери для того, чтобы Богу зайти. Бог не заходит в дом человеческий, выбивая двери ногой, как забегают, например, в притон наркоманов полицейские или как кто-то еще имеет наглость через окно, с шумом и криком, врываться в наше жилище. Нет! Господь стоит и стучит!» Автор вспоминает картину английского художника У. Ханта, жившего в XIX веке, который нарисовал картину «Ночной путник», или «Путник Апокалипсиса» («Светоч мира»). На ней, по словам автора, изображен Иисус Христос с фонарем, фонарь в закрытом таком сосуде, чтобы ветром не задуло. Спаситель в терновом венце, в дорожной одежде; Он стоит у дверей некоего дома. Именно эта известная картина, имеющая много перерисовок, напоминает нам, что «двери наших сердец заперты изнутри, и Господь не творит насильно чудес над нами до тех пор, пока мы не откроем Ему нараспашку двери своего душевного дома».

В одной из статей, вошедших в первый раздел книги, автор размышляет о способности современных людей во всех подвигах святых людей видеть неадекватность их поведения. Взять, к примеру, святых, которые совершали свои подвиги в пещерах Киевской Лавры. Узнав историю и образ жизни этих живых мертвецов, современные люди, по словам автора, недоуменно спрашивают: зачем? «Зачем эти добровольные издевательства над собой? Ведь жизнь такая сладкая. Спрашиваешь в ответ: А что вы предлагаете? Ведь аскеза, это радикальный вызов безумию мира. А у вас лично есть хоть какая-то благородная альтернатива обывательству? Есть у вас противовес всем этим неизбежным в миру сплетням, покупкам, продажам, блуду, болтовне, суете? Есть? Отвечают: Ну, есть же театр, музеи, книги, семья, наконец. Есть культура и цивилизация. Зачем же в пещеру? Надо бы в музей. Опять спрашиваешь: А вы сами часто ходите в музеи, театр? Лично вы? Часто вы детьми своими занимаетесь? Молчат. Слепому ясно, что в театры не ходят, на детей плевали и книг не читают. Но так, в видах общей культурной оппозиции, ссылаются на то, что сами знают плохо».

И вот этим последним; этим теоретическим борцам с «аскетическим изуверством» ради научного прогресса и неминуемого счастья, автор предлагает посещение Выши. «Той самой Выши, где жил Феофан, именуемый Вышенским. Той самой Выши, которую Феофан не согласен был поменять ни на что, кроме Царства Небесного. Там тоже жил отшельник. Не в пещере, правда, но в доме. В ограде монастыря. Однако жил он в подлинном затворе, никого не видя и ни с кем не общаясь лицом к лицу десятилетиями. И было это не в 10-м веке, а в 19-м». Его келья по строгости даже близко не напоминает пещер Киевских отцов. Там есть микроскоп и телескоп. Скрипка и клавесин. А кроме этого обширная библиотека, слесарные и столярные инструменты и швейный набор, и прочие вещи. Что скажет современный человек, увидевший всё вышеперечисленное? Наверно: он же монах, зачем ему все это?

Но, вот что пишет об этом автор: «Епископ, никуда не выходивший десятилетиями, в келье своей изучал звездное небо и микромир. Ему было это интересно – деление клетки, вращение планет. Ему это верить не мешало. Да что там «не мешало»! Ему это верить помогало, как помогало составлять псалмы царю Давиду сияющее звездное небо над Израилем». «Епископ Феофан смотрел на небо в телескоп, играл на скрипке. А что еще? А еще он играл на клавесине. Одной скрипки ему было мало. Еще он читал книги на нескольких европейских и нескольких восточных языках. Еще имел близ себя набор столярных инструментов, которыми активно пользовался. Сверла, рубанок, пилочки… А еще он вел оживленную переписку с сотнями людей. Написал за время затвора тома книг. Занимался переводами. Годами ежедневно служил Божественную Литургию. Молился, как монах; проповедовал письменно, как епископ».

«Келья Феофана, - пишет автор, - многие жала вырвет. Тех, кто в небо смотрит, а в Бога не верит, обличит феофанов телескоп. Тех, кто в микроскоп смотрит, а в Бога не верит, обличит феофанов микроскоп. Тех, кто многие языки выучил, а с Богом разговаривать не научился, обличит феофанова библиотека». И многое другое тоже сделает свое дело. Но и жития печерских затворников дадут нам немало уроков. И один из них автор выводит в завершении своей статьи. Вот что он пишет: «Веры не бывает без догмата. Христианства не бывает без Церкви. И Церковь не живет без подвига. Без подвига она засыхает и, что еще хуже, превращается в подделку, в имитацию. Подвиг лучше нести. Но даже если сил на это нет ни нравственных, ни физических, хотя бы признать красоту подвига человек обязан. Непонимание подвига – его красоты и необходимости — есть печать полной чуждости духу Христову. Страшная такая печать. И крайне распространенная».

 

*** Как обычно, время нашей программы подходит к концу, а мы успели рассмотреть только две статьи, вошедшие в новый сборник размышлений протоиерея Андрея Ткачева. А между тем в этой книге насчитывается 50 интереснейших статей на тему православной веры, духовной жизни в современном мире и о многом другом. Литературные труды отца Андрея в последние годы пользуются просто огромной популярностью у читателей. Ведь их отличает живой язык, близость к современным проблемам, попытка найти простые принципы для устройства подлинной христианской жизни, отсутствие стремления дать готовые ответы на сложные и неоднозначные вопросы. Кто еще в этом не удостоверился, откройте данную книгу, и, думаю, ее с интересом прочитает как воцерковленный читатель, так и тот, кто только ищет свою дорогу в церковь.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать