У книжной полки. 6 февраля

6 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Книга о блаженной Ксении Петербургской.

 

С самого начала своей истории Церковь строилась на подвигах: сначала на страданиях мучеников первохристианства, на самоотверженных трудах столпов Церкви - апостолов и святителей. Потом на личных аскетических подвигах, на достижениях духа в борьбе с плотью - пустынников и других подвижников — «земных ангелов, небесных человеков» и «праведных», живших в миру и не осквернившихся от мира. К числу святых, избравших подвиг юродства ради Христа и прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования, бесспорно, принадлежит всем известная и глубокочтимая подвижница 18 века Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Петербурге. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, выпущеную в свет Издательством Ковчег и посвященную святой, которая так и называется - «Книга о блаженной Ксении Петербургской». ***

Эта книга, основанная на исторических материалах, рассказывает о той эпохе, когда явил Господь миру Свою святую подвижницу, о самодержцах того времени, о нестроениях в Церкви и государстве, и о других святых, просиявших в 18 веке. Повествование о жизни, деяниях и подвигах прославленной Петербургской святой создавалось из собираемых по крупицам событий и фактов. Благодаря этой книге читатели познакомятся не только с жизнеописанием блаженной Ксении, но также войдут в курс тех исторических событий, которые происходили или в дни земной жизни святой, или после ее кончины. Кроме того, данное издание содержит свидетельства очевидцев о чудесах и исцелениях по молитвам блаженной Ксении, а также акафист для молитвенного обращения к ней.

А открывает книгу описание Санкт-Петербурга конца 18 века, где автор наиболее повествует о Петербургской стороне. Вот, например, он пишет: «Это была самая бедная часть столицы. Длинные ряды узких улиц, из которых многие не вымощены, деревянные домики. Чем дальше от Большого проспекта, центрального проспекта этой части города, тем тише, мрачнее, беднее... Темнота, изредка где-то горит масляный фонарь, но его желтый тусклый свет не может бороться с рано наступающей темнотой... Здесь жили офицеры, унтер-офицеры, солдаты, мелкие чиновники, купцы. На желтых табличках, прибитых к воротам, указаны владельцы домиков - отставные канцеляристы, унтер-офицеры, отставные камер-музыканты, придворные истопники и лакеи и даже придворные арапы.

Бедные дома небогатых домовладельцев. Тут другая, не столичная жизнь, тут огороды, поля, своя река - Карповка, пересыхающая в засушливые месяцы. Улицы не одинаковые, как в центре, а разные - то узкие, то широкие, то длинные, то состоящие всего из нескольких домов. Некоторые вымощены камнем, настланы досками, но почти все затоплены лужами - в них плавают утки, растут болотные травы и водоросли. Чаще всего улицы названы по фамилиям полковников или богатых домовладельцев - Теряева, Подрезова, Плуталова, Бармалеева, Гулярная. Есть улица Андрея Петрова». Как описывает автор, «центр жизни Петербургской стороны - это лавки возле Обжорного рынка. Сюда собирались кухарки с новостями, заходила вдова купить на пять копеек сахара, приходил лакей продать купцу на гривну бумаги, украденной у своего хозяина, и рассказать обо всем, что случилось в столице и мире. Тут все было от­крыто, все передавалось из уст в уста, все запоминалось и рассказывалось потом детям и внукам.

Вдову полковника, придворного певчего Андрея Петрова, имя которого и носит маленькая улочка, еще 250 лет назад можно было встретить возле храма святого апостола Матфея или возле рынка». О том, как почитал народ святую Ксению, автор рассказывает следующее: «к ней обращаются - «Андрей Федорович», она всегда окружена людьми. Матери подносят детей и, после того как женщина гладит их по голове, отходят, счастливо улыбаясь, или же стоят, слушая, что она говорит. На мостовой ждут извозчики, которые съезжаются сюда специально со всех окрестностей, - они медленно двигаются вслед за толпой. Лавочники, увидев приближающихся людей, выбегают на мостовую, расталкивают толпу и, подбежав к странной женщине, кланяются ей, прося зайти в лавку. Через два столетия эта юродивая будет прославлена в лике святых и весь православный мир станет молиться, обращаясь к ней: «Святая матушка Ксения, моли Бога о нас!»

Как отмечает автор, святая блаженная Ксения Петербургская, повторившая в 18 веке, веке просвещенного абсолютизма, подвиги древних отцов Церкви – является одной из величайших юродивых на Руси. Она познала сама, как непрочен и преходящ земной мир, и в 26 лет, после счастливой и обеспеченной семейной жизни, отказалась от всего, чтобы окунуться в людское горе. Своей жизнью она показывала, как ничтожно все, к чему мы стремимся. Так, по словам автора, мы желаем разбогатеть и даже молимся об этом, а блаженная Ксения отказалась от денег, имущество раздала нищим; жила как птицы небесные. Мы любим модную и дорогую одежду, украшения, уют, удобства, - блаженная Ксения зимой и летом ходила в юбке и кофте из простого холста. Мы стремимся достичь положения в обществе, преклоняемся пред знатными и сильными мира сего, перед богатыми, избегаем нищих и обездоленных - тех, кто потерпел в жизни несчастье или беду.

Святая Ксения не только добровольно приняла бедность, но и жила среди самых низших и бесславных обитателей столицы, и в этих людях старалась разжечь искру Божию, которая незаметно тлеет в душе каждого человека. Все 45 лет своего юродства подвижница прожила, не имея ни комнаты, ни угла, ни теплой одежды, никогда не зная, что будет завтра. Мы можем лишь удивляться тому, как могла она выдерживать наши проливные, пронизывающие до костей осенние дожди, наши страшные, трескучие морозы! Нужно или обладать здоровьем сверхчеловеческим, или носить в себе такой сильный внутренний духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным. Но, припоминая великих угодников Божиих, которые силою своей веры творили дивные, непосильные и непонятные для человеческого ума чудеса, не будем и подвиги блаженной Ксении считать небывалыми, невозможными для человека во плоти.

«Все хотят быть со Христом прославленным и превознесенным. Но мало кто хочет нести со Христом крест, поругание, уничижение, посмеяние и терпеть скорбь», - говорит современник блаженной Ксении святитель Тихон Задонский. Желая уподобиться Спасителю, блаженная Ксения стала кроткой и смиренной. Целыми днями, зимой и летом, в зной и в стужу, скитаясь по улочкам, поначалу подвергаясь нападкам и насмешкам, она непрестанно молилась и безропотно несла свой спаситель­ный крест. Когда она ходила по улицам, ее почти постоянно преследовала толпа народа. Многие, веря, что странница предсказывает будущее, угадывает судьбу людей, узнает мысли человека, в тоже время считали ее безумной. И только духовные люди понимали, что блаженная Ксения - человек особый, прикрывающий под показным безумием великие духовные дары.

По словам автора, в великое горе пришла Петербургская сторона с известием о кончине блаженной Ксении. Люди разного возраста, старые и молодые, отправились на похороны. И сразу же на могилу блаженной начал приходить православный народ. Приходили с упованием и верой в то, что святая Ксения и по успении своем не презрит их молитв и поможет в скорбях и нуждах, как она помогала при жизни. Приходили бедные и убогие, знавшие об этой помощи и жившие ею. Приходили купцы и лавочники, матери детей, которых излечила и благословила при жизни блаженная, приходили сотни ее последовательниц. И помощь блаженной Ксении была настоль ощутимой, столь очевидной, что слух о великой заступнице за страждущий православный народ стремительно распространился даже за пределами столицы. Чудеса множились, и о некоторых из них рассказывает эта книга.

 

*** По словам автора, «святую Ксению называют блаженной, потому что умом она всегда пребывала в Боге, в мире непрестан­ной молитвы. И начав путь своего нравствен­ного самоусовершенствования с нищеты духа, блаженная Ксения была и плачущей, и алчущей, и жаждущей правды, была и кроткой, и милостивой, была миротворцем и чистой сердцем. И теперь, достигнув Царствия небесного, она зрит славу Господа, но духовно видит и страдания людей на земле. Она видит нашу жизнь и наши дела, знает наши скорби и слышит наши горячие молитвы. Она видит и знает, как изнемогаем мы от скорбей, от болезней, от нужды, видит, как уныние сковало наши души, - и, не переставая, ходатайствует о нас пред Богом».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать