У книжной полки. 6 февраля

6 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Монахиня Евфимия (Пащенко). Драма из приходской жизни.

 

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию новую книгу монахини Евфимии (Пащенко) - писательницы, без которой, по мнению издателей, сложно представить современную православную прозу. Особый стиль, восходящий к русским реалистическим традициям ХIХ столетия, и увлекательные, почти детективные сюжеты – вот что составляет эту книгу и делает ее замечательным подарком для читателей. Почему человек, каждый день видящий святую, догадывается об этом, лишь стоя у ее могилы? Какую семейную тайну скрывают два оловянных кольца из бабушкиной сумочки? Отчего до срока обрывается жизнь выдающегося священника-миссионера? Об этом рассказывает пятая книга монахини Евфимии «Драма из приходской жизни». Она вышла в свет в Издательстве Олма Медиа групп в серии "Духовный путь". ***

Автор данной книги - монахиня Евфимия, в миру Елена Владимировна Пащенко, известная православная писательница, краевед, критик и врач. Автор многочисленных повестей, посвящённых житиям известных святых и подвижников, в числе которых благоверный князь Александр Невский, праведный Иосиф Обручник, Соловецкие чудотворцы, преподобный Амвросий Оптинский, и многие-многие другие. Кроме этого в творческом арсенале монахини Евфимии более 150 рассказов и статей на краеведческую и литературоведческую тематику, а также сказки. Как говорит сама писательница: «Сколько ж книг написано... самому автору страшновато. Все это сочинялось 12 лет, и, кажется, нашло своих читателей».

Родилась писательница 23 апреля 1964 г. в Архангельске в семье медиков. Следуя по стопам родителей, в 1987 году окончила Архангельский мединститут. Получив диплом, работала терапевтом в дом престарелых, потом неврологом в различных поликлиниках Архангельска. В 2012 - переехала в Домодедово, где также стала работать неврологом, но уже в Московской поликлинике. Воцерковление матушки состоялось в юношеском возрасте. В 1985-м она крестилась, а со следующего года вплоть до отъезда в Москву несла послушание чтеца-певчей в Соломбальском храме свт. Мартина Исповедника. В 1993 г. приняла постриг в первую ступень монашества, в рясофор, а спустя три года - в мантию. Матушка Евфимия - монахиня в миру, то есть несущая монашеское послушание и обеты вне стен монастыря.

Если говорить о литературной карьере известной писательницы, то она начала складываться в 1981 г. с курсов рабочих корреспондентов при редакции областной газеты «Правда Севера», там же состоялись её первые публикации как журналиста и критика. Но известность ей принесли ряд рассказов и очерков об Архангельской земле, некоторые из которых можно было вполне принять за исторические и краеведческие изыскания. Сама же матушка связывает начало своего творческого пути со своей первой книгой, вышедшей в 1996 г. Это было исследование «Очерки о храмах и монастырях Архангельской области XVII-XX вв.». Матушка Евфимия одна из немногих православных авторов, являющихся апологетами детективов и фантастики. Сама писательница тоже изредка экспериментирует с этими жанрами. Тем не менее, отличительной особенностью её книг является именно обилие исторических и краеведческих фактов, а основу подавляющего большинства рассказов составляют реальные истории.

Так, например, в основе первой повести, вошедшей в эту книгу – «Прости меня, Ксения», лежит житие святой блаженной Ксении Петербургской. Из него заимствованы прижизненные чудеса святой, в том числе — чудо, случившееся с героем рассказа. Однако биографии большинства героев (кроме самой блаженной Ксении и ее знакомой Параскевы Антоновой) вымышлены. В повести блаженная Ксения ни разу не называется святой, и это, как отмечает автор, пусть читателя не смущает, ведь прославлена она была в 1988 г., к 1000-летнему юбилею Крещения Руси. Все повествование ведется от лица петербургского врача, имеющего немецкое происхождение. С самого детства знал он святую Ксению, но воспринимал ее, как и многие в то время: простой бродяжкой, блуждающей по городу без всякой цели. И даже видя явные чудеса, которые происходили в его жизни при встрече с блаженной, он приписывал чему угодно, только не ей. И так, пожив практически всю жизнь бок-о-бок со святой, он догадался о том, что это - святая, лишь, когда ее не стало.

Придя на похороны блаженной Ксении, он отметил следующее: «Проводить ее «в путь всея земли» явилось куда больше людей, чем можно встретить на похоронах знатных и сановных персон. И оплакивали ее горько и искренне, как плачут лишь по тем, кого любят. Ведь слишком многим из нас помогла при жизни бездомная нищенка Ксения. И вот теперь она достигла цели того пути, которым шла по нашим улицам изо дня в день — сорок пять лет. Сколько раз она проходила мимо нас, только мы не понимали, куда идет эта странная женщина, чье имя означает «странница». Не потому ли, что выбрали для себя иную жизненную дорогу?.. Я задержался возле ее могилы на Смоленском кладбище. Впрочем, рядом со мной у свеженасыпанного холмика земли, смешанной со снегом, стояли и другие люди. Кто-то приглушенно всхлипывал. Иные стояли молча, погруженные в молитву, изредка осеняя себя крестным знамением. Сзади перешептывались две женщины...я расслышал слова: праведница... угодница Божия... блаженная... надо будет землицы с ее могилки-то взять, авось, поможет...

А мне было горько и стыдно. За то, что когда-то в детстве, я бросал в Ксению камнями. За то, что столько лет считал ее сумасшедшей. Мало того — смеялся над ней. А еще за то, что так и не смог отблагодарить ее за счастье, которое она даровала нам с Лизонькой. Прости меня, Ксения...» «...С тех пор я часто бываю на ее могиле. Нередко меня сопровождает Лизонька, а иногда — дети…. А иногда я приезжаю один, и подолгу стою над щербатой каменной плитой, под которой покоится женщина, чье имя означает «странница». Люди почтительно расступаются, чтобы пропустить меня, барина, известного столичного врача господина Немчинова, к ее могиле. И никому из них невдомек, что, стоя возле могилы Ксении, я прошу ее не о том, чтобы она вымолила мне у Бога богатство, здоровье и долгую жизнь. Нет, я прошу ее об ином: «Прости меня, Ксения!»

Один из следующих рассказов, название которого вынесено в оглавление книги, повествует о церковной жизни уже следующего века, когда многие храмы были охвачены обновленческим расколом. Обновленцы являлись представителями духовенства, активно сотрудничавшего с советской властью. Среди них было немало и морально нечистоплотных людей, в том числе доносчиков и карьеристов. Именно такие персонажи и стали героями рассказа «Драма из приходской жизни». Один из них, обновленческий диакон Вадим, вернувшись из мест не столь отдаленных, стал прокладывать себе карьерную дорогу, убирая на своем пути священников руками бывшего зека, вместе с ним отбывавшего срок. Однако невозможно построить свое счастье на крови других, и зачастую жизнь подобных людей заканчивается иначе, чем они предполагали. Об этом напоминает и эта, можно сказать, эта детективная история матушки Евфимии.

Еще одним отрицательным персонажем нескольких рассказов монахини Евфимии является антиквар Борис Жохов по прозвищу Жох. Это хитрый авантюрист, который ищет во всем собственную выгоду, составляет для этого коварные комбинации и даже организовывает убийство своего учителя – антиквара Якова Ефимовского. Но все авантюры Жоха заканчиваются крахом. В эту книгу включено два рассказа об этом человеке, для которого православие, а он называет себя православным - является лишь прикрытием. Говоря о своих детективных историях, автор отмечает: «Для меня детективные сюжеты — повод рассказать не столько о Православии, как о религии, сколько о православных людях. Ведь именно по людям зачастую судят о вере, которую они исповедуют. Разумеется, это ошибочное суждение. Приходя в Церковь, человек не должен верить, что встретит там одних только Ангелов. Иначе слишком велик соблазн, увидев там обыкновенных, себе подобных людей, принять их за демонов. А они — всего лишь люди...». О них и рассказывает писательница, на страницах этой книги.

 

*** Отвечая на вопрос: «Нужно ли читать светские книги?» монахиня Евфимия говорит: «Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. И, по толкованию богословов, чертами образа Божия в человеке являются, в частности, разум и свободная воля. Мы свободны в выборе. Но, как мудро заметил Святой Апостол Павел, все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор:10,6,12). Однако несомненно, что для человека, приходящего к вере, и христианский детектив (и другие рассказы из жизни современных православных людей) может оказаться душеполезным чтением. Ведь, как гласит пословица, «человек ходит, а Бог его водит». И приводит его к Себе различными путями». Может быть с помощью и этой книги. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать