У книжной полки. 5 марта

5 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Николай Семенович Лесков. Некрещеный поп.

 

«Не стоит село без праведника, а город без святого». Эта народная мудрость прослеживается во многих произведениях Николая Семеновича Лескова. Мысль о создании цикла рассказов, посвященных русским праведникам, возникла у писателя в 70-е годы 19 века после спора с русским драматургом Алексеем Феофилактовичем Писемским. Последний писал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Эти слова поразили Лескова, и для опровержения их, Николай Семенович пишет свои повести и рассказы, которые впоследствии выходят в свет в сборнике под общим названием – «Праведники». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой также собраны рассказы о праведных людях Лескова. Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «Библиотека духовной прозы» и называется – «Некрещеный поп»

В эту книгу включены произведения великого русского писателя Николая Семеновича Лескова: семейная хроника «Захудалый род», повести и рассказы «Инженеры-бессребреники», «Некрещеный поп», «Павлин», «Однодум», «Час воли Божией» и другие. В этих произведениях описаны благородные добрые люди с неповторимыми судьбами. Они говорят правду и несут в свет правду. Они кроткие духом и чистые сердцем - русские праведники. Те, на ком держится Россия. Лесков не выдумывал своих героев. Он списывал их с натуры. Об этом он сам пишет: «Я... думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петер­бургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под теплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кру­гами пыльных замашек...».

Выдающийся русский писатель Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где жила его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Семеновича (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая, Семен Дмитриевич, священником не стал, чем очень огорчил своего родителя. Впоследствии служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна, принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии. Учился Николай Лесков в Орловской гимназии. На 16-м году осиротел, а ничтожное имущество, какое осталось от отца, погибло в огне, во время знаменитых орловских пожаров. Тогда же закончилось и обучение будущего писателя.

Непродолжительное время Николай служил в гражданской службе, позже поступил на коммерческую, которая требовала беспрестанных разъездов и иногда удерживала его в самых глухих захолустьях. Как говорится в автобиографической заметке Лескова «О самом себе», «он изъездил Россию в самых разнообразных направлениях, и это дало ему большое обилие впечатлений и запас бытовых све­дений. Письма, писанные из разных мест к одно­му родственнику, жившему в Пензенской губернии, заинтересовали Селиванова, кото­рый стал их спрашивать, читать и находил их «до­стойными печати», а в авторе их пророчил «писа­теля»». А затем случайно началось и само писательство Лескова. В него увлекли Николая сначала профессор Киевского универ­ситета доктор Вальтер, убедивший его написать фельетон для «Современной медицины», а решительный его уход в литературу произвели русский публицист Громека и Дудышкин с Краевским. Беллетристические способно­сти усмотрел, поддерживал и поощрял Аполлон Григорьев. С тех пор Николай Лесков и стал писателем.

Последующая судьба Лескова драматична, жизнь полна напряженных идейных исканий. Своим творчеством он, по словам Льва Аннинского, резал правду в глаза радикалам, «новым людям» в обеих столицах, революционным нетерпеливцам, в ту пору, когда вся Россия была за них! И все-таки он отстаивал свою правду против них, всю жизнь пятясь и отступая, из лучших российских журналов отходя в какие-то бледно-желтые газетки, в биржевые ведомости, в случайные листки-однодневки, уступая радикалам поле русского слова. Вскоре его творчество было практически вычеркнуто из русской литературы. И только после смерти писателя Лев Толстой заметил: время Лескова еще придет, он - писатель будущего... Эту толстовскую оценку не суждено было услышать самому Николаю Семеновичу.

Сам Лесков о себе писал: «Чей я? Хорошо прочитанное Евангелие мне это уяснило, и я тотчас же вернулся к свободным чувствам и влечениям моего детства... Я блуждал и воротился, и стал сам собою — тем, что я есмь». А вот что он говорил о своем творчестве: «Не видно ведь, сколько талантов я получил от мо­его Господина и на сколько сработал... Это только Он разберет. Может быть, я что-нибудь и зарыл, «за­копал серебро Господина моего», но я шел дорогою очень трудною — все сам брал без всякой помощи и учителя, и вдобавок еще при целой массе сбивателей, толкавших меня и кричавших: «Ты не так... ты не туда... Это не тут... Истина с нами, мы знаем ис­тину». А во всем этом надо было разбираться и про­бираться к свету сквозь терние и колючий волчец, не жалея ни своих рук, ни лица, ни одежды».

Если говорить о героях произведений Лескова, то, как отмечают издатели, есть в них нечто общее, роднящее - они, по словам автора, «любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было». И все они, по мнению писателя, были праведными людьми. Взять, примеру, рассказ «Кадетский монастырь», автор предваряет его такими словами: «У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их только не замечают, а если стать присматриваться – они есть. Я сейчас вспоминаю целую обитель праведных, да еще из таких времен, в которые святое и доброе больше чем когда-нибудь пряталось от света. И, заметьте, все не из чернородья и не из знати, а из людей служилых, зависимых, коим соблюсти правоту труднее; но тогда были… Верно и теперь есть, только, разумеется, искать надо. Я хочу вам рассказать нечто весьма простое, но не лишенное занимательности, – сразу о четырех праведных людях так называемой «глухой поры», хотя я уверен, что тогда подобных было очень много».

В повести «Некрещеный поп» Лесков рассказывает о священнике Савве, который по словам автора весьма хороший, благочестивый человек, «весьма любим и начальством и своим мирным сельским приходом», но некрещенный. Его история разворачивается на фоне украинского села, в котором живет богатей Дукач, рассорившийся со всем деревенским «миром», его жена Духачиха, плутоватая Керасивна, прослывшая ведьмой, и прочий сельский люд. О благочестивом, но не крещеном попе Лесков говорит только в пятнадцатой главе, где он шутливо замечает: «До сих пор еще не видать ничего касающегося «некрещеного попа», меж тем, как он уже тут». До этого автор подробно объясняет обстоятельства несостоявшегося, по вине Керасивны, крещения младенца Саввы, будущего попа. И это повествование разрослось до размеров настоящего рассказа, о взрослом же Савве сообщается только в эпилоге».

В этом рассказе, как и во многих других произведениях Лескова, раскрывается тема нравственной чистоты праведника, духовного православия и тема наказания Божия за содеянные грехи. Другой рассказ Лескова - «Однодум» - поможет читателям пристальнее вглядеться в человека и увидеть в русской душе то, что позволяло выстоять и «граду» и «целой земле» в самых жестоких испытаниях. «Инженерах-бессребрениках» писатель повествует о трех воспитанниках инженерного училища, в которых в 30 годах 19 столетья обнаружилось стремление к безукоризненной честности и даже к святости. Один из них и правда сегодня прославлен в лике святых – это святитель Игнатий Брянчанинов. Особо из своих сочинений Николай Лесков выделял повесть «Захудалый род», просил издателей поскорей его напечатать: «Я люблю эту вещь больше «Соборян» и «Запечатленного ангела», - писал он Алексею Сергеевичу Суворину. - Она зрелее тех и тщательно написана. … Это моя любимая вещь». «Захудалый род» — это неоконченная семейная хроника, рассказанная от лица княжны Веры Протозановой. В центре повести – судьба княгини Варвары Никаноровны и её окружения, лучших представителей дворянства, которые видят и глубоко переживают обреченность и гибель своего рода.

 

*** Незадолго до смерти, Лесков в одном из писем к сестре писал: «Пустого и незначительного в жизни нет ничего, если человек не полагает свою жизнь в суете, а жи­вет в труде и помнит о близкой необходимости снять с себя надетую на него на земле «кожаную ризу» и идти неведомо куда, чтобы нести наново службу свою Хозяину вертограда». Умер Николай Семенович 5 марта 1895 года в Санкт-Петербурге. В своей «Посмертной просьбе» он написал: «Прошу прощения у всех, кого я оскорбил, огор­чил или кому был неприятен, и сам от всей души прощаю всем все, что ими сделано мне неприят­ного, по недостатку любви или по убеждению, что оказанием вреда мне была приносима служба Богу, в Коего и я верю и Которому я старался служить в духе и истине, поборая в себе страх перед людь­ми и укрепляя себя любовью по слову Господа мо­его Иисуса Христа».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать