Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма о духовной жизни.
В ноябре 1984 года Валаамский монастырь в Финляндии получил ценное пожертвование: жительница Хельсинки Елена Акселевна Армфельт передала в обитель хранившееся у нее собрание из почти трехсот подлинных писем схиигумена Иоанна (Алексеева). В декабре этого же года митрополит епархии Оулу Пантелеимон начал систематическую работу над письмами. По его словам, в тиши келлии он углублялся в их смысл, и это чтение все больше захватывало владыку. Он был покорен глубоко духовными и неподдельно человечными словами старца. Тогда же митрополит Пантелеимон случайно обнаружил новые документы о прошлом Валаамского монастыря и о самом отце Иоанне. И само собой возникло у него желание составить жизнеописание старца. Результат этой работы представлен в книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Называется она «Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма о духовной жизни». ***
Эта книга, вышедшая в свет благодаря двум Издательствам - Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Столичная ярмарка, состоит из двух частей - жизнеописания схиигумена Иоанна и его писем. Как отмечает составитель книги Виталий Дегтяров, жизнь отца Иоанна удивительна. Валаамский старец провел почти всю свою жизнь в монастыре, был настоятелем Трифоновой Печенгской обители, что на берегу Северного Ледовитого океана (теперь это Мурманская область), последние два десятилетия своей жизни был духовником Валаамского монастыря в Финляндии. Множество писем старца разошлось из иноческой келлии по всему миру. Еще при жизни отца Иоанна его духовные чада собрали эти письма и выпустили сборник, который с тех пор не раз переиздавался на русском, финском и других языках.
Данная книга значительно расширена по сравнению с другими изданиями. В сборник включены практически все письма отца Иоанна, хранящиеся в Валаамском монастыре в Финляндии. При их публикации сохранен стиль автора, сделаны минимальные сокращения. В книгу также включены редкие фотографии, рисунки старца, использованы материалы из архивов монастырей - Валаамского в Финляндии и Русского Свято-Пантелеимонова на Афоне, Православного церковного музея Финляндии и частных коллекций. Кроме того, Виталий Дегтерёв, побывав на родине отца Иоанна (Алексеева) в Тверской области, делится впечатлениями от встреч с его земляками, которые и завершают жизнеописание старца.
Открывает книгу слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который, как он сам пишет, именно на Валааме почувствовал призвание идти по пути служения Церкви Христовой. Еще отроком Алексей вместе со своими родителями дважды приезжал на богомолье в Валаамскую обитель. Эти паломнические поездки произвели на чуткого отрока огромное впечатление. Впоследствии Святейший Патриарх писал в своих воспоминаниях: «На меня, девяти- и десятилетнего мальчика, Валаам произвел неизгладимое впечатление. Архитектура монастыря и скитов, намоленность храмов, удивительная природа Северного края, духоносные старцы и насельники обители: их трудолюбие, открытость, доступность для каждого паломника и особая их чуткость - все это поражало. Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь». Одним из насельников обители, которые наиболее запомнились будущему Патриарху, был и схиигумен Иоанн (Алексеев).
Давайте обратимся к жизнеописанию старца. Схиигумен Иоанн, в миру Иван Алексеевич Алексеев, родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. Еще в детстве он стал задумываться о том, «как спастись». В своих письмах старец вспоминает, как покупал Жития святых – книжечки, стоившие всего несколько копеек, и с большим интересом их прочитывал. Вместе со своим другом, «близким по духу», ездил по монастырям. В Валаамский монастырь Иван Алексеев впервые поступил 16-летним юношей, в 1889 году. И сразу же его отправили в один из многочисленных скитов Валаама – в скит преподобного Германа - там насельники занимались земледелием и выращивали скот. Ивану пришлось делать то, к чему он сам с детства был привычен - помогать в хлеву и на полях. Потом его призвали на военную службу, которая в то время продолжалась 4 года. Служил солдат в стрелковом батальоне, а после армии вернулся на несколько лет в свою родную деревню к родителям.
Окончательно на Валаам Иван прибыл 28 мая 1901 года и позже в своих воспоминаниях писал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. Благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, грешного, провести здесь всю мою жизнь». В 1906 году он был зачислен в послушники Валаамского монастыря, а через 4 года пострижен в монашество с именем Иакинф. Шесть лет благодатной подвижнической жизни прошло в скиту Иоанна Предтечи, который отличался особой строгостью. А в 1921 году состоялось его назначение настоятелем далекого северного Трифоно-Печенгского монастыря. Для самого отца Иакинфа это было большой неожиданностью - прямо из простых монахов его посвятили в сан игумена с возложением наперсного креста. И это не смотря на то, что братия Валаамского монастыря тогда состояла примерно из 500 монахов, в – их числе было 75 иеромонахов и 35 иеродиаконов. Многие из них были отмечены наградой – золотым наперсным крестом.
Отец Иакинф себя считал ничем особо не выделяющимся, средним, и поэтому такое назначение вызвало у него удивление. Однако он побоялся отказаться от этого послушания и принял монастырь по-простому, ничего не проверяя. По его словам, братья отнеслись к нему очень хорошо, и он, с Божией помощью, стал понемногу привыкать на своем новом и столь ответственном послушании. Но первые годы были для игумена особенно трудными. Очень уж отличалась подвижническая жизнь Валаамского и Печенгского монастырей. Воспоминания о любимой обители преподобных Сергия и Германа на Ладоге не отпускали монаха, и он тосковал по Валааму. Вернуться же в родные края он смог лишь спустя 10 лет, весной 1932 года. Через год отец Иакинф был пострижен в наивысшую степень монашества – в великую схиму с именем Иоанн.
Впереди у схиигумена Иоанна было духовничество в Валаамском монастыре, переселение в Новый Валаам, где он продолжил нести данное послушание. В тоже время о. Иоанн стал настоящим духовным старцем, принимая паломников на исповедь у себя в келье, а также отвечая на многочисленные письма. Духовное влияние этого старца распространялось не только в церковной среде, но и среди людей, даже еще не пришедших к Православию. Причины этого явления становятся понятны, если обратиться к письмам отца Иоанна. Он не был высокообразованным человеком, но в его посланиях к духовным детям виден несомненный литературный талант, глубокий ум, такт, чувство юмора и, главное, - евангельская простота.
Земное послушание схиигумена Иоанна закончилось в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии 6 июня 1958 года. Спустя несколько лет после его кончины книга писем, ранее доступная в Финляндии лишь ограниченному кругу людей, была переведена и издана на финском. С тех пор имя отца Иоанна стало близким для более широкого круга людей, и они с благодарностью вспоминают о валаамском старце. Отец Иоанн не умер, он живет, и его наставления стали источником духовных сил для новых поколений христиан. Идет время, меняется мир, а внутренний мир человека все тот же, он не меняется. он остается таким же, каким был и испокон веков. Неизменно живущие в его душе стремление к Богу - это жажда духовной жизни, это попытка найти человека, близкого по духу, способного понять, утешить и простить. Не легко найти такого, кто не осуждая нас, с любовью и пониманием мог бы говорить о Царствии Небесном. Но такой наставник нужен каждому. Поэтому с течением времени становится понятным, почему все чаще и чаще люди обращаются к письмам старца Иоанна.
*** Старец Иоанн (Алексеев) оставил после себя богатое эпистолярное наследие, имеющее великую духовную ценность. В своих письмах он отвечает на вопросы, возникающие у каждого христианина на нелегком пути ко спасению. Старец дает советы с любовью, без тени навязывания своего мнения, какого бы то ни было обличения. При этом в его рассуждениях - подлинные мудрость и смирение, осознание собственных немощей. Будучи настоятелем, а впоследствии духовником нескольких монастырей, он виделся с десятками и сотнями людей, знал их внутреннее устроение, утешал и помогал обрести мир в душе. Письма отца Иоанна обращены к разным лицам: к тем, кто не верит, и пока не встретил Бога, к верующим, воцерковленным, живущим духовной жизнью людям. Обратимся и мы к духовным советам валаамского подвижника, которые собраны на страницах данной книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!