У книжной полки. 5 февраля

5 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Рассуждение с советом. Собрание писем.

 

«Одно из самых важных и нужных нам дарований от Бога есть дар рассуждения, это и в житейских делах необхо­димо, а наипаче в духовной жизни», - так постоянно напоминал своим корреспондентам архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Об отце Иоанне, жившем в Псково-Печерском монастыре, знали многие люди и ехали к нему со своими скорбями и недоумениями, и писали ему письма со всей России, со всего Союза. А от него они получали наставления и советы: как ра­зобраться в своей духовной жизни, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Батюшка учил своих чад любви, пониманию и прощению, вере в Промысл Божий, направлял человека к Богу. И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Из писем отца Иоанна, присланных и переданных его адресатами, создалась книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Правило веры при содействии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и называется – «Рассуждение с советом. Собрание писем». ***

По словам издателей, книга писем отца Иоанна «Рассуждение с советом» наименована так потому, что батюшка в этих письмах, исполняя благословленное ему послушание старца, старался открыть адресату духовное рассуждение о вопрошаемом, настроить самого человека на размышление при решении своих вопросов и лишь потом дать совет, который был бы и понят, и услышан. Отец Иоанн родился в 1910 году. Принял священный сан в 1945-м, прошел тюрьмы и лагеря, за «излишнюю активность» многократно был переводим с прихода на приход. В июле 1966 года батюшка принял монашеский постриг, который совершил его духовник — старец Глинской пустыни схиигумен Серафим (Романцов). А уже в следующем году отец Иоанн вступил в братию Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Здесь он и прожил последние сорок лет своей жизни.

Почти сразу, как батюшка поселился в Печорах, к нему стали приезжать за советом и духовным наставлением со всех концов страны и из-за границы. И всякого он старался утешить, забывая о себе. В день своего 60-летия он даже так писал своему духовному отцу: «Нынешний год – знаменательный для меня год: мое 60-летие, 25-летие служения в священном сане и трёхлетие пребывания моего в монастыре. Желание-то мое осуществилось, я живу в обители, но, батюшка, вынужден каяться перед Богом и перед Вами – монашество мое замерло, ничего не вычитывается, пятисотница забыта. Сам себе перестал принадлежать – увы! Не могу, по причине своего слабого характера, отказать тем, кто обращается ко мне со своими душевными скорбями. Всё, по неразумию своему, пытаюсь строить чужие избы, а своя душевная храмина остается в небрежении. Каждый день собираюсь начать исполнение положенных монашеских обязанностей, но каждый день Господь посылает на моем пути столько унывающих, болящих и скорбящих, что пройти мимо них не могу, всех жаль…»

Именно тогда, в ответ на это письмо отец Иоанн получил от старца Серафима Глинского судьбоносное благословение на старчество. В частности старец писал ему: «Отец Иоанн, согласно Оптинских старцев и Глинских, они народ принимали и правила монашеского не оставляли. У Вас может быть так получаться. Те же самые люди сегодня и завтра будут Вас беспоко­ить. На все надо время — на молитву и на духовные беседы. Вы положите и распределите время, чтобы Вам можно было молиться, и определите время на беседы. Вы человек, Вам и требуется отдых. Не доводите себя до изнеможения, чтобы Вам, приходя домой, падать и засыпать без Иисусовой мо­литвы. По силе возможности людей наставляй и утешай — и себя спасай. Можно много с ними проводить время в бесе­дах, а самому пустым быть. Во всем имей рассуждение».

Так, по благословению старца Серафима началось 35-летнее старческое служение отца Иоанна. Первые 30 лет практически ежедневное участие в богослужении. С 6 утра — братский молебен, полунощница, ранняя литургия. После литургии — ответы многочис­ленным паломникам, уже поджидающим батюшку. Путь от храма до кельи часто длился около 2-3 часов, и советы по­лучали десятки людей. По воспоминаниям батюшкиной ке­лейницы, он зачастую приходил в келью за 10 минут до мо­настырской трапезы и только успевал переодеться. После обеда перемежались чтение многочисленных писем, участие в вечернем богослужении, беседы с духовными чадами и письма-ответы, которые в свободное время отец Иоанн дик­товал своим «письмоводителям». «Писем я получаю много среднем в день 20—30, и не только по почте, но и по ру­кам... В связи с этим имею нужду в письмоводителе, в чем и помогает мне моя помощница, — объяснял батюшка. И под­черкивал: — Письма подписываются моим именем, так как пишут их с моих слов, но все письма я неукоснительно про­читываю сам и за ответы на них несу ответственность пред Богом».

Из всего этого множества писем и создалась книга. Издатели разделили ее на несколько частей. В начале приведена та часть переписки с духовником, в которой старец Серафим Глинский (Романцов) благословляет отца Иоанна на старчество. Далее раздел «О главном для христианина». Его составляют выбран­ные места из писем отца Иоанна, в которых заключены важные для уразумения каждым объяснения происходящего сейчас в России и мире и общие духовные советы. Вот одно из наставлений этого раздела. «В жизни всё очень просто будет и легко, если ты решишь всё делать для Бога, ради Бога и во славу Божию. Всё в жизни и в душе сразу станет на своё место. Надо учиться быть снисходительным к человеческим немощам и всегда помнить, что Промысл Божий в любой ситуации преподает нам урок духовной жизни. Вот и учимся от момента осознания себя и до исхода».

Третья часть — «Письма отдельным адресатам» — откры­вает читателям отца Иоанна как детоводителя человека ко Христу (выражение святителя Феофана Затворника). В них отражается многолетнее окормление старцем духовно жаж­дущих чад. В первом из представленных писем старец обращается по-видимому совсем еще юной корреспондентке с таким наставлением: «Милая девочка, не всегда в жизни приходится делать то, что нравится. И мы с тобой будем учиться духовному подходу к жизни. Ведь именно такие нотки звучат в твоих оценках окружающей жизни и людей. Кругом погоня за удовольствиями, но и они ненадолго делают человека счастливым. Ибо са­мость и своеволие — это зверь ненасытный. А мы с тобой не тако. Самость свяжем желанием жить для Бога, ради Бога и во славу Божию; а своеволие отдадим под контроль старших — для тебя это родительское благо­словение в каждом деле. И поверь, что все в жизни устроится наилучшим обра­зом, и именно так, как полезно тебе и любезно сердцу твое­му».

«Истина в мире одна, и тот, кто искренне желает обла­дать ею хотя отчасти, — получает от Бога это бесценное со­кровище. Так и в вашей жизни — все хорошо, но... Душа жаждет Истины, ибо чувствует, что истина не «что», а «Кто». Истина — наш Христос Спаситель, Истина — в Его Святой Церкви, уже 2 тысячелетия служащей миру и сохраняющей Его для жизни. Посылаю вам свои «Проповеди» — в них я, как правило, отвечаю на вопросы, которые мне не­посредственно задают приходящие. Может, и вы для себя найдете полезное». Таким письмом открывается четвертая часть книги — «Письма разным лицам, расположен­ие по темам». Эта часть разбита на 11 глав: «Домостроительство». «Созидание дома добродетелей», «Жизнь семейная» и дру­гие. Деление по темам, - отмечают издатели, - конечно, достаточно условное. Но благодаря ему каждый читатель может найти совет и рассуж­дение по важному и необходимому лично для него вопросу, над которым, может быть, мучилась его душа. В этих пись­мах отец Иоанн предостерегает от ошибок, открывает тя­жесть грехов, указывает пути исправления, объясняет, как Бог устрояет спасение человека.

В пятую часть книги включены «Письма из заключе­ния», написанные отцом Иоанном в 50-е годы, когда он на­ходился в лагерях. Из них понятно, как терпением скорбей воспитывался будущий старец, что его не сломили эти не­взгоды, он верил в Промысл Божий, и именно там, в заклю­чении, он, по его словам, обрел дар духодвижной молитвы. В эти годы отец Иоанн продолжал заботиться о своих духов­ных чадах — поддерживал их, а они его. И знаменательно, что эти люди сохраняли батюшкины письма более 50 лет, — так дороги они им были. Завершает сборник «Слово о духовничестве». Мы сочли необходимым, - говорят издатели, - включить его, так как в нем отец Иоанн очень точно и конкретно объясняет ответственность послу­шания духовничества, его силу и меру воздействия. Говорит и о задачах нынешних духовных чад, пришедших к позна­нию Бога «отягченными многими годами греховной жизни, извращенными понятиями о добре и зле».

 

*** В 2001 году отец Иоанн в одном из писем отмечал: «Мне 91 год, и я теперь свидетельствую и себе и другим, что Господь знает наше сокровенное, а по вере нашей и стремлению к истине правит нашу жизнь, часто врачуя и исправляя то, что по неведению и непониманию может препятствовать исполнению воли Божией в нашей жизни». В последние годы из-за болезни старец Иоанн не принимал страждущих, но находил возможность отвечать на многочисленные письма, чтобы утешить боль души, дать ответ на слезную исповедь, укрепить веру духовных чад. Земной путь старца завершился 5 февраля 2006 года, а его наставления в письмах – эти страницы бесценного живого духовного опыта - остались с нами и, как прежде, помогают верующим людям найти ответы на волнующие их вопросы.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать