Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Елена Анатольевна Морозова. «Дано мне тело...».
«Дано мне тело - что мне делать с ним, таким единым и таким моим?» - спросил как-то, в большей степени самого себя, поэт Осип Мандельштам. И действительно, ставит тот же вопрос протоиерей Борис Ничипоров, что делать с ним? Ведь тело может подвести, казалось бы, в самый неподходящий момент: заболеть, устать. После грехопадения тело стало подвержено страстям, оно тленное и в конечном итоге смертное. Однако, несмотря на все эти «неприятности», которые доставляет нам тело, в православном христианстве к нему существует очень уважительное отношение. Об этом рассказывает новая книга Елены Анатольевны Морозовой, выпущенная в свет Издательством Сибирская Благозвонница. Книга называется – «Дано мне тело...» ***
Книга Елены Анатольевны Морозовой «Дано мне тело...» посвящена проблеме взаимосвязи телесного и духовного бытия личности. В работе рассматриваются различные грани этой большой, объемной темы: духовные и психологические аспекты телесности, душевно-телесные параллели и типы характеров, смысловые аспекты здоровья и болезни, психосоматические расстройства и причины их возникновения, преодоление болезни, духовные и психологические стратегии их преодоления и многое, многое другое. Книгу отмечает широта охвата проблем, которые рассматриваются в междисциплинарном ключе с привлечением большого количества материала из психологии, святоотеческой и медицинской литературы. Работа будет полезна всем тем, кто интересуется проблемами взаимоотношения телесного и духовного в человеке, сохранения здоровья и преодоления различных недугов.
В первом разделе книги последовательно проанализированы вопросы, касающиеся взаимосвязи телесного и духовного бытия личности, формирования телесности («визитной карточки») души, духовно-душевных параллелей и типов характера, рассмотрены проблемы дисморфофобии и образа тела. Общий вывод, который можно сделать по первому разделу: жизнь духа первична, она определяет (опосредует) типичные телесные проявления человека. Другими словами, дух творит себе формы. Во втором разделе автор затронула проблему здоровья и болезни, в связи с чем рассмотрели духовные и психологические аспекты в ее возникновении и развитии. С духовной точки зрения - болезнь неизбежный спутник человека. Подобная ситуация возникла после грехопадения, когда тленность, страстность и смертность стали «второй натурой». Любой из нас может по-разному относиться к болезни, однако следует понимать те духовные смыслы, которые лежат в основе страдания. Об этом подробно говорится на страницах книги.
В этой же части рассмотрен психосоматический подход, который объясняет причины возникновения так называемых психосоматических заболеваний, чрезвычайно распространенных в настоящее время. Общий вывод, которой может быть сделан по второй части: болезни тела не есть только телесные болезни. В их возникновении значительную роль играют духовные искажения (страсти), что определяет и стратегию преодоления недугов. В третьем разделе поднята проблема преодоления болезней, в связи с чем автор говорит об исцелении и выздоровлении, духовных и психологических подходах преодоления болезни, целостности личности, а также духовных принципах сохранения здоровья. Общий вывод, который можно сделать по этому разделу, заключается в том, что исцеление возможно в любых ситуациях — ведь для Бога нет ничего невозможного.
Прочитаю вам фрагмент этой книги: «Какой человек является целостным? Традиционно в богословии целостность личности связывается с ее иерархическим устроением. Это та ситуация, когда личностные уровни дух - душа - тело иерархично соподчинены, при этом духовность занимает ведущее место. По образному выражению отцов-каппадокийцев, тело прекрасно душою, душа прекрасна умом, ум прекрасен Божественным озарением, человек прекрасен благодаря своей сопричастности Богу, озаренности со стороны Абсолютной Божественной Личности. По мнению святителя Григория Нисского, человек един, тело и душа образуют целостный организм, деятельность духа раскрывается и через тело. В подобном целостном устроении личности, где дух играет ведущую роль, заключается сила человека, источник его здоровья, как физического, так и духовного. В таких условиях созревает зрелый духовный характер.
Великий русский философ И. А. Ильин подчеркивает, что зрелый духовный характер подобен укрепленному городу, в центре которого находится кремль: здесь построен храм Божий, с алтарем, на котором горит неугасающее пламя. Это и есть священный центр города. Здесь, как отмечает автор, всё соединяется и все объединяются; отсюда исходят все важные решения; отсюда излучается центральная воля, все организующая и упорядочивающая; здесь сосредоточивается сила, здесь вооружается верность, отсюда светит разум. Что же разрушает этот духовный город, разоряет его целостность? Русский поэт Ф. И. Тютчев в своем стихотворении «О, вещая душа моя!» прикровенно отвечает на этот вопрос:
О, вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты жилица двух миров,
Твой день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный.
Как откровение духов...
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Можно предположить, - пишет автор, - что «страсти роковые» — вот тот «фактор X», который вносит разлад в целостность личности. Страсть создает внутренний раскол, лишает человека целостности, здоровья, а зачастую ведет его к погибели. Об этом единогласно говорят святые отцы и учителя Церкви. Так, блаженный Феофилакт Болгарский очень точно отмечает, что «каждая страсть, оставаясь в душе, немилостиво поедает нас каждый день... кто какой страстью увлекается, тот от нее и погибает». Страсть — неотъемлемый атрибут «ветхого» человека, живущего по принципам «хочу», «мне».
Но в каждой личности есть и другой полюс — человек «новый», любящий и жертвенный, образ Божий, просвечивающий через все толщи страстей. Наличие этих двух полюсов создает пророчески отмеченный Тютчевым феномен «двойного бытия» - сосуществование в одной личности двух воль, двух стремлений, двух хотений, которые зачастую вступают друг с другом в конфликт, противоречие. Но от человека зависит то, с чем он будет отождествляться, какой цветок в своей душе он будет поливать - добра и любви или самоволия и самоугодия? Внутренний раскол, душевная расщепленность, духовная нецельность - есть, по мнению И. А. Ильина, болезнь духа, которую необходимо преодолеть, от которой надо исцелиться. Что для этого нужно сделать? Философ так отвечает на этот вопрос.
Человек должен воссоединиться в своем собственном существе. Он должен собрать распавшиеся части и члены своего естества и спрыснуть их «живой водой» исцеления, наподобие того, как это описывается в русской народной сказке. Но здесь воссоединится не тело человека, а его дух - и для этого исцеления он должен выстрадать и вымолить себе благодать Святого Духа. Можно добавить, что исцеленный, восстановленный дух может принести исцеление и телу. Еще и еще раз вспомним о том, что это становится возможным в церковных таинствах Покаяния и Причащения, когда человек с сокрушенным сердцем смиренно просит Врача душ и телес наших: «Сердце чисто сожизди во мне. Дух прав обнови во утробе моей»... И Господь по милости Своей совершает часто, казалось бы, невозможное".
*** Эта книга носит название «Дано мне тело...». О чем она? О теле и душе, о телесно-душевных параллелях и соответствиях, о болезнях и их смысловом пространстве, а также о той лепте, которую человек сам, своими руками вносит в фундамент возникновения и развития болезни... А ведь как часто многие из нас говорят, смотря на болящего человека, — «Бог наказал». Но так ли это? Об этом и многом другом автор беседует с читателями на страницах этой книги. Может быть, кому-то предлагаемая информация поможет ответить на некоторые вопросы, а, возможно, кого-то заставит задуматься над проблемами, которые часто ускользают из повседневного осознания. Автор будет рад, если этот скромный труд найдет отклик в душах читателя и поможет, хотя бы отчасти, приблизиться к пониманию себя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!