Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Иоанн (Kpeстьянкин). Опыт построения исповеди.
«Я не знаю, что говорить на исповеди», - такие слова можно услышать от человека, который в какой-то момент, оставив повседневную суету, задумался о своей душе. В наши дни такой человек может прийти в церковную лавку и там ему предоставят на выбор сразу десяток различных книг, рассказывающих о Таинстве Исповеди, о покаянии, о том, какие страсти владеют человеческой душой, от которых и надо ее очищать. Среди всех этих изданий практически в каждом церковном магазине можно найти одну небольшую книгу, составленную на основе бесед известного и очень многими почитаемого старца - архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Эта книга под названием «Опыт построения исповеди» публиковалась ни один раз, причем выходила в свет в самых разных издательствах. Вот и сегодня мы предлагаем вашему вниманию сразу две книги одного содержания, над выпуском которых потрудились Издательский Отдел Св.-Троицкого Ионинского монастыря и Издательство Отчий дом. ***
Эта книга, по словам ее составителей, сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения. Непосредственным материалом для сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания. Беседы были записаны и впоследствии изданы по просьбе паломников и прихожан Печерской обители. А затем они стали доступны и для более широкого круга читателей.
Автор этой книги, архимандрит Иоанн (Kpeстьянкин) родился 11 апреля 1910 года в городе Орле в многодетной семье и был восьмым ребенком у родителей. Назвали мальчика в честь Иоанна пустынника, память которого празднуется Церковью в этот день. С детства Ваня Крестьянкин ходил в храм и был в послушании у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского Серафима. В 1945 г. в храме на Ваганьковском кладбище в Москве Иоанн был рукоположен в диакона. Затем Патриарх Алексий I в Измайловском Христорождественском храме рукоположил его во священника. Здесь он служил до 1950 г., пока власти не арестовали его по обвинению в антисоветской агитации и не отправили на семь лет в лагеря. Освободился о. Иоанн досрочно в 1955 году. После освобождения его направили служить в псковскую епархию, затем в Рязанскую епархию. В 1966 году иерей Иоанн принял монашество, а с 1967 года стал насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, и подвизался до блаженной кончины в 2006 году.
В данном сборнике составление исповеди строится на 10 заповедях, которые в Ветхом Завете были даны Богом пророку Моисею, а также на 9 заповедях Блаженства, о которых Иисус Христос говорит в Нагорной проповеди. Первую часть книги предваряет следующее слово отца Иоанна. «Мы собрались здесь, - говорит батюшка, - чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются. Также и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги».
Старец предлагает своим слушателям представить себе, хоть «на минуту, человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь!» Думаю, мало приятного. «Вот и душа, - наставляет отец Иоанн, - требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»! Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! – советует батюшка. - Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Таин — какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма, вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце... Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком...»
«У нас, - отмечает отец Иоанн, - существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспомнить, чем досадил Господу за день и покаяться. А опытные духовники-наставники вообще советуют не откладывать покаяния, а как покривил совестью, согрешил, сразу же укорить себя и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Однако тяжесть этого кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства Исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва. Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: «Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекает к нам душевная грязь!»
И еще, - добавляет отец Иоанн, - хочется сказать: по окончании Таинства Исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: «...примири и соедини его [то есть кающегося] Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем...» Как это примирить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны, исполняем клиросное послушание. Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви».
Во второй части книги отец Иоанн сверяет жизнь православного человека с Заповедями блаженства, и тут, в частности, говорит: «Задумывались ли мы, почему это у нас нет жизни святой Божией? Отчего это мы все время только и делаем, что нарушаем волю Господню? Все время грешим, каемся и грешим, опять каемся и опять грешим?.. Бывают минутки: промелькнет хорошее, отрадное... Но это именно минутки – мелькнут и исчезнут, и опять тьма греха и опять «работа вражья», опять служба сатане... В чем же дело? Неужели мы об этом не думали? Или эта тайна нашей жизни так и останется тайной? Этого не должно быть. Что же делать? Слышим такой вопрос часто. А есть ли ответ – особой заботы нет...»
Но ответ есть, - утверждает старец. «Подумаем об этом... Слышим мы, что надо вести жизнь благочестивую, нужны труды и подвиги, читаем в книгах об этом, узнаем на общей исповеди заповеди Господни, … слышим священника, который убеждает нас исполнять заповеди, искренно на исповеди обещаем, что от сего часа будем другими, – ничего не выходит из всего этого... Снова грешим, снова оскорбляем Господа». Почему? По словам отца Иоанна, «скрыта здесь какая-то тайна, которую нужно, непременно нужно нам знать». А открыта эта тайна «Господом нашим Иисусом Христом давным-давно и заключается она в словах Его: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5). А мы, - говорит батюшка, - все привыкли жить и думать, что главная опора во всех делах наших «я сам» – мое разумение, мои силы... И бьемся, и стараемся, силимся сделать что-то хорошее и... ничего не выходит!. Не выходит потому, что мы, ослепленные своей самостью, своей гордостью, совершенно забываем, что первой ступенькой по лестнице добродетели является смирение». И этому нас учат заповеди Блаженства, которые рассматривает отец Иоанн в своих беседах о построении исповеди.
*** Эта книга, по словам редакторов Издательства Отчий дом, является, без преувеличения, лучшим руководством при подготовке к исповеди. Она составлена из бесед духовника Псково-Печерского монастыря - старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В 1992 году они впервые вышли в издательстве Отчий дом, причем старец своей рукой внес поправки в машинописный текст и благословил издание. Батюшка был очень требователен в вопросах веры, но в то же время его душа была преисполнена любовью к нам, страждущим грешникам. Книга "Опыт построения исповеди" строго и нелицеприятно указывает на грехи современного человека, но и дает ему надежду на исправление жизни перед лицом любящего и милосердного Господа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!