У книжной полки. 5 апреля

5 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Иоанн (Kpeстьянкин). Опыт построения исповеди.

 

«Я не знаю, что говорить на исповеди», - такие слова можно услышать от человека, который в какой-то момент, оставив повседневную суету, задумался о своей душе. В наши дни такой человек может прийти в церковную лавку и там ему предоставят на выбор сразу десяток различных книг, рассказывающих о Таинстве Исповеди, о покаянии, о том, какие страсти владеют человеческой душой, от которых и надо ее очищать. Среди всех этих изданий практически в каждом церковном магазине можно найти одну небольшую книгу, составленную на основе бесед известного и очень многими почитаемого старца - архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Эта книга под названием «Опыт построе­ния исповеди» публиковалась ни один раз, причем выходила в свет в самых разных издательствах. Вот и сегодня мы предлагаем вашему вниманию сразу две книги одного содержания, над выпуском которых потрудились Издательский Отдел Св.-Троицкого Ионинского монастыря и Издательство Отчий дом. ***

Эта книга, по словам ее составителей, сложилась из многих источников по мере вживания в молитвен­ный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения. Непосредственным материалом для сборника стали беседы архиман­дрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой сед­мице Великого поста, после чтения пока­янного канона Андрея Критского. Мно­гим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания. Беседы были записаны и впоследствии изданы по просьбе паломников и прихожан Печерской обители. А затем они стали доступны и для более широкого круга читателей.

Автор этой книги, архимандрит Иоанн (Kpeстьянкин) родился 11 апреля 1910 года в городе Орле в многодетной семье и был восьмым ребенком у родителей. Назвали мальчика в честь Иоанна пустынника, память которого празднуется Церковью в этот день. С детства Ваня Крестьянкин ходил в храм и был в послушании у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского Серафима. В 1945 г. в храме на Ваганьковском кладбище в Москве Иоанн был рукоположен в диакона. Затем Патриарх Алексий I в Измайловском Христорождественском храме рукоположил его во священника. Здесь он служил до 1950 г., пока власти не арестовали его по обвинению в антисоветской агитации и не отправили на семь лет в лагеря. Освободился о. Иоанн досрочно в 1955 году. После освобождения его направили служить в псковскую епархию, затем в Рязанскую епархию. В 1966 году иерей Иоанн принял монашество, а с 1967 года стал насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, и подвизался до блаженной кончины в 2006 году.

В данном сборнике составление исповеди строится на 10 заповедях, которые в Ветхом Завете были даны Богом пророку Моисею, а также на 9 заповедях Блаженства, о которых Иисус Христос говорит в Нагорной проповеди. Первую часть книги предваряет следующее слово отца Иоанна. «Мы собрались здесь, - говорит батюшка, - чтобы принести Господу очередное покаяние. Хоте­лось бы предварить исповедь нескольки­ми словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и поря­док. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти по­рядок и чистота нарушаются. Также и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живи­тельной влаги».

Старец предлагает своим слушателям представить себе, хоть «на минуту, человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь!» Думаю, мало приятного. «Вот и душа, - наставляет отец Иоанн, - требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»! Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! – советует батюшка. - Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Таин — какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма, вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце... Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком...»

«У нас, - отмечает отец Иоанн, - существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспомнить, чем досадил Господу за день и покаяться. А опытные духовники-наставники вообще советуют не откладывать покаяния, а как покривил совестью, согрешил, сразу же укорить себя и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Однако тяжесть этого кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства Исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва. Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: «Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекает к нам душевная грязь!»

И еще, - добавляет отец Иоанн, - хочется сказать: по окончании Таинства Исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: «...примири и соедини его [то есть кающегося] Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем...» Как это примирить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны, исполняем клиросное послушание. Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви».

Во второй части книги отец Иоанн сверяет жизнь православного человека с Заповедями блаженства, и тут, в частности, говорит: «Задумывались ли мы, почему это у нас нет жизни святой Божией? Отчего это мы все время только и делаем, что нарушаем волю Господню? Все время грешим, каемся и грешим, опять каемся и опять грешим?.. Бывают минутки: промелькнет хорошее, отрадное... Но это именно минутки – мелькнут и исчезнут, и опять тьма греха и опять «работа вражья», опять служба сатане... В чем же дело? Неужели мы об этом не думали? Или эта тайна нашей жизни так и останется тайной? Этого не должно быть. Что же делать? Слышим такой вопрос часто. А есть ли ответ – особой заботы нет...»

Но ответ есть, - утверждает старец. «Подумаем об этом... Слышим мы, что надо вести жизнь благочестивую, нужны труды и подвиги, читаем в книгах об этом, узнаем на общей исповеди заповеди Господни, … слышим священника, который убеждает нас исполнять заповеди, искренно на исповеди обещаем, что от сего часа будем другими, – ничего не выходит из всего этого... Снова грешим, снова оскорбляем Господа». Почему? По словам отца Иоанна, «скрыта здесь какая-то тайна, которую нужно, непременно нужно нам знать». А открыта эта тайна «Господом нашим Иисусом Христом давным-давно и заключается она в словах Его: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5). А мы, - говорит батюшка, - все привыкли жить и думать, что главная опора во всех делах наших «я сам» – мое разумение, мои силы... И бьемся, и стараемся, силимся сделать что-то хорошее и... ничего не выходит!. Не выходит потому, что мы, ослепленные своей самостью, своей гордостью, совершенно забываем, что первой ступенькой по лестнице добродетели является смирение». И этому нас учат заповеди Блаженства, которые рассматривает отец Иоанн в своих беседах о построении исповеди.

 

*** Эта книга, по словам редакторов Издательства Отчий дом, является, без преувеличения, лучшим руководством при подготовке к исповеди. Она составлена из бесед духовника Псково-Печерского монастыря - старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В 1992 году они впервые вышли в издательстве Отчий дом, причем старец своей рукой внес поправки в машинописный текст и благословил издание. Батюшка был очень требователен в вопросах веры, но в то же время его душа была преисполнена любовью к нам, страждущим грешникам. Книга "Опыт построения исповеди" строго и нелицеприятно указывает на грехи современного человека, но и дает ему надежду на исправление жизни перед лицом любящего и милосердного Господа.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать