Аудио |
|
Скачать .mp3 |
О. Рожнева. На страже веры. Митрополит Иосиф (Чернов).
«Жизнь без Христа - случайный сон», «Потерять веру в Бога - значит потерять звание человека», «Святое Евангелие не только иметь, но и знать надо! - Обязанность христианина!» - так говорил митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Выдающийся святитель Русской Православной Церкви, по жизни которого можно изучать историю XX века. Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, блестящий проповедник и прозорливый старец. Великая сила любви, исходящая от владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей всех возрастов и профессий. Он прожил долгую и многострадальную жизнь, о которой рассказывает книга Ольги Рожнёвой, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры». Она называется – «Митрополит Иосиф (Чернов)». ***
Эта книга, как и все предыдущие издания серии «На страже веры», содержит жизнеописание и наставления подвижника, исповедника веры православной, являющегося примером святой жизни наших дней. Из данного повествования читатели узнают, что митрополит Иосиф (в миру - Иван Михайлович Чернов) родился 2 июня 1893 года, в Белоруссии, в Могилеве. Крещен в честь великомученика Иоанна Нового Сочавского. О детстве владыка вспоминал: «Мой отец — старообрядец, сын купцов саратовских, у которых были свои торговые ряды на Нижегородской ярмарке. Он служил в Белоруссии на военной службе и прослужил там семнадцать лет. Он съездил на Волгу, женился, привез себе жену Евдокию Яковлевну, и она родила ему меня. Потом она умерла, и отец мой женился на белоруске, очень доброй девушке. Очень красивой, как крымская розочка. Ему было тогда, кажется, около сорока. Отец мой крестился по-старообрядчески... Но меня крестил уже в православной церкви протоиерей Пигулевский, 161-го Александропольского полка, седьмая рота. Так я и воспитывался в роте... Я — сын роты, сын солдат. С рук на руки, с рук на руки, Ванюшка да Ванюшка, да Ваня, да Ваня. И все офицеры меня знали» (с.13).
Еще четырехлетним ребенком будущий митрополит полюбил Божественную службу и с детской любознательностью вникал в детали церковного богослужения. Вспоминал владыка вот такой случай: «Праздник Архангела Михаила. Отец мой идет к обедне в Могилевский кафедральный собор. По-видимому, это было не в воскресенье, людей было не битком. Мне было четыре года... Я быстренько поднялся на солею и на коленях под двери стал смотреть, что в алтаре делается. Быстро отец подошел, меня схватил: "Ивашка, Ивашка, Иванко, Вашутка, так нельзя, так Боженька не позволит". И все по-хорошему. А когда после молебна кафедральный протоиерей Суторский всем давал крест, то говорит моему отцу: "Михаил Наумыч, твой сын Вашутка очень рано хочет проникнуть в алтарь"» (с.15).
Прошло еще четыре года, и Ваня Чернов впервые увидел монаха. Произошло это следующим образом: «Меня, восьмилетнего, товарищи по улице свозили в Архиерейскую церковь. Там в монастыре я засмотрелся: в задней части церкви кто-то стоит. Я обошел, а-а! — это человек, на нем мантия была и клобук. Тут я в монастырь влюбился навсегда. Это была моя первая любовь восьми лет. Полюбил монашество я. Домой только явился — сейчас же оделся в черную юбку со складками, судок синий на голову. И стали мы играть уже в попов и монахов». Владыка впоследствии вспоминал: «И вот я, конечно же "архиерей, епископ Могилевский", осеняю всех "дикирем" и "трикирем". Осенью очень красивые митры получались из тыкв. И мы воровали у соседки тыквы и делали из них митры». Соседка очень ругала детей. "Как же у Господа все устроено промыслительно, — вспоминал владыка. — Она за эти тыквы приобрела молитвенника за себя и за всю свою семью, я всю жизнь ее поминаю"» (с.16-17).
В четырнадцать лет Ваню отправили в Могилев к бездетному родственнику, который служил садовником у директора гимназии. Ваня часто приходил в сад и познакомился там с хозяйским сыном Володей Свирелиным. «Мы с ним играли в священников», - вспоминал он. Отец Володи, видя интерес мальчиков к церковной жизни, попросил соборного протоиерея, чтобы Володя с Ваней прислуживали в алтаре. А Ване очень хотелось в монастырь. И вот наступил 1910 год. А в этом году переносили мощи прп. Ефросиньи Полоцкой из Москвы в Полоцк крестным ходом. И святая Ефросинья ему приснилась и сказала: «Иди в монастырь!» И юноша попросил рекомендацию у директора гимназии Свирелина. И тот написал: «Ваня Чернов — родственник моего сотрудника». «Вот какие люди были, деликатно, так написал, — вспоминал владыка. А ведь садовник — слуга, а не сотрудник» (с.20).
С братом Алешей они отправились в Белыничский монастырь — сорок километров пешком. Было Ване тогда семнадцать лет, а младшему брату на пять лет меньше. «Идем, - вспоминает владыка, - и вдруг слышим, кто-то едет на тарантасе. Испугались! Вдруг разбойники! Спрятались в кустах». И вот, догоняет их тарантас, они в кустах прячутся, а там, в тарантасе, сидит настоятель монастыря архимандрит Арсений (Смоленц): «Куда идете, мальчики?» Я отвечаю: «В "намастырь"!» И достаю из-за пазухи рекомендательное письмо. Настоятель прочитал и говорит: «Ну, посадить вас в тележку — места нет. Давайте узелки и сапоги, чтобы легче идти. Придете в монастырь, скажите сторожу, чтобы отвел вас к Домне Ивановне, чтобы она накормила». После обедни Ване поручили убирать в храме, где находилась икона чудотворная Белыническая. Юноша встал на колени перед иконой и стал просить: «Матерь Божия, прими же меня в Свой намастырь, буду всех слухаться и молиться буду, и работать». И его действительно приняли. Мечта многих лет исполнилась в мгновение ока. На следующий день отец Арсений велел Ване младшего брата домой отвести, самому благословение у родителей взять и возвращаться. «И я за один день сорок километров туда и обратно, как на крыльях, отмахал», - говорит Владыка. Родители его благословили (с.21-23).
Иван был очень расторопный, сообразительный, способный юноша. Настоятель отец Арсений заметил это и сначала поставил Ваню на кухню, потом помощником келейника, а затем и своим келейником, а в 1912 году он получил иподиаконство. Находясь при владыке Арсении, Ваня получил прекрасное домашнее образование. Владыка приглашал лучших преподавателей Юга дореволюционной России. Лекции читали на дому. Некоторые предметы, в частности математику, владыка Арсений преподавал сам. Учился Ваня настойчиво, его любознательность простиралась на все области знаний. Он изучил все творения святителя Иоанна Златоуста, преподобного Симеона Нового Богослова и многих других святых отцов и учителей Церкви, великолепно знал «Жития святых» Димитрия Ростовского и особенно Священное Писание.
Прошло время и 19 февраля 1918 года иподиакон Иван Чернов был пострижен епископом Арсением в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. «Владыка Арсений, — вспоминал митрополит Иосиф, — дал мне это имя для того, чтобы я всех кормил». И всю последующую жизнь так и было. Владыка про себя говорил: «Я был нежадный. Мне денег было не жалко, и они у меня всегда были». Позднее он скажет о монашестве: «Монашество — преломление самой природы! Монашество — игольное ушко! Надо войти через него в рай!» Несколько дней спустя отец Иосиф был рукоположен во иеродиакона. О своей диаконской хиротонии он позднее писал: «Я прекрасно помню день своей хиротонии, это было в воскресенье о блудном сыне... Масса выпала снегу в ту ночь. Первую свою ектенью "Прости приимше...", конечно, я перепутал, но всем подсказчикам владыка сказал: "Не мешайте ему, он будет прекрасно служить!" Первую вечерню служил я, как будто бы давно иероди-аконствую, так как я уже и архиерейскую службу знал, и даже тайные молитвы литургии, ибо святителю много лет книгу держал...» (с. 34-35).
Затем будущий архипастырь прошел все степени священства. В сане епископа прослужил сорок три года, последние пятнадцать из которых возглавлял Алма-Атинскую кафедру. В 1968 году Владыка Иосиф был возведен в сан митрополита. В целом Владыка «провел около двадцати лет в советских тюрьмах и лагерях, из них одиннадцать за то, что был правящим епископом в Ростове-на-Дону при оккупантах», где чудом избежал фашистского расстрела. При этом никогда не унывал и охотно утешал других. Множество людей сохранили воспоминания о его любви к людям, прозорливости, смирении и великой силе молитв. Некоторые из этих воспоминаний вы найдете и на страницах данной книги.
*** Скончался владыка 4 сентября на восемьдесят третьем году жизни. И знаменательно, что смерть его наступила после славного Успения Царицы Небесной, в день отдания этого праздника. Митрополит Иосиф принадлежал к числу тех, кто, невзирая ни на какие гонения, оставался верен Русской Православной Церкви, не уходил ни в какие расколы. Он шел тем же путем, который избрал для себя Святейший Патриарх Тихон и сотни других, сполна претерпевших от безбожной власти, но не предавших Христа. И ныне, по смерти владыки, любовь и вера к нему в народе не утратилась, память о нем свято сохраняется в сердцах тысяч христиан. Его могилу непрестанно посещают верующие, и за гробом владыка Иосиф простирает помощь обращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!