У книжной полки. 4 сентября

4 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

О. Рожнева. На страже веры. Митрополит Иосиф (Чернов).

 

«Жизнь без Христа - случайный сон», «Потерять веру в Бога - значит потерять звание человека», «Святое Евангелие не только иметь, но и знать надо! - Обязанность христианина!» - так говорил митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Выдающийся святитель Русской Православной Церкви, по жизни которого можно изучать историю XX века. Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, блестящий проповедник и прозорливый старец. Великая сила любви, исходящая от владыки, еще при его жизни привлекала к нему мно­жество людей всех возрастов и профессий. Он прожил долгую и многострадальную жизнь, о которой рассказывает книга Ольги Рожнёвой, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры». Она называется – «Митрополит Иосиф (Чернов)». ***

Эта книга, как и все предыдущие издания серии «На страже веры», содержит жизнеописание и наставления подвижника, исповедника веры православной, являющегося примером святой жизни наших дней. Из данного повествования читатели узнают, что митрополит Иосиф (в миру - Иван Михайлович Чернов) родился 2 июня 1893 года, в Белоруссии, в Могилеве. Крещен в честь великомученика Иоанна Нового Сочавского. О детстве владыка вспоминал: «Мой отец — старообрядец, сын купцов сара­товских, у которых были свои торговые ряды на Нижегородской ярмарке. Он служил в Белоруссии на военной служ­бе и прослужил там семнадцать лет. Он съездил на Волгу, женился, привез себе жену Евдокию Яковлевну, и она родила ему меня. Потом она умерла, и отец мой женился на белоруске, очень доброй девушке. Очень красивой, как крымская розочка. Ему бы­ло тогда, кажется, около сорока. Отец мой крестился по-старообрядчески... Но меня крестил уже в православ­ной церкви протоиерей Пигулевский, 161-го Александропольского полка, седьмая рота. Так я и воспитывался в роте... Я — сын роты, сын солдат. С рук на руки, с рук на руки, Ванюшка да Ванюшка, да Ваня, да Ваня. И все офицеры меня знали» (с.13).

Еще четырехлетним ребенком будущий митрополит полюбил Божественную службу и с детской любознательностью вникал в детали церковного богослужения. Вспоминал владыка вот такой случай: «Праздник Арханге­ла Михаила. Отец мой идет к обедне в Могилевский кафедральный собор. По-видимому, это было не в воскресе­нье, людей было не битком. Мне было четыре года... Я быстренько поднял­ся на солею и на коленях под двери стал смотреть, что в алтаре делается. Быстро отец подошел, меня схватил: "Ивашка, Ивашка, Иванко, Вашутка, так нельзя, так Боженька не позво­лит". И все по-хорошему. А когда по­сле молебна кафедральный протоиерей Суторский всем давал крест, то гово­рит моему отцу: "Михаил Наумыч, твой сын Вашутка очень рано хочет проник­нуть в алтарь"» (с.15).

Прошло еще четыре года, и Ваня Чер­нов впервые увидел монаха. Произошло это следующим образом: «Меня, вось­милетнего, товарищи по улице свозили в Архиерейскую церковь. Там в мона­стыре я засмотрелся: в задней части церкви кто-то стоит. Я обошел, а-а! — это человек, на нем мантия была и кло­бук. Тут я в монастырь влюбился навсегда. Это была моя первая любовь восьми лет. Полюбил монашество я. Домой только явился — сейчас же одел­ся в черную юбку со складками, судок синий на голову. И стали мы играть уже в попов и монахов». Владыка впоследствии вспоминал: «И вот я, конечно же "архиерей, епи­скоп Могилевский", осеняю всех "дикирем" и "трикирем". Осенью очень красивые митры получались из тыкв. И мы воровали у соседки тыквы и де­лали из них митры». Соседка очень ругала детей. "Как же у Господа все устроено промыслительно, — вспоми­нал владыка. — Она за эти тыквы при­обрела молитвенника за себя и за всю свою семью, я всю жизнь ее поминаю"» (с.16-17).

В четырнадцать лет Ваню отправили в Могилев к бездетному родственнику, который служил садовником у директо­ра гимназии. Ваня часто приходил в сад и познакомился там с хозяйским сы­ном Володей Свирелиным. «Мы с ним играли в священников», - вспоминал он. Отец Володи, видя интерес мальчиков к церковной жизни, попросил соборного протоие­рея, чтобы Володя с Ваней прислужи­вали в алтаре. А Ване очень хотелось в монастырь. И вот наступил 1910 год. А в этом году пере­носили мощи прп. Ефросиньи Полоцкой из Москвы в Полоцк крестным ходом. И святая Ефросинья ему приснилась и сказала: «Иди в монастырь!» И юноша попросил рекомендацию у ди­ректора гимназии Свирелина. И тот написал: «Ваня Чернов — родственник моего сотрудника». «Вот какие люди были, деликатно, так написал, — вспо­минал владыка. А ведь садовник — слу­га, а не сотрудник» (с.20).

С братом Алешей они отправились в Белыничский монастырь — сорок километров пешком. Было Ване тог­да семнадцать лет, а младшему бра­ту на пять лет меньше. «Идем, - вспоминает владыка, - и вдруг слышим, кто-то едет на тарантасе. Ис­пугались! Вдруг разбойники! Спря­тались в кустах». И вот, догоняет их тарантас, они в кустах прячутся, а там, в тарантасе, сидит настоятель монастыря архимандрит Арсений (Смоленц): «Куда идете, мальчики?» Я отвечаю: «В "намастырь"!» И достаю из-за пазухи рекомендательное письмо. Настоятель прочитал и говорит: «Ну, посадить вас в тележку — места нет. Давайте узелки и сапоги, чтобы легче идти. Придете в монастырь, скажите сторожу, чтобы отвел вас к Домне Ива­новне, чтобы она накормила». После обедни Ване поручили убирать в храме, где находилась икона чудо­творная Белыническая. Юноша встал на колени перед иконой и стал про­сить: «Матерь Божия, прими же меня в Свой намастырь, буду всех слухаться и молиться буду, и работать». И его действительно приняли. Мечта мно­гих лет исполнилась в мгновение ока. На следующий день отец Арсений велел Ване младшего брата домой отвести, самому благословение у родителей взять и возвращаться. «И я за один день сорок километров туда и обрат­но, как на крыльях, отмахал», - говорит Владыка. Родите­ли его благословили (с.21-23).

Иван был очень расторопный, сообра­зительный, способный юноша. Насто­ятель отец Арсений заметил это и сна­чала поставил Ваню на кухню, потом помощником келейника, а затем и сво­им келейником, а в 1912 году он получил иподиаконство. Находясь при владыке Арсении, Ваня получил прекрасное домашнее обра­зование. Владыка приглашал лучших преподавателей Юга дореволюцион­ной России. Лекции читали на дому. Некоторые предметы, в частности математику, владыка Арсений препода­вал сам. Учился Ваня настойчиво, его любознательность простиралась на все области знаний. Он изучил все творе­ния святителя Иоанна Златоуста, пре­подобного Симеона Нового Богослова и многих других святых отцов и учите­лей Церкви, великолепно знал «Жития святых» Димитрия Ростовского и осо­бенно Священное Писание.

Прошло время и 19 февраля 1918 года иподиакон Иван Чернов был пострижен епископом Арсением в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Пре­красного. «Владыка Арсений, — вспо­минал митрополит Иосиф, — дал мне это имя для того, чтобы я всех кормил». И всю последующую жизнь так и бы­ло. Владыка про себя говорил: «Я был нежадный. Мне денег было не жалко, и они у меня всегда были». Позднее он скажет о монашестве: «Монашество — преломление самой природы! Монашество — игольное уш­ко! Надо войти через него в рай!» Несколько дней спустя отец Иосиф был рукоположен во иеродиакона. О сво­ей диаконской хиротонии он позднее писал: «Я прекрасно помню день сво­ей хиротонии, это было в воскресенье о блудном сыне... Масса выпала сне­гу в ту ночь. Первую свою ектенью "Прости приимше...", конечно, я пе­репутал, но всем подсказчикам влады­ка сказал: "Не мешайте ему, он будет прекрасно служить!" Первую вечерню служил я, как будто бы давно иероди-аконствую, так как я уже и архиерей­скую службу знал, и даже тайные мо­литвы литургии, ибо святителю много лет книгу держал...» (с. 34-35).

Затем будущий архипастырь прошел все степени священства. В сане епископа прослужил сорок три года, последние пятнадцать из которых возглавлял Алма-Атинскую кафедру. В 1968 году Владыка Иосиф был возведен в сан митрополита. В целом Владыка «провел около двадцати лет в советских тюрьмах и лагерях, из них одиннадцать за то, что был правящим епископом в Ростове-на-Дону при оккупантах», где чудом избежал фашистского расстрела. При этом никогда не унывал и охотно утешал других. Множество людей сохранили воспоминания о его любви к людям, прозорливости, смирении и великой силе молитв. Некоторые из этих воспоминаний вы найдете и на страницах данной книги.

 

*** Скончался владыка 4 сентября на во­семьдесят третьем году жизни. И зна­менательно, что смерть его наступила после славного Успения Царицы Небес­ной, в день отдания этого праздника. Митрополит Иосиф принадлежал к чис­лу тех, кто, невзирая ни на какие го­нения, оставался верен Русской Право­славной Церкви, не уходил ни в какие расколы. Он шел тем же путем, кото­рый избрал для себя Святейший Пат­риарх Тихон и сотни других, сполна претерпевших от безбожной власти, но не предавших Христа. И ныне, по смерти владыки, любовь и ве­ра к нему в народе не утратилась, память о нем свято сохраняется в сердцах тысяч христиан. Его могилу непрестан­но посещают верующие, и за гробом владыка Иосиф простирает помощь об­ращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать