Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Димитрий Ростовский. «Вопросы и краткие ответы о вере и о прочем, необходимом для знания христианина».
В книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, приведены простые и сложные вопросы, ответы на которые отражают самую суть Православия. Человек, ищущий спасения, просвещаясь верой, должен иметь основательное знание о том, чего требует от него христианская вера, как следует ему жить и действовать как христианину, ибо, не зная основ веры, человек не может определить для себя во что и зачем он верует, не может достойно подготовиться и принимать Таинства, участвовать в жизни Церкви. Более 300 лет назад святитель Димитрий Ростовский в полноте и взаимной связи изложил основы веры и нравственности для каждого христианина. Этот труд святого архипастыря в этом году вышел отдельным изданием в Издательстве Благовест. Его мы и предлагаем вашему вниманию. ***
Святитель Димитрий Ростовский известен по всей «крещеной Руси» - митрополит Ростовский и Ярославский, писатель, поэт, драматург, ревностный и красноречивый проповедник, смиренный подвижник, заботливый пастырь - и по кончине своей он просвещает и окормляет свою паству. Так, например, эта книга, составленная из творений святителя Димитрия, называется - «Вопросы и краткие ответы о вере и о прочем, необходимом для знания христианина». По словам издателей, это наглядное, очень точное и подробное пособие, простотой изложения (вопрос-ответ) помогающее любому читателю изучить основы православной веры.
Прежде чем перейти к самому труду святого архипастыря, обратимся к его краткому житию, которое и открывает настоящее издание. Святитель Димитрий Ростовский родился в 1651 г. в с. Макарово, близ Киева. Отец его был казачьим сотником Киевского полка. В 1660 г. семья переселилась в Киев. Будущий митрополит учился в Киево-Могилянской коллегии, свободно владел латинским, польским и греческим языками. В июле 1668 г. в Киевском Кирилловском монастыре он принял иноческий постриг, в 1669 г. стал иеродиаконом, позднее в Густынском монастыре (в районе города Прилуки) был рукоположен в иеромонахи. С 1677 г. проповедовал в Слуцке Вильно, Новом Дворе (Речь Посполита), жил в Чернигове. Был игуменом в монастырях Батурина, Глухова, Киева, Чернигова, Новгород-Северского.С 1684 г. по поручению архимандрита Варлаама Ясинского игумен Димитрий работал над составлением жизнеописания всех святых, чтимых Православной Церковью - его главным трудом. В 1689 г. в Москве в свите гетмана И. С. Мазепы он встречался с царем Петром I и патриархом Иоакимом, от которого получил благословение на составление Четьих-Миней. При работе над Четьими-Минеями он использовал как древнерусские, так и латинские, греческие и польские источники; многие из более ранних житий, отобранных им, были им же отредактированы. В 1701 г. по рекомендации Петра I был поставлен митрополитом Сибирским, но, заболев, задержался в Москве. 4 января 1702 г. отец Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися».
Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов. Указывая на недостатки местного духовенства - необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям - и на невежественность и равнодушие к Церкви мирян, святитель видел свою задачу в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства. Он создал архиерейскую школу в Ростове, обучение в которой строилось по образцу киевских учебных заведений. Вопреки требованию Петра I доносить властям об антиправительственных настроениях, обнаруженных на исповеди, митрополит Димитрий обличал священников, нарушивших тайну исповеди, искал достойных иереев во всяком сословии. Известно несколько посланий Димитрия Ростовского ростовскому духовенству дисциплинарного характера. Митрополит Димитрий был автором сочинений религиозно-нравственного характера, а также множества проповедей, обличавших невежество, корыстолюбие, леность, забвение священных заповедей. Стиль ораторских произведений Димитрия Ростовского стал классическим образцом для проповедников 18-19 вв.
«Вопросы и ответы краткие о вере» относятся к догматическим сочинениям свт. Димитрия Ростовского и представляют собой катехизическое изложение вероучения и нравоучения Православной Церкви. В первой части книги автор кратко, в общих чертах говорит о Символе Веры. Во второй части рассказывает о Святых Вселенских Соборах и объясняет их правила. Здесь же говорится о добродетелях, которые должен осуществлять в своей жизни каждый христианин и постоянно в них упражняться. Завершается книга молитвами повседневного исповедания, которые были составлены святителем для тех, кто вступил на путь спасения.
И, обращаясь к первой части, рассмотрим, как святой автор объясняет Символ веры, который, по его словам, «есть исповедание святой православной веры». «Скажи мне подробно, что ты разумеешь и во что веруешь в каждом члене?» - спрашивает святителя его собеседник. А он отвечает: «В первом выражаю веру в то, что Един Бог Вседержитель есть Творец всей видимой и невидимой твари, Отец и блюститель, что Он из ничего, одним Своим всесильным повелением и хотением, сотворил небо со всею его красотою и ангелами, землю с людьми и животными и все прочее в свое время и все это поддерживает в его существовании. Во втором члене верую в то, что Спаситель наш Иисус Христос есть Сын Божий, единородный, неизреченным образом рожденный от Отца прежде всех веков, как свет рождается от света, существенно и бесстрастно.
В третьем верую в то, что истинный Сын Божий, единосущный и равночестный Отцу, сошел с небес, чтобы спасти род человеческий, осужденный в ад, в область сатаны, падением Адама, и принял плоть человеческую, соделанную Духом Святым в чреве Девы Марии и Ее Девических кровей, разумную и одушевленную, а не бездушную или призрачную, как истинный Бог и истинный человек, состоящий из разумной души и человеческого тела, единый Сын Божий, Господь Иисус Христос, а не два сына, единая Сыновняя Божия ипостась, в двух естествах пребывающая: родившийся по Божьему от Бога Отца прежде всех век, по человечеству – от Девы Богородицы в предустановленное время. В четвертом верую в то, что Спаситель наш Господь Иисус Христос из-за неизреченной любви к Своему созданию – человеку – претерпел добровольно страдания, мучение и смерть, претерпел действительно, а не призрачно, и не по Божеству, но по человечеству был распят и погребен. В пятом верую в то, что Спаситель наш Господь Иисус Христос всемогущею силою Божественною воскрес в третий день с тою же плотию, которую принял в чреве Девы Богоматери, с которою страдал и умер, как и было предсказано пророками».
Таким образом объясняя и последующие члены Символа веры, автор, завершая эту главу поясняет, кто же был составителем указанного Символа? «Святые отцы, - говорит святитель, - собранные Духом Святым на Вселенских Соборах: на Первом в Никее и на Втором в Константинополе». «Кто были святые отцы?» – «Патриархи, епископы и другие Отцы, сведущие в православном учении, и учителя православные». «Какие в то время были епископы: русские или же других областей?» – «Греческие, римские и прочие». «Почему на Соборах не было русских епископов, так как ведь и они православные?» – «Потому, что в то время Русь не была просвещена святым крещением, но пребывала во тьме идолопоклонства до времени равноапостольного князя Владимира, который распространил на Руси святую веру и насадил ее своим примером и ревностью в год от сотворения мира 6496, от воплощения же Сына Божия – 988-й». «Почему эти Соборы названы Вселенскими?» – Потому, что они были составлены из епископов, собиравшихся со всей вселенной, были приняты Вселенской христианской Церковью и собирали их благочестивые вселенские государи».
*** Скончался святитель Димитрий в 1709 г., в ночь на 28 октября, через день после своего тезоименитства. Он был погребен в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре, при переделке которого в 1752 г. были обретены его мощи. Произошло это 4 октября, и в это день мы празднуем память этого великого святого, всю свою жизнь посвятившего духовному просвещению и нравственному воспитанию нашего народа. «Труды и подвиги святителя Димитрия так велики и многообразны и касаются таких важных церковных предметов, что сыну Православной Церкви не знать их неизвинительно», - писал один из историков 19 столетия. Запомним эти слова и будем обращаться к трудам российского Златоуста, которые в малой мере представлены и на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 20 апреля 2024 года
Выписывайте и читайте «Православную газету»!
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!