Аудио |
|
Скачать .mp3 |
По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Покаяние - путь ко спасению.
По творениям святителя Филарета Московского. Покаяние очищает душу.
Каждый человек, принимая святое крещение, рождается для вечности и очищается от греха. Но земная жизнь преисполнена многих искушений, необходимых для духовного возрастания христианина. К сожалению, не всегда удается достойно пройти через эти уроки, и тогда оскверняется чистота души, обретенная при крещении, а человек совершает ошибки, т. е. грехи, отдаляя ими от себя Бога. Зная неустойчивость и слабость человеческой природы, Господь оставил для тех, кто искренне хочет спастись, Таинство Исповеди и возможность исправиться покаянием. Учиться правильно исповедоваться, а, главное, каяться - важнейшая задача каждого христианина. Об этом пишут многие святые отцы, и в частности учитель покаяния – святитель Игнатий Брянчанинов и «московский Златоуст» святитель Филарет. По творениям этих святых наставников Ириной Санчес были составлены две книги, которые вышли в свет в Издательстве Благовест. Об этих книгах – далее в нашей программе. ***
Первая из представленных книг составлена по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Она называется – «Покаяние - путь ко спасению». В настоящей книге собраны размышления святого архипастыря, названного за содержание своих многочисленных трудов «учителем покаяния». В своих творениях святитель Игнатий учит нас тому, в чем заключается суть и необходимость покаяния перед Богом в своих грехах для каждого христианина, каковы этапы и условия покаяния и исповеди, а также духовные плоды покаянного подвига. Быть может, у кого-то возникнет вопрос: почему покаяние занимает главенствующее место в христианском мировоззрении? Да потому, ответит нам святитель Игнатий, что «первая проповедь и заповедь, произнесенная вочеловечившимся Богом падшему человечеству, которое Он пришел спасти, была о покаянии».
Слово «покаяние» в переводе с греческого языка означает «перемена мыслей». Это особое духовное делание, приводящее человека к гармонии в отношениях с Богом и направленное на изменение его внутренней и внешней жизни. Только таким путем возможно обретение первоначальной душевной чистоты. Поэтому покаяние занимает главенствующее место в христианском мировоззрении. Основным условием для совершения покаяния является твердая решимость бороться с греховными привычками до конца и не отступать даже после поражений, ревностно соблюдая призыв святителя Филарета Московского: «...покайся и не возвращайся на грех; возложи руку на рало и не обращайся вспять». Размышления святителя Филарета Московского, названного за глубину мыслей и высокий стиль речи «Российским Златоустом», о необходимости покаяния собраны во второй из представленных книг. Она называется – «Покаяние очищает душу».
Обратимся к первой из книг и посмотрим, что говорит об этом таинстве святитель Игнатий. «Сила покаяния, - пишет он, - основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще. Тогда во время проповеди Своей на земле Господь призывал к исцелению всех болезнующих грехом, не признал никакого греха неисцелимым. И теперь Он продолжает призывать всех, обещает и дарует прощение всякого греха, исцеление всякого греховного недуга. О, странники земные! – восклицает святитель. - О, вы все, стремящиеся или влекущиеся по широкому пути при неумолкающем шуме земных попечений, развлечений и увеселений, по цветам, переметанным с колючим тернием, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому, к мрачному гробу, к еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь! Отряхните обаяние мира, постоянно содержащее вас в плену! Прислушайтесь к тому, что возвещает вам Спаситель, обратите должное внимание на слова Его! Покайтеся и веруйте во Евангелие, - говорит Он нам, - покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное.
Крайне нужно нам, земные странники, - отмечает святитель Игнатий, - обратить полное внимание на это существенно полезное, спасительное увещание: иначе вы достигнете гроба, достигнете порога и врат вечности, не стяжав никакого правильного понятия ни о вечности, ни об обязанностях вступающего в нее, приготовив себе в ней одни справедливые казни за наши грехи. Тягчайший из грехов - невнимание к словам Спасителя, пренебрежение Спасителем. Покайтеся! Льстив, обманчив путь земной жизни: для начинающих он представляется бесконечным поприщем, исполненным действительности; для совершивших его - путем самым кратким, обставленным пустыми сновидениями. Покайтеся! Трудятся, торопятся люди обогатить себя познаниями, но только познаниями маловажными, годными лишь для времени, способствующими для удовлетворения нуждам, удобствам и прихотям земной жизни. Познание и дело, существенно нужные, для которых единственно дарована нам земная жизнь, - познание Бога и примирение с Ним при посредстве Искупителя - мы вполне презираем. Покайтеся!
Покайтеся! – наставляет нас святитель Игнатий. И об этом же говорит святитель Филарет. «Поспешим сеять слезы покаяния, чтобы пожать радость спасения», - так взывает он к нам. «Покаяться, по словам святителя. — значит переменить прежние мысли, как погрешительные, оставить прежние желания, как безрассудные и суетные, прежние дела, как достойные осуждения и погибельные, и воспринять новые мысли, а следственно и желания, и дела. Подлинно, - говорит он, - надлежало покаяться иудеям, когда приближалось Царство Небесное, когда явился между ними Спаситель мира. Они думали о царстве земном, а им возвещается Царство Небесное: надобно переменить мысли земные на небесные. Они, как блаженства, желали изобилия и богатства, власти и славы между народами, а им проповедуют, что блаженны нищие духом, алчущие и жаждущие правды, изгнанные правды ради».
Так, по словам святителя Филарета Московского, должно разуметь проповедь Господню о приближении Царства Небесного в отношении к первоначальным ее слушателям — иудеям. Но и мы, братия, - вопрошает архипастырь, - не находимся ли между слушателями сей Божественной проповеди? Не взывает ли Господь и к нам ныне в Евангелии: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное? Иудеи большею частью не вняли проповеди Господней, и ветхий Иерусалим, понеже не разуме времене посещения Его (Лк. 19, 44), разрушился у самого основания Царства Небесного. И вы блюдитеся, како слышите (Лк. 8, 18)». Но вот и наши «дни земные приходят и проходят, и вечное Царство Небесное становится ближе и ближе. Царство благодати и спасения приблизилось и открылось уже давно через спасительную проповедь Господа нашего Иисуса Христа, через Его спасительную для нас крестную смерть и воскресение, через обильное излияние Святого Духа на апостолов, через распространение христианской веры во все концы вселенной, - через что и мы во святом крещении сделались сынами и наследниками Царства Небесного.
Покаемся, - увещевает святитель, - братия, и принесем плод, достойный покаяния, пока последний, решительный для всех или для каждого в особенности, час, то есть час ожидаемого пришествия Христова и великого суда, или час смерти, за которым также ничего не видно далее, как суд, — пока сей великий час не постиг нас, беспечных, как потоп современников Ноя, как огнь и жупел сограждан Лота. Покаемся не на день, в который очищаем свою совесть перед служителем алтаря, но на все после дующее время жизни. Покаемся и не только дела злые оставим, что и неверующие частью делают, избегая осуждения от человеков, но и сердца от страстей и похотей очистим, и помышления исправим, да будем благоугодны Испытующему сердца и утробы. Не будем обеспечивать себя во грехах наших тем, что много подобных нам грешников или и все грешны; может быть, те, которые кажутся нам по внешности подобными нам грешниками, много успели во внутреннем сердечном покаянии и в тайных добродетелях; притом, несмотря ни на какое число, потребит Господь вся делающая беззаконие (Пс. 100, 8)! Но да сохранит Он нас от сего страшного жребия и покаянием истинным да введет в Царство Небесное, дабы блаженствовать в Нем и славословить Его во веки».
*** Земная жизнь православного христианина - это великая школа, все уроки которой направлены на изучение одной-единственной темы: «Спасение души». Все мы, учась в этой школе, постигаем азы нравственного закона, основанного на Божественной заповеди о любви. К сожалению, каждый из нас, применяя в своей духовной жизни приобретенные крупицы знаний, ежедневно совершает множество ошибок. Какие-то из них случаются по неразумности, какие-то из-за лени, какие-то из-за упорного нежелания ломать привычные устои. Одни ошибки остаются незамеченными, тогда как другие (причем таких большинство) оставляют глубокий болезненный след в душе и требуют исправления и лечения. Именно такой «лечебницей», врачующей духовные раны, является Таинство Исповеди или Покаяния. А что значит покаяться? На эти вопросы нам ответят святые отцы, наставления которых представлены на страницах этих книг.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!