У книжной полки. 4 декабря

4 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Юлия Карпухина. Праздничный звон: рассказы о двунадесятых праздниках.

 

Рассказывая о православном календаре, знаток богослужения и богослов иеродиакон Серафим (Чуркин) говорил: «Не правда ли, странный народ христиане? За две тысячи лет христианства, сколько их не мучили, сколько не уничтожали, а у них, что ни день, то праздник!» И это правда, ведь каждый день мы чтим память того или иного святого, вспоминаем обретение чудотворной иконы или мощей, или же какое-то важное для Церкви событие. И даже каждое воскресение у нас – Малая Пасха. Самым главным и древнейшим праздником является, конечно же, Воскресение Христово, Великая Пасха. За ней следуют Господские и Богородичные праздники, которые Церковь именует двунадесятыми. В наши дни не все взрослые, а уж тем более дети знают, что это за праздники, почему они так называются – двунадесятые. Разобраться в этом юным читателям поможет книга, вышедшая в свет в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского. Она называется «Праздничный звон: рассказы о двунадесятых праздниках». ***

В дореволюционное время, когда двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими, всякий русский человек знал, что это - двенадцать важнейших после Пасхи праздников, посвященных событиям земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. За 70 лет атеистического пленения в России многое позабыли, в том числе и историю двунадесятых праздников Православной Церкви и самого великого Дня для христиан — Светлой Пасхи. С чем и познакомит юного читателя эта книга. При подготовке ее к изданию автор-составитель Юлия Карпухина использовала следующие источники: книгу Евгения Поселянина - «Богоматерь», «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского и труд священника П. Воздвиженского «Моя первая священная история в рассказах для детей». Доступный язык изложения и красочные иллюстрации помогут детям легче усвоить подобранный исторический материал.

Открывает данную книгу, как это и положено, рассказ о празднике Рождества Пресвятой Богородицы. Этот праздник является первым в чреде двунадесятых праздников и можно сказать, открывает собой церковный год, который начинается в сентябре. Вкратце об этом празднике можно сказать следующее: «Две тысячи лет назад в стране Иудейской, в городе Назарете жили муж и жена, Иоаким и Анна. Они жили мирно и праведно. Иоаким происходил из царского рода, Анна — из рода священников. Но более всего они были известны не происхождением, а скромностью и добротой. Они дожили до глубокой старости, а детей у них не было. Но их сердца были полны надежды». Они усердно молились, чтобы Господь дал им сына или дочь, и дали обещание, что если родится у них ребенок, посвятить его на служение Богу при храме. Господь услышал их молитву: у них родилась дочь, которую они назвали Марией». Этот день мы и празднуем в начале церковного года, 21 сентября.

Таким образом, по словам иеродиакона Серафима (Чуркина), «сентябрь готовит «путь Господу». Начало всех праздников Церкви – Рождество Пресвятой Богородицы – приглашает нас стать сопричастниками рождающейся Пресвятой Чистоты, Преблаженного Самоотвержения. И сразу за этим торжеством, новое! Праздник Воздвижения Креста Господня. Святые отцы говорят об этом так: когда мир еще дремлет в ожидании Рождества Христова, православный люд выходит на встречу с Богомладенцем, облачась в броню чистоты Пречистой Девы, вооружась Крестом Господним». История этого двунадесятого праздника такова. После Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и Вознесения Его на Небо была образована христианская церковь. Около трехсот лет христиане претерпевали гонения, которые окончились только при императоре Константине Великом, принявшем христианскую веру.

Именно при равноапостольном Константине и был обретен Животворящий Крест Господень. На его поиски отправилась в Иерусалим мать императора, благочестивая царица Елена. Она долго расспрашивала христиан и иудеев, пока, наконец, ей удалось узнать, что Крест зарыт там, где стоит языческий храм Венеры. Тогда, по приказанию святой Елены, капище было сломано и там стали рыть землю, и вскоре нашли три креста, а возле них дощечку с надписью: «Иисус Христос Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы узнать, который из трех Крестов Господень, стали возлагать их на умершего человека. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, умерший воскрес, и таким образом узнали крест Господень. А затем патриарх иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и воздвигли крест, чтоб все его могли видеть. Это событие мы празднуем 27 сентября, вслед за Рождеством Пресвятой Богородицы.

Ну а третьим двунадесятым торжеством церковного года, которое мы празднуем сегодня, является Введение во храм Пресвятой Богородицы. Автор-составитель описывает это событие так: «Когда Деве Марии исполнилось три года, праведные родители приготовились исполнить своё обещание и посвятить Дитя Господу, то есть от­дать Дочь жить в Иерусалимский храм. Там, вдали от греха и зла, девочек воспитывали благочести­вые женщины. Родители одели Дочь в красивые одежды и отправились в путь. Впереди Марии шёл хор девочек с зажжёнными свечами в руках. За ними, на удивление всему Иерусалиму, радостно следо­вало множество родственников, соседей и знако­мых. Все держали в руках свечи и пели духовные песни. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступеньку ведущей в храм крутой лестницы. А всего ступеней было пятнадцать, и все высокие. Но маленькая Мария не оробела, улыбнулась и пошла наверх Сама. Вдруг все услышали дивное пение. Это светлые Ангелы невидимо окружили Деву и поддерживали Её, помогая подняться.

Марию встретил самый старший священник храма, которому было открыто, что эта Дева-Избранница Божия. Все ахнули, и даже Ангелы удивились, когда он повел Её во Святая Святых, куда и сам мог заходить только раз в год. Так Мария осталась при храме. Вручив Дитя воле Отца Небесного, правед­ные родители возвратились домой. Юная Мария приходила в храм с первыми лучами солнца и долго молилась здесь. Потом Она занималась рукоделием, пряла лён и шерсть. Любила вышивать шёлком, особенно облачения священнослужителей. Затем Она читала Священное Писание и размышляла о нём. После этого Дева снова молилась до тех пор, пока Ангелы не являлись к Ней с пищей небесной. Около одиннадцати лет жила при храме Божием Мария и выросла глубоко верующей, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой».

По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «Чистота и святость, свет и радость – вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария – старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых. Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? - спрашивает отец Иоанн. - Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, - отвечает старец, - что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире. Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху».

И с вхождением Девы Марии в Храм Божий, по словам отца Иоанна, очень многое связано. И в том числе, то, что с этого праздника начинают петь в церкви, во время утрени слова радости и надежды: «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите»! Этим событием Пречистая Дева предвозвещает нам Христа, о чем поется и в тропаре праздника. И уже совсем скоро мы будем праздновать следующий двунадесятый праздник – Рождество Христово, а за ним Богоявление со его торжественным сочельником, после Сретение Господне, Благовещение и другие главные праздники Православной Церкви, посвященные событиям земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

 

*** Среди множества событий, происшедших на земле, самыми яркими для православного человека являются праздники Святой Церкви. Они вспоминаются не как некогда происшедшие события, а переживаются нами снова и снова, как происходящие здесь и сейчас. Каждое христианское торжество, по учению святых отцов, имеет надвременное и непреходящее значение. Поэтому на протяжении уже более 2000 лет ни один из праздников не потерял своей актуальности, но напротив, вновь и вновь он становится реальностью того или иного дня. Изучить историю этих праздников может помочь и данная книга. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать