У книжной полки. 31 июля

31 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Великий и могучий русский язык.

 

По словам прп. Макария Великого, «злое слово и добрых делает злыми, а доброе и злых превращает в добрых». В большей мере, наше общение с ближними осуществляется в словах и беседах с ними. Но понимаем ли мы всю меру нашей ответственности перед Богом за произносимые слова? Ведь словами можно возвышать, очищать и облагораживать людей, прививать им веру, ра­дость и бодрость, возрождать в них любовь и милосердие, сообщать душе мир и спокойствие. И наоборот — скверными словами можно убивать и отравлять душу, можно заражать всеми видами страстей, греха и порока, можно растле­вать невинные, чистые сердца, можно отравлять существование окружающих. О созидающей силе русского языка рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством Родное слово. Она называется – «Великий и могучий русский язык». ***

Первая часть настоящего издания называется «От слов своих осудишься». В ней собраны поучения святых отцов – святителей Иоанна Златоуста и Игнатия Брянчанинова, прп. Иоанна Лествичника, а также высказывания известных священников, таких как отец Артемий Владимиров и отец Сергий Николаев, статьи профессора Московской духовной академии Михаила Дунаева и народного артиста СССР Георгия Ансимова. Все эти поучения и наставления раскрывают значение слова вообще, и указывают на последствия, которые приносит недобрая, бранная речь в жизнь человека. Ни для кого не секрет, что в настоящее время к слову и к русскому языку относятся весьма пренебрежительно. А еще многие считают, что нецензурная речь – это часть нашего родного языка. И поэтому не стесняются использовать бранные слова в разговоре с друзьями, даже не задумываясь над тем, какая беда в них заложена.

Когда-то мы учили в школе наизусть тургеневское стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Тургеневские слова напоминает читателю профессор Московской Духовной Академии Михаил Михайлович Дунаев. Он комментирует их следующим образом: «Наверно, редко, кто задумывался над пророческим смыслом, заложенным в этих строках. Если же вникнуть - так покажутся они скорее парадоксальными, а кому-то и вовсе бессмысленными: не странно ли в тягостные дни обращаться за поддержкой к знаковой коммуникативной системе? Однако не минутная же прихоть заставила Тургенева мысленно обратиться к родному языку в раздумьях над судьбами родины. Случайно ли то, что, обращаясь к русским литераторам, да и вообще ко всем русским людям, он страстно призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». «Останемся ли мы - глухи к этим словам. - размышляет Дунаев. - Об этом думается тревожно, стоит лишь услышать и прочитать, как варварски корежится ныне оставленное нам достояние».

А вот режиссёр музыкального театра, профессор Георгий Павлович Ансимов говорит о том, как засоряется наша речь словами паразитами: «Русский язык неиссякаемо богат. Его возможности, разнообразие красок, оттенков, словесных и звуковых нюансов, представляются каждому русскому безграничными. У истоков русского языка стоит церковнославянский, питающий его как неиссякаемый источник. Любовь к своему языку предполагает владение им, умение обращаться с ним как с другом, помощником и спасительной надеждой. Но душевная опустошенность, духовная бессмысленность существования и отсутствие человеческой воспитанности приводят и к словесной уродливости. Если человеку не хватает знаний, мысли, или есть мысль, но не хватает слов для ее выражения, от ощущения беспомощности он прибегает к словам-балластам, заполняющим пустоты интеллекта. Они не несут смысловой нагрузки, но для говорящего кажутся тем спасательным кругом, который удержит его на плаву.

В советские времена, по словам Георгия Павловича, это были слова: «значит», «товарищи», «в общем», «да здравствует», «долой». Во времена сталинской диктатуры спасением было имя Сталина, которым любой заканчивал свое, может быть, самое бессмысленное или даже глупое выступление, зная, что имя Сталина в конце его болтовни неизменно вызовет аплодисменты - а, значит, успех выступления обеспечен. После смерти вождя мирового пролетариата миссию спасительного бревна несло слово «партия». Можно упомянуть еще не выветрившиеся со времен партийной власти присказки осторожности: «Есть мнение»; или «мы посоветовались с товарищами». И в наше время слов-паразитов не меньше, и они живут на языке у каждого, кто не может похвалиться достаточным словарным запасом». Конец цитаты.

Бесспорно, богатство русского языка никогда не носило исключительно позитивную окраску. И, наряду с разнообразнейшими языковыми средствами, выражающими любовь, добро, восхищение природой или чудом жизни, во все времена существовали словесные формы враждебности, грубости, осуждения, а также и средства выражения крайней досады и гнева – бранные слова. Как говорит протоиерей Артемий Владимиров, «падение нравов с математической неизбежностью провоцирует и влечет за собой умножение «хульных и блудных словес». Но знают ли, - спрашивает батюшка, - наши любители сальных острот, ради КРАСНОГО словца не брезгующие употреблять ЧЕРНОЕ, что отвратительная брань с древнейших языческих времен была гнусным средством призывания «племенных божеств» - демонов, - будто бы готовых защитить своих почитателей от духов - покровителей соседнего племени?

Знают ли современные потомки наших благочестивых предков, что еще во времена Российского Государя Алексия Михайловича Тишайшего осквернивший свои уста бранью подлежал немилосердной порке на городской площади при всем честном народе, а тот, кто дерзнул бы скверно выругаться вблизи храма Божия, мог и вовсе лишиться головы? Ведомо ли несчастным сквернословам, что русский православный люд всегда называл (и справедливо!) таковых «антихристами» и богохульниками, не имеющими за душой «ничего святого»?» По словам протоиерея Сергия Николаева, «грехи языка - одни из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными, как-то оправдать, не заметить». Потому и свою статью, опубликованную в этой книге, батюшка назвал «Грех или грешок?». А, действительно, считаем ли мы сквернословие хоть сколько-нибудь серьезным грехом или относим его к разряду грешков – то есть тех наших поступков и привычек, которые мы сами себе прощаем? Найти ответ на этот вопрос и предлагают авторы первой части книги.

Этой темы касается и автор второй части книги, которая называется - «Тайна русского слова». Фазиль Ирзабеков – азербайджанец по национальности. Работая ответственным секретарем Общества российско-азербайджанской дружбы, он глубоко ощущает родство двух культур. С 1995 года на русской земле принял Фазиль Таинство Святого Крещения с именем Василий. Для него, коренного бакинца, русский язык стал более чем родным – он стал сутью и нервом его жизни. Василий борется за чистоту русского языка и в этой книге он обращается к теме, о которой мало пишут в наши дни – к таинственной, созидающей Божественной силе слова.

Исследуя природу слова, его внутренний, изначальный смысл, говоря о таинственных корнях человеческой культуры и цивилизации, Василий Ирзабеков приводит яркие примеры связи слова с явлениями и предметами культуры. Он обращается к людям разного уровня мышления, воспитания и образования – и каждый может найти в этих размышлениях что-то свое, сокровенно затрагивающее душу. Примеры и рассуждения автора о связи слова и души человеческой особенно актуальны в наши дни – дни поругания слова, разнузданности уличной, да и общественной речи. Всем строем своей книги он утверждает, что там, где нарушается божественное достоинство человеческого слова, там происходит искажение божественного достоинства человека, его образа, его «иконы», там происходит отход от Творца, от нравственности, от культуры человеческих отношений – человек становится рабом, не помнящим своего родства. И призывает - вновь стать русскими, обратиться к своим духовным истокам.

 

*** Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Но язык – это великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем. В этом случае стоит запомнить слова свт. Феофана Затворника, который нас предупреждает: «Говоря, ты рождаешь слово. Ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя». Так можем ли мы столь легкомысленно с ним обращаться? Задуматься об этом всерьез призывают читателей авторы этой книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать