У книжной полки. 30 ноября

30 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Наталья Горбачева. Монастыри России. Твердыни преподобного Сергия.

 

Вo главе многочисленного сонма русских подвижников стоят трое вели­ких, поистине всероссийских святых — преподобные Антоний и Феодосий Печерские и Сергий Радонежский. Преподобные Антоний и Феодосий стали основателями иноческого жития на Руси и определили его порядок. Преподобный Сергий восстановил русское иночест­во после того, как оно пришло в упадок. Трудами святого Игумена Радонежского и его учеников была основана четверть древних монастырей на Руси. Около 30 из них - твердынь веры, благочестия и просвещения - сохранилось со времен Преподобного до наших дней. Этому уникальному феномену русской святости и русской культуры посвящена книга Натальи Горбачевой, выпущенная в свет издательствами ACT и Астрель. Она называется - «Монастыри России. Твердыни преподобного Сергия». ***

Эта книга Натальи Горбачевой представляет собой своеобразную энциклопедию монастырей, которые воздвигли сам прп. Сергий Радонежский и его последователи. Книга, по мнению издателей, будет полезна как специалистам, так и всем, кто интересуется отечественной историей и Православием. Автор рассказывает, как о знаменитых монастырях (это - Спасо-Андроников, Богородицкий Высоцкий, Саввино-Сторожевский, Кирилло-Белозерский, Рождественский Ферапонтов, Варницкий), так и о малоизвестных обителях (это - Благовещенский Киржачский, Авраамиево-Городецкий, Иаково-Железноборовский, Старо-Голутвин, Павло-Обнорский, Стефано-Махрищский, Ростовский Борисоглебский, Нижегородский Печерский и др.).

Как говорится на страницах книги, преподобный Сергий был, бесспорно, главою и учителем нового пустынножительного иночества на Руси. Большинство святых XIV и начала XV в. являются его учениками или „собеседниками", то есть испытавшими его духовное влияние...» Святой подвижник почувствовал влечение к монашеской жизни в ран­ней юности. Имея любовь к книжному чтению и более всего — к чтению житий подвижников и патериков, он еще юношей до свое­го пострижения осознал, чем должно быть истинное монашество, и одновремен­но принял решение стать строгим монахом. Получив возмож­ность удалиться в лесную глушь, в безлюдные дебри, он первые несколько лет подвизался уединенным пустынножителем, пока­зав этим пример особого подвига. Впоследствии едва ли не все известные основа­тели обителей, прежде чем строить монастырь, более или менее долгое время подвизались в пустыне уединенно.

Когда моло­дой монах Сергий основал Троицкий монастырь, ему было всего 25-26 лет; из благоразумия он не ввел в своей обители общежития сразу же, так как нововведение не встретило бы понимания привыкших к обособ­ленному житию монахов. Но очень скоро он прославился как великий подвижник. Эта слава снискала ему тесную дружбу святителя Алексия Московского, который исходатайствовал радонежскому игумену грамоту Константинопольского патриарха, одобрившего и благословившего намерение ввести в далеком русском монастыре общежитие. Тогда только преподобный Сергий при­ступил к осуществлению своего давнего желания иметь общежительный монас­тырь. Впоследствии сам преподобный, а также основанная им иноческая обитель стала знаменитой на всю Русь, являя собой образец того, что истинной формой монашеской жизни должно быть строгое общежитие. Такой устав соблюдался в святой обители и при последователе прп. Сергия – прп. Никоне Радонежском.

Внимая этой молчаливой проповеди, последующие основатели монастырей, из которых многие были учениками и собеседни­ками преподобного Сергия, устраивали свои монастыри именно как общежительные. Более того, лучшие из имею­щихся обителей стали также вводить у себя общежитие. Авва Сергий, в совершенстве соблюдший заповеди Христовы, явился на Руси тем пречудным угодником Божиим, в душе которого с самого рождения «сотво­рила обитель» Святая Троица. Он опытно познал Ее тайну, узрев в Троице высший христианский образ единства и любви, ибо три единосущные ипос­таси Святой Троицы не знают и тени ненависти, но вечно исполнены Божественной любви. В научение всему миру радонежский игумен воздвиг в своем монастыре храм Троицы Живоначальной, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Как отмечает автор, общежитие вводилось ради того, чтобы монашеское братс­тво возымело, подобно Святой Троице, «одно сердце и одну душу». Обитель преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения человеческой природы; в ней были воспитаны святые иноки, пронесшие затем начер­тание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Четверть всех русских монастырей — твердынь веры, благочестия и просве­щения была основана аввой Сергием и его личными уче­никами, потому и назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы игуменом земли Русской. Общежительные монасты­ри исцеляюще подействова­ли на душу всего русского народа, изнемогавшего под тяжестью татарского плене­ния и собственных раздоров и разделений. Молитвами умножившихся святых подвижников Русь нако­пила в своих недрах духов­ные силы, чтобы сбросить ненавистное иго...

Для устроения монастырей сам прп. Сергий отправлялся и в Москву, и в Коломну, и в Серпухов; он пользовался любым слу­чаем основать обитель всюду, где находил это нужным по внушению Божию. С последней четвер­ти XIV в. из Троицкого монастыря по благослове­нию Преподобного стали исходить его сподвижники и учени­ки, пожелавшие удалиться на безмолвное житие — уже не в населенном краю вблизи Москвы, но в пределах северных, необжитых. Так, один из первых святых собеседни­ков святого Сергия преподобный Димитрий Прилуцкий основал Прилуцкую обитель близ самой Вологды. Собеседник Преподобного святитель Дионисий Суздальский, выйдя из Киево-Печерского монастыря, осно­вал монастырь недалеко от Нижнего Новгорода и явился духовным отцом двух других русских святых — преподобных Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского и Унженского, основателей еще четырех обителей.

Святитель Стефан Великопермский, основатель несколь­ких монастырей и великий последователь радонежского игумена, простирал свою миссионерскую деятельность на север и восток — в земли язычников-зырян, пройдя с проповедью даже до северо-запада Сибири. Ученики игумена земли Русской преподобные Иаков Железноборовский и Авраамий Галичский облюбовали для своих монастырей Галичский край. В недалеких окрестностях Москвы по благословению святого Сергия осно­вали свои монастыри преподобные Савва Сторожевский, Афанасий Серпуховской, Роман Киржачский, Никита Костромской, Давид Серпуховской, в самой Москве прославились прп. Андроник Московский и святитель Феодор Ростовский, настоятели ставших знаменитыми на всю Россию обителей. Через преподобного Никиту Костромского и его духовного сына преподобного Пафнутия Боровского тянутся нити духовного преемства к пре­подобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, через преподобного Кирилла Белозерского — к преподобным Нилу Сорскому, а также к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.

И как не вспомнить тут о чудесном зна­мении, данном преподобному Сергию при жизни... Однажды глубокой ночью, когда он совершал свое обычное молитвенное пра­вило и был погружен в сердечную молитву за своих духовных чад, услышал он вдруг голос, звавший его по имени: «Сергий!» Преподобный удивился необычному зову и, сотворив молитву, открыл оконце своей келии. И тогда увидел дивное видение. В небесной высоте сиял чудный свет, разогнавший тьму и сделавший ночь светлее яркого дня, а чудный голос снова гово­рил ему: «Сергий! Ты молишься о детях своих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом — видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!» И Сергий увидел множество прекрасных птиц, которые летали не только по всему монастырю, но и вокруг его огра­ды — летали и пели невыразимо сладостно. Он же снова услышал таинственный голос с высоты небес: «Так умножится число твоих учеников. И после тебя не оскудеют они; чудно будут украшены они разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим».

 

*** Подобно птицам небесным умножились последователи заветов пре­подобного Сергия: его ученики и духовные друзья, или собеседни­ки, основали до 40 монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели еще до 50 русских обителей. Так духовное потомство прп. Сергия Радонежского распространилось по всей Северо-Восточной — Московской Руси, которая постепенно расширяла свои владения. Конечно, не все эти монастыри сохранились до наших дней. Но и тех, которые смогли пережить череду событий целых шести веков российской истории, осталось не так мало — более трех десятков. Именно о них и рассказывает автор этой книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать