Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Наталья Горбачева. Монастыри России. Твердыни преподобного Сергия.
Вo главе многочисленного сонма русских подвижников стоят трое великих, поистине всероссийских святых — преподобные Антоний и Феодосий Печерские и Сергий Радонежский. Преподобные Антоний и Феодосий стали основателями иноческого жития на Руси и определили его порядок. Преподобный Сергий восстановил русское иночество после того, как оно пришло в упадок. Трудами святого Игумена Радонежского и его учеников была основана четверть древних монастырей на Руси. Около 30 из них - твердынь веры, благочестия и просвещения - сохранилось со времен Преподобного до наших дней. Этому уникальному феномену русской святости и русской культуры посвящена книга Натальи Горбачевой, выпущенная в свет издательствами ACT и Астрель. Она называется - «Монастыри России. Твердыни преподобного Сергия». ***
Эта книга Натальи Горбачевой представляет собой своеобразную энциклопедию монастырей, которые воздвигли сам прп. Сергий Радонежский и его последователи. Книга, по мнению издателей, будет полезна как специалистам, так и всем, кто интересуется отечественной историей и Православием. Автор рассказывает, как о знаменитых монастырях (это - Спасо-Андроников, Богородицкий Высоцкий, Саввино-Сторожевский, Кирилло-Белозерский, Рождественский Ферапонтов, Варницкий), так и о малоизвестных обителях (это - Благовещенский Киржачский, Авраамиево-Городецкий, Иаково-Железноборовский, Старо-Голутвин, Павло-Обнорский, Стефано-Махрищский, Ростовский Борисоглебский, Нижегородский Печерский и др.).
Как говорится на страницах книги, преподобный Сергий был, бесспорно, главою и учителем нового пустынножительного иночества на Руси. Большинство святых XIV и начала XV в. являются его учениками или „собеседниками", то есть испытавшими его духовное влияние...» Святой подвижник почувствовал влечение к монашеской жизни в ранней юности. Имея любовь к книжному чтению и более всего — к чтению житий подвижников и патериков, он еще юношей до своего пострижения осознал, чем должно быть истинное монашество, и одновременно принял решение стать строгим монахом. Получив возможность удалиться в лесную глушь, в безлюдные дебри, он первые несколько лет подвизался уединенным пустынножителем, показав этим пример особого подвига. Впоследствии едва ли не все известные основатели обителей, прежде чем строить монастырь, более или менее долгое время подвизались в пустыне уединенно.
Когда молодой монах Сергий основал Троицкий монастырь, ему было всего 25-26 лет; из благоразумия он не ввел в своей обители общежития сразу же, так как нововведение не встретило бы понимания привыкших к обособленному житию монахов. Но очень скоро он прославился как великий подвижник. Эта слава снискала ему тесную дружбу святителя Алексия Московского, который исходатайствовал радонежскому игумену грамоту Константинопольского патриарха, одобрившего и благословившего намерение ввести в далеком русском монастыре общежитие. Тогда только преподобный Сергий приступил к осуществлению своего давнего желания иметь общежительный монастырь. Впоследствии сам преподобный, а также основанная им иноческая обитель стала знаменитой на всю Русь, являя собой образец того, что истинной формой монашеской жизни должно быть строгое общежитие. Такой устав соблюдался в святой обители и при последователе прп. Сергия – прп. Никоне Радонежском.
Внимая этой молчаливой проповеди, последующие основатели монастырей, из которых многие были учениками и собеседниками преподобного Сергия, устраивали свои монастыри именно как общежительные. Более того, лучшие из имеющихся обителей стали также вводить у себя общежитие. Авва Сергий, в совершенстве соблюдший заповеди Христовы, явился на Руси тем пречудным угодником Божиим, в душе которого с самого рождения «сотворила обитель» Святая Троица. Он опытно познал Ее тайну, узрев в Троице высший христианский образ единства и любви, ибо три единосущные ипостаси Святой Троицы не знают и тени ненависти, но вечно исполнены Божественной любви. В научение всему миру радонежский игумен воздвиг в своем монастыре храм Троицы Живоначальной, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Как отмечает автор, общежитие вводилось ради того, чтобы монашеское братство возымело, подобно Святой Троице, «одно сердце и одну душу». Обитель преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения человеческой природы; в ней были воспитаны святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Четверть всех русских монастырей — твердынь веры, благочестия и просвещения была основана аввой Сергием и его личными учениками, потому и назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы игуменом земли Русской. Общежительные монастыри исцеляюще подействовали на душу всего русского народа, изнемогавшего под тяжестью татарского пленения и собственных раздоров и разделений. Молитвами умножившихся святых подвижников Русь накопила в своих недрах духовные силы, чтобы сбросить ненавистное иго...
Для устроения монастырей сам прп. Сергий отправлялся и в Москву, и в Коломну, и в Серпухов; он пользовался любым случаем основать обитель всюду, где находил это нужным по внушению Божию. С последней четверти XIV в. из Троицкого монастыря по благословению Преподобного стали исходить его сподвижники и ученики, пожелавшие удалиться на безмолвное житие — уже не в населенном краю вблизи Москвы, но в пределах северных, необжитых. Так, один из первых святых собеседников святого Сергия преподобный Димитрий Прилуцкий основал Прилуцкую обитель близ самой Вологды. Собеседник Преподобного святитель Дионисий Суздальский, выйдя из Киево-Печерского монастыря, основал монастырь недалеко от Нижнего Новгорода и явился духовным отцом двух других русских святых — преподобных Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского и Унженского, основателей еще четырех обителей.
Святитель Стефан Великопермский, основатель нескольких монастырей и великий последователь радонежского игумена, простирал свою миссионерскую деятельность на север и восток — в земли язычников-зырян, пройдя с проповедью даже до северо-запада Сибири. Ученики игумена земли Русской преподобные Иаков Железноборовский и Авраамий Галичский облюбовали для своих монастырей Галичский край. В недалеких окрестностях Москвы по благословению святого Сергия основали свои монастыри преподобные Савва Сторожевский, Афанасий Серпуховской, Роман Киржачский, Никита Костромской, Давид Серпуховской, в самой Москве прославились прп. Андроник Московский и святитель Феодор Ростовский, настоятели ставших знаменитыми на всю Россию обителей. Через преподобного Никиту Костромского и его духовного сына преподобного Пафнутия Боровского тянутся нити духовного преемства к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, через преподобного Кирилла Белозерского — к преподобным Нилу Сорскому, а также к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.
И как не вспомнить тут о чудесном знамении, данном преподобному Сергию при жизни... Однажды глубокой ночью, когда он совершал свое обычное молитвенное правило и был погружен в сердечную молитву за своих духовных чад, услышал он вдруг голос, звавший его по имени: «Сергий!» Преподобный удивился необычному зову и, сотворив молитву, открыл оконце своей келии. И тогда увидел дивное видение. В небесной высоте сиял чудный свет, разогнавший тьму и сделавший ночь светлее яркого дня, а чудный голос снова говорил ему: «Сергий! Ты молишься о детях своих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом — видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!» И Сергий увидел множество прекрасных птиц, которые летали не только по всему монастырю, но и вокруг его ограды — летали и пели невыразимо сладостно. Он же снова услышал таинственный голос с высоты небес: «Так умножится число твоих учеников. И после тебя не оскудеют они; чудно будут украшены они разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим».
*** Подобно птицам небесным умножились последователи заветов преподобного Сергия: его ученики и духовные друзья, или собеседники, основали до 40 монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели еще до 50 русских обителей. Так духовное потомство прп. Сергия Радонежского распространилось по всей Северо-Восточной — Московской Руси, которая постепенно расширяла свои владения. Конечно, не все эти монастыри сохранились до наших дней. Но и тех, которые смогли пережить череду событий целых шести веков российской истории, осталось не так мало — более трех десятков. Именно о них и рассказывает автор этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!