Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово.
«Вы – свет мира, – говорит Христос. – Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегший свечу не ставит ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Такими словами святая Церковь славословит святого праведного Иоанна Кронштадтского, великого светильника, свечу, сияющую не только в пределах Русской Православной Церкви, но и вообще во всем православном мире, в каждом уголке нашей Земли. В дни его земной жизни тысячи страждующих обращались к нему: писали письма, просили совета, наставления, утешения. А послушать проповеди пастыря, услышать простое Евангельское слово, собиралось множество народа. Избранные проповеди святого Иоанна Кронштадтского, сохранившиеся до наших дней, составили книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Отчий дом и называется – «Простое Евангельское слово». ***
В предлагаемой вниманию читателя книге содержатся беседы, слова и поучения выдающегося пастыря, проповедника и духовного писателя - святого праведного Иоанна Кронштадтского, сказанные им в различные знаменательные дни годового цикла богослужений. Стоит отметить, что письменное наследие святого пастыря очень богато. Оно, по словам священника Филиппа Ильяшенко, в целом составляет около 4500 печатных страниц. Это - дневники, проповеди и брошюры различного содержания. Первый печатный труд о. Иоанна «Катехизические беседы» был опубликован в Санкт-Петербурге в 1859 году. Затем был издан ряд брошюр с поучениями о. Иоанна, толкованием Священного Писания, Таинств, учения Церкви по различным догматическим проблемам.
С начала 90-х годов, когда о. Иоанн приобретает уже всероссийскую известность, начинают выходить сборники его проповедей, поучений и бесед, охватывающие полный годовой круг или посвященные воскресным и праздничным дням, отдельным поводам. Особая же часть творческого наследия о. Иоанна Кронштадтского – это его личные дневники, которые он вел каждодневно, начиная с 1856 года, причем с самого начала используя свои записи для подготовки проповедей. Отдельное место в проповеднической деятельности о. Иоанна занимали также «царские дни», дни рождения и тезоименитства августейших особ. Позже вместе с другими произведениями они были включены в Полное собрание его сочинений, которое вышло в Санкт-Петербурге в 1890-94 годах». Несколько таких проповедей вошло и в настоящий сборник.
Ну и так, как отчет времен у нас после пришествия на землю Сына Божия ведется от Рождества Христова, то и сборник этот открывается проповедью на Новый год. И хотя этот зимний праздник уже остался позади, приведем небольшой фрагмент напутственных слов святого Иоанна, потому что эти слова актуальны и сейчас, в дни Великого поста, в преддверии Страстной седмицы. «Творец времен сподобил нас, дорогие братия и сестры, - говорит батюшка, - и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления — грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет, и мало-помалу иногда заживо умирает!
По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-23). Итак, что же после этого значит для нас Новый год? Это - еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устрояющее наше душевное спасение. Новый год - это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам». Далее отец Иоанн вспоминает «притчу о безплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов».
К этой притче батюшка снова возвращается, но позже, в дни Страстной седмицы, в Великий понедельник, когда на утреннем богослужении читаются три притчи, и первая них напоминает нам о бесплодной смоковнице. Объясняя эту притчу, святой Иоанн говорит: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я и вы, брат и сестра возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано, и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить глад души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И – увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших в нас нет как нет. Между тем, каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды. Какие же это, в частности, плоды, которые должен приносить каждый человек, особенно христианин?
На это святой апостол отвечает так: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Вот, брат и сестра, - отмечает проповедник, - какие плоды должны мы непременно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Иисусу Христу, ежедневно. Теперь смотри каждый: плодовитая ты смоковница или бесплодная? Если плодовитая – хорошо, приноси плоды и впредь, да препитает Он ими тебя же самого в вечности; если – бесплодная, трепещи: тебе угрожает проклятие Владыки твоей жизни и, может быть, очень скоро Он скажет и тебе: да не будет же впредь от тебя плода вовек (Мф. 21:19). И ты тотчас засохнешь; заглохнут все твои духовные силы; вовсе иссякнет у тебя вера, надежда и любовь, а всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вечный вметаемо (Мф. 3:10). Слова эти – истинны и ясны как день. Они исполнятся непреложно, ибо небо и земля прейдут, как проходят мимо дни, месяцы, годы, а слова Господа не прейдут (Мк. 13:31)».
Как душеполезно услышать эти слова святого кронштадтского пастыря вообще, а особенно сейчас, когда заканчивается Святая Четыредесятница и мы уже вот-вот вступим в Страстную седмицу. Как для нас прошли эти сорок дней, принесем ли мы какие-либо плоды нашему Спасителю, или останемся бесплодной смоковницей. Задуматься об этом нас и подвигают слова святого Иоанна. А какой урок мы можем вынести из евангельского события, которое в ближайшее воскресение мы с Вами будем праздновать всей полнотой Православной Церкви. Это вход Господень в Иерусалим. Как мы знаем из Евангелия, Иисус Христос «сверх всякого обычая, вступил в Иерусалим не на коне, а на ослице и на молодом осленке». Почем? «Здесь, - отвечает святой Иоанн, - виден разум Божий. Господь поучает нас не только словами, но и предметами одушевленными и неодушевленными.
Так, Он проклял бесплодную смоковницу в обличение неплодия иудейского и Иуды предателя; здесь Он восседает на ослицу и осленка в знак того, что Он приведет в познание Своей державы и Своего вечного Царства языческие народы, не знавшие ярма закона Моисеева, вместо отпадшего от Бога народа иудейского, и, когда войдет в Церковь Христову полное число язычников, тогда и иудеи обратятся ко Христу. Итак, - отмечает проповедник, - вход в Иерусалим на ослице и осленке имел таинственный смысл – именно обращение язычников, в числе которых призваны и мы, русские. Что касается ликования народа и детей, встречавших с радостью грядущего на осле Господа, то эта общая радость происходила от наполнявшего сердца их восторга по случаю воскресения из гроба четверодневного мертвеца Лазаря и удивления Божественному Чудотворцу; а устами незлобивых детей, восхвалявших Господа, говорил Дух Святой». Такое духовное значение видит святой пастырь в событии, которое предшествовало грядущим страданиям Христа. Другие проповеди, сказанные отцом Иоанном в дни Страстной седмицы и в последующие дни годового цикла богослужений, вы найдете на страницах этого издания.
*** Святостью своей жизни, своим ярким и самоотверженным служением отец Иоанн явился тем «светильником веры», который возжег Господь для России в нелегкое для нее время на рубеже 19-20 веков. Сам стяжавший благодать Духа Святого, Кронштадтский Пастырь призывал к тому и всех остальных, причем слово его было словом человека, «власть имеющего». Оно было действенно и богодухновенно, проникало вглубь даже самых окаменелых сердец, освещая и согревая их светом Христовой любви и благодати и воспламеняя в них ревность к богоугождению. Такое действие слово святого Иоанна имеет и в наши дни, поэтому будем обращаться почаще к его душеполезным творениям. Частично они представлены и в этой книге.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!