У книжной полки. 30 декабря

30 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ольга Рожнёва. Священномученик Фаддей Успенский.

 

Священномученик Фаддей Успенский говорил: «Как относимся мы обыкновенно к страданиям? Как часто ропщем, проклинаем их, вместо того чтобы благословлять, если не во время самой скорби, то хотя бы после, когда сделалась несомненною ее польза для нас. Оттого-то и не преображается наша душа, оттого редко бывает светлым вид наш». «У кого бывает вид светлым? – продолжал Владыка. - У тех, кто много боролся с собою, кто победил в себе себялюбие и прочие страсти, кто, познав силу иску­шений и собственные немощи, сделался способным носить немощи бессильных и не себе угождать (см. Рим. 15, 1), кто после этой борьбы и подвига вместил и весь сделался светлым от внутреннего света ее, исполненным радости духов­ной — от блаженства ее». Таким светлым, исполненным радости духовной, вместившим в свое сердце полную меру любви Христовой был и сам архиепископ Фаддей (Успенский). О нем рассказывает новая книга Ольги Рожнёвой – «Священномученик Фаддей Успенский». ***

Эта книга, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры», посвящена священномученику Фаддею (Успенскому), архиепископу Тверскому. Выдающийся учитель, автор замечательного труда по педагогике и воспитанию - «Записки по дидактике», он был любим и почитаем за свою необыкновенную кротость и смирение. Святитель Фаддей принадлежит к тем великим пастырям, педагогам, молитвенникам и подвижникам, просветительское делание которых помогло народу России сохранить духовное стояние и пронести свечу веры через все богоборческие лихолетья 20 века. Святейший Патриарх Тихон говорил о нем: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он необык­новенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное». Владыка принял мученическую смерть за Христа с мужест­вом и вдохновением мучеников Церкви первых веков.

Как говорится на страницах этой книги, священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успен­ский), — был сыном священника и внуком священника. Родился он 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губер­нии в многодетной семье местного благо­чинного протоиерея Василия Успенского и матушки Лидии Андреевны, у которых росли семь сыновей и две дочери. Василий Федорович, усердный пастырь, а дед будущего архиерея, сугубый молит­венник, имел глубокую веру и любящее кроткое сердце. Из всех своих внуков он больше других любил Ивана, которого на­зывал архиереем, предсказывая любимо­му внуку его будущее. В крещении мальчик был назван в честь пре­подобного Иоанна Дамаскина и всю свою жизнь ревностно почитал этого святого. И как было в жизни преподобного Иоанна, Матерь Божия во время последнего тюремного заключения святи­теля, в трудную минуту, Сама вступилась за него.

Учился Иван, продолжая семейную тра­дицию, в Нижегородском духовном учи­лище, а затем в Нижегородской духов­ной семинарии. В 1892 году, в возрасте двадцати лет, поступил в Московскую ду­ховную академию. В то время ректором академии был архи­мандрит Антоний (Храповицкий), фило­соф и богослов, впоследствии пер­вый председатель Архиерейского Сино­да Русской Православной Церкви Загра­ницей. Игумен Дамаскин (Орловский), цер­ковный историк, секретарь Синодаль­ной комиссии Московского Патриарха­та по канонизации святых, писал о нем. «Архимандрит Антоний во время сво­его ректорства в академии старался воздействовать на студентов не столько строгостью, сколько личным при­мером. Он в себе самом являл образец ученого монаха и христианского пасты­ря без какой-либо напускной мрачнос­ти и исключительного аскетизма. Мно­гие студенты поэтому тянулись к нему, чувствуя в нем отца академии, который поможет в вопросах духовных, к кото­рому можно без стеснения обратиться и за материальной помощью». Личность архимандрита Антония оказа­ла огромное влияние на Ивана Успен­ского — именно под его влиянием Иван решил принять монашество.

Учился юноша усердно, духовную академию окончил со степенью кандидата бого­словия и был оставлен при академии в звании профессорского стипендиата. Игумен Дамаскин (Орловский) пишет о юности будущего владыки Фаддея: «Учась в академии, Иван Васильевич обустраивал свой внутренний мир, про­являя в этом деле редкостное терпение. Желая знать о себе все в точности, он вел ежедневный дневник. Открывая ему свою душу, он сохранял удивительное целомудрие и утонченно-христианскую деликатность, записывая только то, что действительно существенно и важно, не позволяя себе в писании о других вхо­дить в излишние подробности, которые могли бы кому-нибудь повредить. Неж­ная душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась лишь к любви к Богу и безупречному исполнению за­поведей, и он зорко следил за момен­тами ослабления этой любви, скорбя об охлаждении и душевной расслаблен­ности, и вновь и вновь обращался за по­мощью к Богу». Отец Дамаскин отмечает: «Дневник велся ежеднев­но, и в нем ежедневно подводился итог как внешним делам, так и внутреннему духовному состоянию. Через несколько лет, таким образом, стало возможным сравнить проведенный день с тем, как он был проведен год назад или больше».

Как-то, уезжая на каникулы домой, в Нижний Новгород, Иван по студенче­ской традиции зашел за благословением к ректору академии архимандриту Антонию (Храповицкому). Архимандрит Антоний коротко побеседовал с Иваном, благословил на дорогу и на прощание укорил юношу в его худобе, сказав при этом в шутку: «А вы поправляйтесь, буде­те архимандритом или епископом». Шут­ка отца ректора оказалась пророческой. Игумен Дамаскин (Орловский) пишет: «Дома Иван с отцом долго беседовали о трудностях и особенностях священни­ческого служения. В частности, Иван спросил отца, есть ли в Нижегородской епархии неженатые священники. Вы­яснилось, что нет ни одного. Иван ска­зал, что ему все говорят о монашестве. "Ну что ж, — ответил отец, — монаше­ство дело хорошее, но его нужно прини­мать обдуманно, зная, что принимаешь его добровольно и навсегда". — "Но в мо­нашестве человек отделяется от людей, так как монах закрыт в стенах монастыря", — возразил сын. "Нет, он не отделен от людей, только он служит людям осо­бенным образом", — ответил отец».

В августе 1897 года Иван Успенский был пострижен в монашество с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц в сан иеромонаха, с назначением на должность преподавателя логики, философии и дидактики в Смоленскую духовную семинарию. В декабре 1908 года в городе Владимире-Волынском, в храме Христорождественского монастыря, состоялось наречение архимандрита Фаддея во епископа Владимиро-Волынского, первого викария Волынской епархии. В 1918–1919 годы Волынь оказалась ввергнута во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения: ее поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. Владыка Фаддей был арестован. После выхода из тюрьмы он был назначен на Астраханскую кафедру. А в Астрахани был разгар обновленчества, с которым владыка начал борьбу.

А. А. Соловьев рассказывал такой интересный факт: «В 1925 году обновленческий “митрополит” Александр Введенский читал во всех городах по Волге свои лекции и вел диспуты. Одновременно на местах он проводил политику укрепления обновленчества. О своей поездке Введенский поместил очерк в журнале “ВЦУ”, в котором отмечал, что “в Астрахани ничего нельзя сделать для Церкви, пока там сидит епископ-фанатик Фаддей (Успенский)”. Конечно, правильнее было бы сказать, что в Астрахани нельзя причинить вреда Церкви, пока там такой дивный епископ Фаддей». В 1926 году был арестован заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), и в его обязанности временно вступил митрополит Иосиф (Петровых). Аресты священнослужителей и архиереев следовали один за другим, поэтому митрополит Иосиф на случай собственного ареста также назначил нескольких архиепископов, в надежде на то, что на свободе останется хоть один из них. Одним из трех преемников был архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский).

Митрополита Иосифа, действительно, в скором времени арестовали, один из назначенных им преемников, архиепископ Корнилий (Соболев), находился в ссылке. И тогда, в середине декабря 1926 года, владыка Фаддей выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к временному руководству Церковью. Но власти задержали владыку Фаддея и отправили его в город Кузнецк Саратовской области, причем ему было запрещено покидать Кузнецк. После своего освобождения из тюрьмы митрополит Сергий (Страгородский) назначил владыку Фаддея архиепископом Саратовским. В ноябре 1928 года владыка Фаддей был переведен в Тверь. Летом 1937 года начались массовые аресты, было арестовано почти все духовенство Твери и области, а также многие верующие миряне. Многие из них были расстреляны. 20 декабря сотрудники НКВД арестовали архиепископа Фаддея. Через десять дней после ареста владыка был приговорен к расстрелу по обвинению в руководстве церковно-монархической организацией. Около часа ночи 31 декабря приказ был приведен в исполнение.

 

*** Честные останки архиепископа Фаддея (Успенского) были обретены 26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери. В 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви владыка был причислен к лику святых. «Сочетавший в своей подвижнической жизни отмеченное даром чудотворений молитвенно-аскетическое делание с ревностным архипастырским служением священномученик Фаддей принял смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков» - так определена в деяниях Освященного Собора сама суть великого подвига святого архипастыря. Святой исповедник Православия и мученик за Христа «живет в памяти современ­ников, как пламенный провозвестник Христовой истины, как апостол, как человек, не знавший других интересов, кроме интересов Церкви».

 

Священномучениче отче Фаддее, моли Бога о нас!

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать