Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнёва. Священномученик Фаддей Успенский.
Священномученик Фаддей Успенский говорил: «Как относимся мы обыкновенно к страданиям? Как часто ропщем, проклинаем их, вместо того чтобы благословлять, если не во время самой скорби, то хотя бы после, когда сделалась несомненною ее польза для нас. Оттого-то и не преображается наша душа, оттого редко бывает светлым вид наш». «У кого бывает вид светлым? – продолжал Владыка. - У тех, кто много боролся с собою, кто победил в себе себялюбие и прочие страсти, кто, познав силу искушений и собственные немощи, сделался способным носить немощи бессильных и не себе угождать (см. Рим. 15, 1), кто после этой борьбы и подвига вместил и весь сделался светлым от внутреннего света ее, исполненным радости духовной — от блаженства ее». Таким светлым, исполненным радости духовной, вместившим в свое сердце полную меру любви Христовой был и сам архиепископ Фаддей (Успенский). О нем рассказывает новая книга Ольги Рожнёвой – «Священномученик Фаддей Успенский». ***
Эта книга, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры», посвящена священномученику Фаддею (Успенскому), архиепископу Тверскому. Выдающийся учитель, автор замечательного труда по педагогике и воспитанию - «Записки по дидактике», он был любим и почитаем за свою необыкновенную кротость и смирение. Святитель Фаддей принадлежит к тем великим пастырям, педагогам, молитвенникам и подвижникам, просветительское делание которых помогло народу России сохранить духовное стояние и пронести свечу веры через все богоборческие лихолетья 20 века. Святейший Патриарх Тихон говорил о нем: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное». Владыка принял мученическую смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков.
Как говорится на страницах этой книги, священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский), — был сыном священника и внуком священника. Родился он 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губернии в многодетной семье местного благочинного протоиерея Василия Успенского и матушки Лидии Андреевны, у которых росли семь сыновей и две дочери. Василий Федорович, усердный пастырь, а дед будущего архиерея, сугубый молитвенник, имел глубокую веру и любящее кроткое сердце. Из всех своих внуков он больше других любил Ивана, которого называл архиереем, предсказывая любимому внуку его будущее. В крещении мальчик был назван в честь преподобного Иоанна Дамаскина и всю свою жизнь ревностно почитал этого святого. И как было в жизни преподобного Иоанна, Матерь Божия во время последнего тюремного заключения святителя, в трудную минуту, Сама вступилась за него.
Учился Иван, продолжая семейную традицию, в Нижегородском духовном училище, а затем в Нижегородской духовной семинарии. В 1892 году, в возрасте двадцати лет, поступил в Московскую духовную академию. В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), философ и богослов, впоследствии первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Игумен Дамаскин (Орловский), церковный историк, секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, писал о нем. «Архимандрит Антоний во время своего ректорства в академии старался воздействовать на студентов не столько строгостью, сколько личным примером. Он в себе самом являл образец ученого монаха и христианского пастыря без какой-либо напускной мрачности и исключительного аскетизма. Многие студенты поэтому тянулись к нему, чувствуя в нем отца академии, который поможет в вопросах духовных, к которому можно без стеснения обратиться и за материальной помощью». Личность архимандрита Антония оказала огромное влияние на Ивана Успенского — именно под его влиянием Иван решил принять монашество.
Учился юноша усердно, духовную академию окончил со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии в звании профессорского стипендиата. Игумен Дамаскин (Орловский) пишет о юности будущего владыки Фаддея: «Учась в академии, Иван Васильевич обустраивал свой внутренний мир, проявляя в этом деле редкостное терпение. Желая знать о себе все в точности, он вел ежедневный дневник. Открывая ему свою душу, он сохранял удивительное целомудрие и утонченно-христианскую деликатность, записывая только то, что действительно существенно и важно, не позволяя себе в писании о других входить в излишние подробности, которые могли бы кому-нибудь повредить. Нежная душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась лишь к любви к Богу и безупречному исполнению заповедей, и он зорко следил за моментами ослабления этой любви, скорбя об охлаждении и душевной расслабленности, и вновь и вновь обращался за помощью к Богу». Отец Дамаскин отмечает: «Дневник велся ежедневно, и в нем ежедневно подводился итог как внешним делам, так и внутреннему духовному состоянию. Через несколько лет, таким образом, стало возможным сравнить проведенный день с тем, как он был проведен год назад или больше».
Как-то, уезжая на каникулы домой, в Нижний Новгород, Иван по студенческой традиции зашел за благословением к ректору академии архимандриту Антонию (Храповицкому). Архимандрит Антоний коротко побеседовал с Иваном, благословил на дорогу и на прощание укорил юношу в его худобе, сказав при этом в шутку: «А вы поправляйтесь, будете архимандритом или епископом». Шутка отца ректора оказалась пророческой. Игумен Дамаскин (Орловский) пишет: «Дома Иван с отцом долго беседовали о трудностях и особенностях священнического служения. В частности, Иван спросил отца, есть ли в Нижегородской епархии неженатые священники. Выяснилось, что нет ни одного. Иван сказал, что ему все говорят о монашестве. "Ну что ж, — ответил отец, — монашество дело хорошее, но его нужно принимать обдуманно, зная, что принимаешь его добровольно и навсегда". — "Но в монашестве человек отделяется от людей, так как монах закрыт в стенах монастыря", — возразил сын. "Нет, он не отделен от людей, только он служит людям особенным образом", — ответил отец».
В августе 1897 года Иван Успенский был пострижен в монашество с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц в сан иеромонаха, с назначением на должность преподавателя логики, философии и дидактики в Смоленскую духовную семинарию. В декабре 1908 года в городе Владимире-Волынском, в храме Христорождественского монастыря, состоялось наречение архимандрита Фаддея во епископа Владимиро-Волынского, первого викария Волынской епархии. В 1918–1919 годы Волынь оказалась ввергнута во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения: ее поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. Владыка Фаддей был арестован. После выхода из тюрьмы он был назначен на Астраханскую кафедру. А в Астрахани был разгар обновленчества, с которым владыка начал борьбу.
А. А. Соловьев рассказывал такой интересный факт: «В 1925 году обновленческий “митрополит” Александр Введенский читал во всех городах по Волге свои лекции и вел диспуты. Одновременно на местах он проводил политику укрепления обновленчества. О своей поездке Введенский поместил очерк в журнале “ВЦУ”, в котором отмечал, что “в Астрахани ничего нельзя сделать для Церкви, пока там сидит епископ-фанатик Фаддей (Успенский)”. Конечно, правильнее было бы сказать, что в Астрахани нельзя причинить вреда Церкви, пока там такой дивный епископ Фаддей». В 1926 году был арестован заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), и в его обязанности временно вступил митрополит Иосиф (Петровых). Аресты священнослужителей и архиереев следовали один за другим, поэтому митрополит Иосиф на случай собственного ареста также назначил нескольких архиепископов, в надежде на то, что на свободе останется хоть один из них. Одним из трех преемников был архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский).
Митрополита Иосифа, действительно, в скором времени арестовали, один из назначенных им преемников, архиепископ Корнилий (Соболев), находился в ссылке. И тогда, в середине декабря 1926 года, владыка Фаддей выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к временному руководству Церковью. Но власти задержали владыку Фаддея и отправили его в город Кузнецк Саратовской области, причем ему было запрещено покидать Кузнецк. После своего освобождения из тюрьмы митрополит Сергий (Страгородский) назначил владыку Фаддея архиепископом Саратовским. В ноябре 1928 года владыка Фаддей был переведен в Тверь. Летом 1937 года начались массовые аресты, было арестовано почти все духовенство Твери и области, а также многие верующие миряне. Многие из них были расстреляны. 20 декабря сотрудники НКВД арестовали архиепископа Фаддея. Через десять дней после ареста владыка был приговорен к расстрелу по обвинению в руководстве церковно-монархической организацией. Около часа ночи 31 декабря приказ был приведен в исполнение.
*** Честные останки архиепископа Фаддея (Успенского) были обретены 26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери. В 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви владыка был причислен к лику святых. «Сочетавший в своей подвижнической жизни отмеченное даром чудотворений молитвенно-аскетическое делание с ревностным архипастырским служением священномученик Фаддей принял смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков» - так определена в деяниях Освященного Собора сама суть великого подвига святого архипастыря. Святой исповедник Православия и мученик за Христа «живет в памяти современников, как пламенный провозвестник Христовой истины, как апостол, как человек, не знавший других интересов, кроме интересов Церкви».
Священномучениче отче Фаддее, моли Бога о нас!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!