У книжной полки. 30 декабря

30 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Священник Даниил Сысоев. Толкование Книги пророка Даниила.

 

Книга пророка Даниила — одна из самых таинственных книг Ветхого Завета, которая по своему содержанию имеет много общего с Откровением Евангелиста Иоанна Богосло­ва. Как и в Апокалипсисе, в ней даны пророческие видения, относящиеся к концу мира и ко второму пришествию Спасителя. Главные темы — судьбы израильско­го народа, Сын Человеческий, Царство Божие, которое восторжествует над язычеством во всех его проявлениях. Поэтому православному христианину необходимо изучать эту книгу, как впрочем и все книги Священного Писания. Благодаря Божьему дару слова и хорошему знанию уче­ния отцов Церкви, священник Даниил Сысоев просто и понятно объясня­ет смысл пророчеств тезоименитого пророка, напрямую имеющих отношение к на­шей современной жизни. Из бесед отца Даниила, которые проводились на Крутицком подворье, составлена книга, выпущенная в свет Благотво­рительным фондом «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». Она называется – «Толкование Книги пророка Даниила». ***

Открывает эту книгу «Краткое житие святого пророка Даниила», в котором говорится, что «происходил он из рода царского, из колена Иудина. При завоевании На­вуходоносором Иерусалима в 606 году до Рожде­ства Христова юный Даниил вместе с другими иу­деями попал в вавилонский плен. В вавилонском плену 15-летнего Даниила и других самых способ­ных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. С Даниилом учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария. В течение нескольких лет они изучили местный язык и разные халдейские нау­ки. При поступлении в школу этих трех юношей переименовали в Седраха, Мисаха и Авденаго. Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов.

Боясь осквернить­ся языческой пищей, они упросили своего вос­питателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но про­стую, растительную. Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей он проверит их здоровье и са­мочувствие. В конце пробного периода эти юно­ши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель им разрешил вкушать пищу по своему усмотрению. За предан­ность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь, присут­ствовавший на экзамене, нашел, что они сообра­зительнее его вавилонских мудрецов. После окончания занятий Даниил с тремя дру­зьями был определен на службу при царском дво­ре и здесь оставался в звании придворного санов­ника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавило­на он стал советником царей Дария индийского и Кира персидского.

Бог наделил Даниила способностью пони­мать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя (Дан. 1 и 4). В первом сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех ме­таллов. Камень, скатившийся с горы, разбил исту­кана в прах и сам вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизировал че­тыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кон­чая римским. Таинственный камень, сокрушив­ший истукана, символизировал Мессию, а образо­вавшаяся гора — Его вечное Царство (Церковь). В своей книге пророк Даниил повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу Мардуку, за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.

Подробностей о деятельности пророка Дани­ила в течение семи лет царствования трех преем­ников Навуходоносора не сохранилось. Убийца Лавосоардаха, Набодид, сделал своего сына Вал­тасара своим соправителем. В первый год Валта­сара Даниил имел видение о четырех царствах, после чего он увидел Бога в образе «Ветхого Дня­ми» и грядущего к нему «Сына Человеческого», т. е. Господа Иисуса Христа. В своей книге пророк Даниил записал не­сколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христову, и поэтому имеет много об­щего с Апокалипсисом, - книгой, помещенной в самом конце Библии. При Данииле во время царствования Валта­сара индийский царь Дарий завоевал Вавилон (539 год до Рождества Христова). Тогда же и по­гиб Валтасар, как ему предсказал Даниил, объяснивший значение надписи на стене, сделанной таинственной рукой: «Мене текел упарсин» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и пер­сы) (Дан. 5, 24-28).

При Дарии мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, язы­ческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невре­димым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветни­ков Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Немного спустя Да­ниил получил откровение о 70 седьминах, в кото­ром указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Дан. 9). В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию, пророк Даниил по­казал Киру предсказание о нем в книге проро­ка Исайи, который жил за двести лет до време­ни правления царя Кира (Ис. 44, 28-45; 13). По­раженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Господа Бога и повелел евреям по­строить в честь Него храм в Иерусалиме (Езд. 1). При этом же царе Даниил был снова спасен от смерти, которая ему угрожала за умерщвление дракона, обоготворявшегося язычниками".

Во введение первой главы автор пишет: "Во исполнение пророчеств Иерусалим пал, Храм был сожжен, а иудеи были отведены в плен. Это был промыслительный плен, где Господь очищал и лечил свой народ, и в первую очередь от заразы идолопоклонства, от которой еврейский народ не мог отойти в течение многих веков. Бог прибегает к радикальным средствам: Он выселяет еврейский народ, чтобы в плавильном котле выжечь из него всякую нечистоту. И вот во время плена, когда падает Иерусалим, Господь воздвигает, специально для этой цели, четырех великих пророков — это Исаия, Иеремия, Иезекеиль и Даниил. Из них три пророка были среди евреев во время вавилонского плена. И это не случайно: Господь промыслительно направляет свои силы к тому, чтобы очистить иудейский народ от всякой примеси и нечистоты, которой евреи нахватались от идолопоклонников.

 Он бросает их в самую сердцевину идолослужения, для того чтобы они там при помощи пророков, будучи изолированы от всех своих священных мест, поняли, чего лишились, чтобы оценили красоту своего Закона, чтобы народ Божий оценил тот дар, который был дан ему Творцом, и прекратил заигрывать с язычеством. Как сказал пророк Иеремия, обращаясь к Моаву: «От юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; от того оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся» (Иер. 48, 11). Господь говорит, что народ как бы «сгнил» в своем состоянии неподвижности, и Господь, уже видя его раскаяние, начинает его переделывать. Для этого Он и посылает великих пророков, одним из которых являлся Даниил.

И если пророк Иеремия предсказывал наступление плена — он был во время захвата Иерусалима в городе, то пророк Даниил жил непосредственно во время всего плена в Вавилоне. Он был взят в плен вавилонянами во время первого же штурма Иерусалима, в 603 году до Рождества Христова. Это случилось за двадцать лет до разрушения Храма. Он был при дворе до первого года персидского царя Кира, когда уже Вавилон закончил свое существование и завершился вавилонский плен евреев. Таким образом, перед глазами пророка Даниила прошла вся история вавилонского плена, он был не просто молчаливым свидетелем, а находился в самой сердцевине событий. Господь его поставил за особый дар мудрости одним из могущественных правителей Вавилона". Об этом рассказывает он в своей книге, толкование на которую и предлагает нам священник Даниил Сысоев.

 

*** Как говорится в житие святого пророка, "в третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о даль­нейшей судьбе народа Божия и четырех языче­ских империй (Дан. 10-12). Предсказания пророка о гонениях на веру относятся к гонениям Антиоха Епифана и, одновременно, к пришествию антихриста. О последующей судьбе святого Да­ниила ничего не известно, кроме того, что он скончался в глубокой старости. Его пророческая книга состоит из 14 глав. Господь Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на про­рочества Даниила. Как считают издатели, изучая «Толкование Книги пророка Даниила», несомненно, читатель почерпнет для себя из этой кни­ги немало душеполезных знаний и найдет ответы на важные духовные вопросы.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать