У книжной полки. 30 декабря

30 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Толкование на Послания ап. Павла к Коринфянам. 9 часть. Тайна свободного выбора

 

Что такое свобода? Кто или что может ограничивать нашу свободу? От чего может быть несвободен человек? Эти вопросы на протяжении веков занимают умы философов, богословов, политиков, ученых, которые, однако, не могут прийти к однозначному их разрешению. Священное Писание говорит нам, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Исходя из этого, Господь, Сам являясь свободной Личность, сотворил людей свободными существами. Почему же тогда мы не свободны? Святой Антоний Великий говорит: «Бог создал душу свободною и самовластною и она вольна поступать, как хочет - хорошо или худо». И тут встает вопрос: а что выбирает наша душа? «Тайна свободного выбора» - так называется девятая книга священника Даниила Сысоева, входящая в состав составленного им «Толкования на Первое и Второе Послания апостола Павла к Коринфянам». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

В первых строках второй главы Второго Послания к Коринфянам апостол Павел обращается к народу с такими словами: «Итак, я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежа­ло радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со мно­гими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избыт­ке имею к вам» (2Кор. 2; 1-4). Как отмечает отец Даниил, предыдущее послание было написано апостолом слишком жестко. Там апостол Павел от коринфян фактически жи­вого места не оставил: обвинил, что они блуд, разврат терпят, в Воскресение не верят, на вечере Господней пьянствуют, бедных обижа­ют, что у них безобразие с даром языков происходит, что они к идолослужению спокойно относятся...

Но во втором послании апостол говорит: «Я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением» (2Кор. 2; 1), другими словами: «Я не хочу прийти и опять устроить у вас судилище. Я не радуюсь: мне не нравится вас ругать, не нра­вится вас судить. Да, я имею такую власть, и я применяю ее без всякого стеснения там, где это необходимо, но применяю со скорбью. Потому что лучше бы мне награждать христиан, чем наказывать, лучше мне проявлять любовь Господню к вам, чем проявлять к вам Божию справедливость». «Ибо если я огорчаю вас, - продолжает апостол, - то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною» (2Кор. 2;2), т.е.: «Хотя я вас опечалил, но не для того чтобы вы просто опечалились, а для того чтобы вы исправились. Я вас опечалил, по­тому что сначала я сам опечалился, — говорит апостол. — Вы сами меня ударили в самое сердце».

Объясняя эти слова, отец Даниил говорит: «Для пастыря нет большей беды, чем когда он видит, что прихожане, члены Церк­ви, которую он возглавляет, отступают от Бога, что они склочничают, ненавидят, зло­бятся. Это как удар в сердце для священника, тем более для апостола Павла, переполнен­ного любовью. Для него, конечно, было край­не болезненно, что его духовные дети впали в такое страшное состояние». «Грех паствы, - продолжает автор, - больно ударяет в пастыря. Пастырь печалится, наказывает пасомого для того чтобы тот исправился и сам возве­селился этим исправлением, и пастырь тоже возвеселился — эта радость опять бы верну­лась к пастырю. Всё время идут как бы лучи­ки между двумя зеркалами, идет постоянное взаимообщение. Это истинное апостольское пастырство, необходимое во всех церквах! А где нет такого общения между паствой и пастырями, паства разбегается.

Где священников поймать невозможно, там нет прихода — там проход, там нет прихо­жан — там прохожане. Если священнику не больно, что его духовные чада уходят в секту, если ему не больно, что его духовное чадо блудит или ворует, или обижается, или клеве­щет, — это знак: такой священник по духу не есть истинный преемник святых апостолов. Это недопустимо. Но и пастве нельзя делать больно священству. Здесь очень важно, что священник, если он настоящий священник, сердцем, действительно, связан с паствой. К сожалению, многие наши христиане забы­ли слова апостола Павла, который говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполез­но» (Евр. 13; 17).

Дальше апостол Павел продолжает мысль. Он оправдывается перед коринфянами, рассказывая им о своих планах: как он хотел прийти в Коринф, почему задержался, в чем педагогическая цель его задержки. Он просит простить грешника, не дожидаясь его, чтобы тот не был похищен дьяволом. Но дальше апостол вдруг резко меняет тон речи и начинает рассказывать о силе благовестия. С чем это связано? Святитель Феофан Затворник говорит, что дело в том, что апостол был охвачен Духом Святым и, когда он писал, Дух Святой повелел ему рас­крывать тайны Божий. Так бывало и с пророками, когда они рассказывали - и вдруг Господь открывал им нечто совершенно новое, раскрывающее суть их прежнего действия. Здесь мы видим, что проповедь апостола, ее духовный смысл, раскрывается апостолом дальше. Ближайшие несколько глав будут по­священы описанию того, как Евангелие дей­ствует во Вселенной.

В частности, апостол говорит, что Евангелие имеет аромат. Как это объяснить? Святитель Иоанн Златоуст изъясняет так: «Мы, говорит, подобны цар­ской кадильнице, потому что всюду ходим, нося с собою небесное миро, от которого исходит духовное благоухание. Сие сказал он, чтобы показать силу проповеди». Действительно, отмечает отец Даниил, - когда проповедуется Евангелие царства, аромат Евангелия ни с чем нельзя спутать. Возьмите, детектив - и Евангелие... Разницу ощущаете? Согласитесь, есть разница не только в стиле - в воздействии на человека. В Евангелии есть некий духовный аромат. Когда человек слышит о Господе Хри­сте, слова немного не такие, как в рассказах о биржевых новостях. Это очень могуще­ственная сила». Имя Христа как необыкновенный аро­мат мира духовного, который окутывает человека. Не случайно в церквах есть свой запах - аромат храма. Кстати, дома христиан имеют похожий запах. О чем это напоминает? О том, что в христианах действует аромат Святого Духа, который через Христа излился в нас.

Итак, говорит апостол: «Ибо мы Христо­во благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2Кор. 2; 15). Благоухание Христово, по словам отца Даниила, очевидно для всех, но для одних - это запах смертоносный, который говорит им о смерти. Человек почитал Евангелие, отверг его, и душа его определилась. Заметьте, Писание нам не говорит, что Бог бесконечно будет давать шансы. Библия не говорит, Евангелие не говорит и Предание Церкви не говорит, что Бог бесконечно дает возможность измениться. Нет. Бывает, человеку вообще дается только один шанс. Потому что свобода выбора существует для выбора. Если человек сделал выбор, если он отверг благовестие Божие, Бог не будет расправляться с ним дальше. Это страшное состояние, о нем здесь апостол говорит: «Для одних это запах смертоносный в смерть».

Че­ловеку предложили Слово Божие, а он отка­зался. Он в аду уже на земле. Он отверг Бога, и поэтому сказано: «Из смерти в смерть». Из смерти, в которой он находился, он отказал­ся выйти, и он уходит в смерть вечную. Он на­всегда определился в смерть. И определился через что? Через отвержение света Еванге­лия. Как говорит блж. Феодорит, «всем предлагаем мы благоухание Христово, но не все ощущающие оное приобретают спасение. Ибо для болезненных глаз и свет опасен и вражде­бен; однако же не солнце причиняет вред. (...) Так и спасительная проповедь верующим доставляет спасение, а неверующим причиняет погибель». Потому и нужно Евангелие возвещать всем - чтобы все могли сделать выбор. Мы не знаем, мы не можем сказать, кто примет, кто не примет. Здесь, - говорит автор, - тайна сердца человеческо­го, тайна выбора человека.

 

*** По словам священника Даниила Сысоева, «Свобода хранит тайну человеческого сердца, тайну выбора. Никогда невозможно до конца знать, как тот или иной человек отнесётся ко греху, как он распоря­дится даром своей свободы, услышав призыв Евангелия. Божественное Евангелие - как пища: одним приятна, другим отвратительна, одни любовью к Слову Божию определяются в жизнь, иные — навсегда выбирают смерть. Как отмечает отец Даниил, человек свободен не тогда, когда ему все дозволено, а тогда, когда он свободно ходит путями Божиими, видя их, понимая и будучи свободен от зла. Это и есть истинная свобода. У христиан свобода — это не свобо­да от Бога, а свобода в Боге. Это та самая христианская свобода, которую люди мира сего часто не понимают, путая ее со вседозво­ленностью, которая на самом деле есть слепо­та и незнание истины.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать