Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Схиархимандрит Зосима (Сокур).
3 сентября 1944 года в тюремной больнице появился на свет худенький и очень болезненный мальчик. Его мать, Мария Ивановна, простая крестьянка и глубоко верующая женщина, была арестована по статье «религиозная пропаганда» и сослана в село Косолманка Верхотурского района Свердловской области. После всех испытаний, которые выпали на ее долю перед самым рождением сына, никто почти не надеялся, что мальчик выживет. Однако, схиигумен Кукша, причисленный ныне к лику святых, узнав о рождении младенца, сказал: «Пусть нарекут Иоанном — благодать Божия будет». И младенца нарекли как святого Иоанна Крестителя, покровителя монашествующих. Никто тогда и не предполагал, что, когда Ваня вырастет, он будет великим подвижником веры Христовой, духовником и старцем, основателем храмов и монастырей. О нем рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. ***
Эта книга, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря, рассказывает о старце нашего времени, схиархимандрите Зосиме Сокуре. Она также содержит наставлении, советы, предсказания отца Зосимы, удивительные свидетельства об исцелениях по молитвам старца. По словам автора-составителя книги, Ольги Рожнёвой, отец Зосима был одним из выдающихся пастырей, к которому обращались при жизни тысячи людей. Мудрый духовник, наставник, прозорливый старец, который чистотой своей монашеской жизни, духовными дарованиями и любовью приводил ко Христу заблудшие людские души. Его имя дорого многим православным христианам Украины и России, о духовном единстве которых так горячо он молился. Отец Зосима примером своей подвижнической жизни учил духовных чад жить во Христе.
Продолжая рассказ о жизни отца Зосимы, отметим, что «после освобождения из тюрьмы Мария Ивановна вместе с сыном Иоанном переехала в город Авдеевку Донецкой области, где проживала ее родная сестра монахиня Антонина, в прошлом духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Зосима вспоминал: «С детства меня приучали к храму Божию. Часто вспоминаю, вначале маменька покойная носила меня на руках, маленького, беспомощного. Потом меня в детский садик определили, как сироту. В садике разные сироты были тогда от войны, воспитывались там. Приезжали ко мне как-то на встречу сюда в Никольское и генералы уже, и врачи, и профессора, — вместе росли мы в садике... И воспитателей всех позабывали, а тетю Нюру никто не забыл. А за что ее, простую уборщицу, помним? Она научила нас всех тайно Богу молиться. "Отче наш" научила. И мы ей благодарны, все ее вспоминаем... Вот что значит светлому, доброму научить в детстве».
Вспоминая свое детство, старец рассказывал: «У нас было очень много книг, и я уже в семь лет умел читать свободно на славянском языке. Уже в семь лет я читал в церкви Апостол, хоть и еле тащил эту книгу». «Крестьянская, простая семья у нас была. Помню, копаем огород, картошку убираем. Первое ведерко накопали: "Отнеси батюшке ведерко в церковь, нашего труда картошечки". Второе ведерко накопали: "Там матушки у нас больные, уже старенькие, беспомощные — отнеси"... Там уже третье ведро накопали. "... Харитиночка бедная, скрученная, болящая лежит уже двадцать лет неподвижно, понеси им, чтоб было кушать чего". Так меня и приучали к делам милосердия с детства». «Помню, - говорил отец Зосима, - мама с тетей копают картошку и "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий" читают или поют тихонько что-нибудь: "Богородице Дево, радуйся...", "Хвалите имя Господне...", все с молитвой, творилось».
В семь лет Ванюша вышел, как сам вспоминал, на свое первое общественное служение: «По соседству умер дед Захария. По обычаю надо было читать Псалтирь. Кинулись по бабкам (которые читали по-славянски), а их всех уже разобрали. Тогда и вспомнили обо мне: у нас же Ванюша читать умеет. Пришли за мной, одел я башмачки, сделанные из кусков материи, штаны, пошитые из старой маминой юбки, которые надевал только в церковь и на большие праздники, — и пошел Псалтирь читать. Прочел семнадцатую кафисму, а бабы все плачут: "Как хорошо наш Ванюша по-славянски читать научился!"... За чтение Псалтири по усопшему мне, малому, дали аж сто рублей, — это был мой первый священнический заработок».
Как отмечает автор-составитель, «в детстве мальчик часто встречался со смертью. Едва не умер с голода. Несколько раз болел воспалением легких, в те годы это было смертельно опасное заболевание. Трижды мальчика едва не переехал поезд. Так однажды, собирая уголь на железнодорожных путях, он попал между двух составов, а третий — мчал прямо на него. «Господи!» — только и успел вскрикнуть ребенок, и упал на рельсы. И Господь в который раз сохранил его жизнь: паровоз промчался над ним, не причинив никакого вреда. Вырос он глубоко верующим, имел монашеское устроение, строго соблюдал посты. Старец вспоминал, как однажды мама взяла его с собой в поездку на родину. Семья родного брата встретила их с большой радостью. Всем понравился высокий, худенький мальчик со светлыми вьющимися волосами. «Ванечка, кушай сметанку с хлебушком», — просит дядя. А ребенок отказывается: «Не могу ее кушать, потому что сегодня постный день. Я никогда не нарушаю постные дни».
С раннего детства Ваня Сокур прислуживал в алтаре. В школе ему пришлось претерпеть за веру много насмешек и издевательств от одноклассников и учителей. Выручало его то, что он всегда отлично учился. Он рассказывал: «Надо мной в школе очень издевались, за то, что я и церковь ходил. Перевоспитывали учителя, привлекали школяров: вы там побейте этого "попа", чтоб он в церковь не бегал!» Ванюшу избивали, а в конце «этого воспитательного процесса» он кротко улыбался и говорил: «Ну ладно, хватит. Давайте я буду вас благословлять». «Поп» или «батюшка» — таким было школьное прозвище Ивана. Отец Зосима еще вспоминал: «Батюшке, покойному отцу Алексию, приказали не пускать меня в церковь: "Иначе, - говорят, - лишим тебя регистрации уполномоченного". Батюшка сказал: "Не ходи, иначе закроют церковь из-за тебя, ты один единственный из всех детей села ходишь. И беда будет. Ни церкви, ни меня не будет". Ну, как быть? Так я за два часа до начала вечерни иду, чтоб меня никто не видел, десять переулков вокруг обойду, с огородов зайду в церковь, под лестницей в пономарке спрячусь, жду, когда ж кадило зажечь...»
Настольной книгой детства и юности Ванюши был духовный дневник святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Старец впоследствии многим советовал: «Не знаете, как поступать? Помолитесь — откройте книгу "Моя жизнь во Христе,", и отец Иоанн Кронштадтский вразумит вас, у него найдете ответы на все ваши вопросы...» Но, вот однажды к ним в дом нагрянула с обыском милиция. Забрали иконы и духовные книги. «Моя жизнь во Христе» лежала на самом видном месте — на столе. «Заберут, непременно заберут!» — Ванюша аж побледнел от волнения за свою любимую книгу. Однако чудесным образом сыщики, которые в каждую щель заглядывали, ее-то и не увидели. После окончания школы с золотой медалью Иван учился в сельскохозяйственном техникуме, затем немного работал ветеринаром. И вот наступил долгожданный день, когда его духовник, протоиерей Димитрий (Песков), сказал ему: «Ну все, Ваня, теперь пора Богу поработать».
Иван стал послушником Киево-Печерской лавры и жил в ней послушником до самого закрытия. Духовник его в лавре старец схиигумен Валентин (Семисал) рассказал юноше всю его будущую жизнь. В частности, юному послушнику было сказано следующее: «Тебе тринадцать раз будут предлагать епископство, а единожды - быть главой РПЦ в Японии. Отказывайся - это не твой путь. Твой путь - быть рядовым сельским батюшкой». Эти слова старца в точности исполнились, и отец Зосима всегда являл пример послушания своему духовнику. С 1968 по 1975 год учился в духовных семинарии и академии в Ленинграде. Академию окончил со степенью кандидата богословия и принял монашеский постриг с именем Савватий, был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем – в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего в декабре 1975 года был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. В 1980 году возведен в сан игумена, в 1990-м – в сан архимандрита. 21 августа 1992 года был пострижен в схиму с именем Зосима. О том, что было дальше, рассказывает эта книга.
*** 29 августа исполнилось 15 лет со дня блаженной кончины приснопамятного схиархимандрита Зосимы (Сокура). Незадолго до своего перехода в вечность, отец Зосима говорил братии: «Когда я умру, вы будете знать — часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся». На второй день Успения Пресвятой Богородицы, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце отца Зосимы. Без пятнадцати двенадцать остановились и часы на молитвенном столике в алтаре. Так закончилось время его земной молитвы, так начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности... Несмотря на все пережитые им испытания, Зосима (Сокур) говорил: «Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакие испытания нам никогда не будут страшны».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!