У книжной полки. 3 мая

3 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Николай Сербский. Беседы на Евангелие.

 

«Как четыре реки напаяли Райскую землю, так четыре Божественных Евангелия напаяют жизнь человеческую в сем веке. Евангелие — не книга, но сила, животворная сила и радостотворная, сила, что кормит и поит, сила, что мертвых воскрешает». Эти слова святителя Николая Сербского издатели вынесли в качестве эпиграфа к книге, основой для которой послужили евангельские беседы сербского Златоуста. Вся его жизнь, по словам современников, была не умолкающей проповедью о Господе Иисусе Христе и Его Евангелии. Он, как и все святые отцы, не только изучал Священное Писание, но жил им, дышал им. И, конечно, это не могло не отразиться в его многочисленных творениях, в числе которых одно из первых мест занимают «Беседы на Евангелие». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию двухтомное издание этих бесед, выпущенное в свет Издательствами Синопсис и Ника. ***

Святитель Николай Сербский, епископ Охридский и Жичский - богослов, философ, почетный доктор нескольких всемирно известных университетов - самая крупная фигура в сербской духовной литературе. «Святой Владыка Николай», - говорил о нем прп. Иустин (Попович), «тринадцатый апостол, пятый евангелист, величайший серб после святого Саввы». «Все, что есть у нас лучшего, возвышенного, чистого, святого, - всем этим мы обязаны святому сербскому апостолу, владыке Николаю». Богатейшее литературное и богословское наследие святителя насчитывает 15 объемистых томов. Написанные простым и доступным языком сочинения, отличаются разнообразием, силой и глубиной. В книге «Беседы на Евангелие», представленной в двух томах, содержатся воскресные, праздничные и великопостные проповеди угодника Божия, в которых он предлагает собственное толкование на евангельские чтения.

Кроме бесед, во второй книге представлено и краткое житие святителя Николая, к которому мы сейчас и обратимся. Святитель Николай (Велимирович) родился по новому стилю 5 января 1881 года в горном селении Лелич, неподалеку от сербского города Валево, в большой крестьянской семье. Был старшим из девятерых детей (один из братьев его погиб в 1914 году на войне, остальные дети умерли в раннем возрасте от болезней). Начальное образование будущий святитель получил в школе, находившейся при ближайшем монастыре. Затем окончил Белградскую семинарию, Бернский и Оксфордский университеты. Защитил две докторские диссертации (одну — на французском языке, другую — на английском). Принял монашеский постриг и поступил в Петроградскую духовную академию. Своими знаниями и даром блестящего проповедника так поразил преподавателей и священноначалие, что был премирован бесплатным проездным билетом для путешествия по России. И потому за время учебы сумел побывать во многих святых местах земли русской.

С 1919 года - он епископ Жичский, в 1920 - становится главой древней Охридской епархии, а спустя 14 лет - возвращается на Жичскую кафедру. В этот период им создаются замечательные богословские произведения: «Молитва на озере», «Омилии», «Охридский пролог» и многие другие. По словам иеромонаха Игнатия (Шестакова), «именно как епископ Охридский и Жичский владыка Николай развил во всей полноте свою деятельность по всем направлениям церковной жизни, не оставляя при этом и богословско-литературных трудов. Подобно святому Савве, святитель постепенно становился настоящей совестью своего народа, и Православная Сербия приняла владыку Николая как своего духовного вождя. К периоду епископства в Охриде и Жиче принадлежат и фундаментальные творения святителя. Можно сказать, - говорит отец Игнатий, - что епископ Николай был великим обновителем евангельской, литургической, подвижнической и монашеской жизни в традициях православного Предания».

В 1941 году Югославию оккупируют немецко-фашистские захватчики, и Гитлер, опасавшийся авторитета епископа Николая и его влияния на народные массы, приказывает арестовать владыку. Находясь в заточении, святитель не прекращает своей литературно-богословской деятельности, из-под его пера выходят все новые и новые книги. 15 сентября 1944 года епископа Николая отправляют в концентрационный лагерь смерти Дахау, откуда его 8 мая 1945 года освобождают союзники. Правда, власти коммунистической Югославии также боялись народного любимца, и не меньше, чем гитлеровцы, а потому путь на родину был для него закрыт. Последние годы жизни великий сербский святитель провел в Америке. Скончался он 18 марта 1956 года в русском монастыре в Пенсильвании и сразу стал почитаться православными сербами как святой. 12 мая 1991 года мощи владыки Николая были с почестями доставлены в его родное село Лелич, где они покоятся и доныне.

А его произведения по-прежнему питают евангельским словом душу верующего человека, - и не только сербского, а по всей земле. Если мы откроем книгу – «Беседы на Евангелие», то увидим, что не зря называют святителя Николая сербским Златоустом. И так как продолжается пасхальный период, прочту вам фрагмент пасхальной проповеди, а вернее его вводную часть. Ведь прежде чем приступить к толкованию того или иного евангельского текста, святитель Николай каждый раз предварял его маленьким, но очень проникновенным, актуальным и можно сказать, поэтическим, вступлением. Так и пасхальную беседу Владыка начинал так: «Продрогшие собираются вокруг огня; алчущие собираются вокруг трапезы; измученные долгою ночною тьмой радуются восходу солнца; изнуренные тягчайшею борьбой ликуют при неожиданной победе. О воскресший Господи, как Ты воскресением Своим для всех стал всем! О пребогатый Царю, как Ты одним Своим даром наполнил все пустые руки, воздетые к небу! Радуется небо, радуется и земля. Радуется небо, как радуется мать, питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются чада, принимающие пищу из рук своей матери».

«Победа Христова, - отмечает святитель, - есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего. Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей. Когда один царь земной одержит победу над другим царем, один из них радуется, а другой скорбит. Когда человек победит своего соседа, то под одною крышей – песня, а под другою – плач. Но нет на земле победной радости, что не отравлена злорадством: обычный победитель земной радуется сколько своему смеху, столько и слезам побежденного противника. Он и сам не замечает, как злоба наполовину разбавляет его радость. Когда Тамерлан победил султана Баязида, он посадил последнего в железную клетку и пред клеткою устроил празднество и пир. Вся его радость состояла в злорадстве; его злоба служила пищею его веселью. О братия, какою же краткою радостью бывает злорадство! О, какою ядовитою пищей веселью является злоба!» ... «И самая благородная человеческая победа, - говорит святитель, - подобна некоему солнцу, которое одною половиной испускало бы светлые, а другою – темные лучи. Только Христова победа – как солнце, изливающее светлые лучи на всех тех, кто стоит под ним. Только Христова победа исполняет все сердца человеческие полнотою радости. Только она – победа, в коей нет злорадства и злобы». Такими словами начинает свою беседу святитель Николай Сербский в день Светлого Христова Воскресения, назвав ее – «Евангелие о Победителе смерти».

А вот какими словами сербский Златоуст предварял беседу в Неделю четвертую по Пасхе, когда в храмах читается «Евангелие о чуде в Вифезде». «Блажен человек, переносящий все страдания в жизни сей с терпением и упованием на Бога! Один его день перевесит на весах небесных месяцы и годы безбожника, который или веселится без страданий, или страдает без терпения и упования на Бога. Блажен человек, в страданиях не ропщущий, но с терпением и упованием на Бога исследующий причины своих страданий! Где найдет страждущий причины своих страданий? Он найдет их или в себе самом, или в своих родителях, или в своих соседях – здесь страждущий найдет причины своих страданий. Царь Давид страдал из-за своего собственного греха; Ровоам – из-за греха своего отца, царя Соломона; а пророки страдали из-за грехов своих соседей»…

Как отмечает святитель, «Свойство человека разумного – причины своих страданий всегда сперва искать в себе самом, а свойство неразумного – всегда и везде жаловаться на других». «Блажен человек, - говорит он, - который пользуется своими страданиями, зная, что всякое страдание в сей кратковременной жизни попущено людям Человеколюбцем Богом для их же блага и пользы! По милости Своей Бог попускает людям страдать за грехи их, по милости, а не по правде. Ибо если судить по правде, то всякий грех влек бы за собою неизбежную смерть, как и апостол говорит: «а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Вместо смерти Бог посылает лекарство чрез страдания. Страдания являются Божиим методом лечения душ от греховной проказы и смерти». Эти и другие слова святителя, родились из его многолетнего священнического и жизненного опыта и обращены сегодня ко всем нам. Поэтому обратимся к его Евангельским беседам, представленным на страницах этой книги.

 

*** Святитель Николай Сербский, память которого совершается 18 марта, в день его кончины, и 3 мая, в день перенесения мощей из Америки в Сербию, является одним из самых почитаемых святых во всем православном мире. Как отмечалось в полном издании его творений, святитель Николай «напоминает нам старые, сегодня, к сожалению, многими позабытые истины, всем житием своим неуклонно свидетельствуя, что подлинная любовь к Господу и служе­ние Ему немыслимы без приобщения к богодарованным ценностям национальной жизни. Современники называли его проповеди «небоотверзающими» и говорили, что «со времен святого Саввы сербская земля не знала пастыря такой интеллектуальной и нравственной силы». Все духовные произведения святителя наполнены Евангельской проповедью и сама Святая Церковь прославляет его словами - «Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа». И доказательством тому являются книги святителя, в том числе и «Беседы на Евангелие».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать