У книжной полки. 3 февраля

3 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина.

 

10 февраля Святая Церковь чтит память преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского. Святой Исаак жил в Сирии в VII веке, когда монашество, к которому он принадлежал, существовало уже несколько веков. Сведений о его жизни до нас дошло немного, но как отмечает профессор Алексей Иванович Сидоров, «личность и миросозерцание прп. Исаака всегда были дороги русскому православному человеку, ибо на аскетических творениях его воспиталось не одно поколение наших соотечественников». Для тех, кто еще не знаком с этим духовным сокровищем, мы предлагаем книгу, в которой собраны «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина. Сборник душеполезных наставлений вышел в свет при содействии двух издательств - Лепта Книга и Родное слово. О нем – далее в нашей программе. ***

Итак, о жизни преподобного Исаака нам известно совсем мало, а именно то, что он вместе со своим братом поступил в монастырь Map Матфея, находящийся около Ниневии. Ученость и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и за такие заслуги им было предложено начальствование над монастырем и управление монахами. Однако, пре­подобный Исаак стремился к уединенному образу жизни, безмолвию и возможности совершать полноценное монашеское служение. Поэтому «по исполнении монашеского порядка», т. е. пройдя искус общежития, он удалился в отшельничес­кую келлию, находившуюся неподалеку от монастыря. И хотя брат в частых письмах к нему настаивал, чтобы он вернулся в монастырь, преподобный, любящий уединение, оставался непоколебимым в своем намерении.

Об этом святой Исаак писал так: «Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира. Удалением же называю не переселение из тела, но устранение от мирских дел. В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром. Сердце не может пребывать в тишине и быть без мечтаний, пока чувства чем-нибудь заняты; телесные страсти не приходят в бездействие и лукавые помыслы не оскудевают без пустыни. Пока душа не придет в упоение верою в Бога, приятием в себя силы ее ощущения, дотоле не уврачует немощи чувств, не возможет с силою попрать видимого вещества, которое служит преградою внутреннему, и не ощутит в себе разумного порождения свободы; и плод того и другого – спасение от сетей».

Так и сам прп. отец спасался от сетей лукавого вдали от мира, но вскоре слава о его учености и святости жизни распростра­нилась повсюду. И тогда он был возведен на епископский престол города Ниневии. Но не долго пребывал он в этом высоком сане. Увидев грубые нравы жите­лей города и чувствуя себя не в силах исправить их, прп. Исаак отказался от епископства. Так, например, сохранился рассказ о том, что вскоре после посвящения святого Исаака во епископы пришли к нему на суд двое тяжущихся. Один из них требовал от другого немедленной отдачи долга, другой же просил себе отсрочки. Святой Исаак стал уговаривать заимодавца подождать долг, согласиться на отсрочку, ибо Святое Евангелие учит, чтобы совсем не требовать того, что взято другим. Значит, тем более нужно подождать, пока должник не справится со своим долгом. Но заимодавец на это грубо заметил: «Ну, оставь ты это об Евангелии!» – «Если они и Евангелию не повинуются, то что пришел я сюда делать?» – с грустью сказал святой Исаак.

Видя такие нравы, а также испытывая тоску по тишине и миру отшельнической келлии, преподобный отец незамедлительно удалился в святую скитскую пустыню. Там он жил до самой смерти, достигнув высочайшего совершенства в богоугодной жизни. Как отмечают издатели, св. Исаак весьма прилежно изучал Священные книги, ведь он сам видел, «начало пути жизни» в том, чтоб «поучаться всегда умом в словесах Божиих». «Непрестанное изучение Писания, - говорил преподобный, - свет для души, потому что оно указывает душе полезные напоминания о том, чтобы осте­регаться страстей, пребывать в любви к Богу и в чистоте молитвы, и также начертывает пред нами мирный путь по следам святых».». Стоит отметить, что от усердного чтения и своего поста святой Исаак потерял зрение. Но, ослепнув, он не прекратил своих литературных занятий, а прибег к помощи писцов-монахов, коим и диктовал свои сочинения.

После праведной кончины преподобного Исаака Сирина, с начала 8 и до 18 века, в Европе о нем ничего не было известно, кроме имени и сочинений. Ученые строили догадки о его личности. Об этом автор вступительной статьи к изданию трудов прп. Исаака в 1911 году, профессор Московской Духовной Академии, Сергей Иванович Соболевский, отмечал: «Одни принимали его за одно лицо с Исааком, пресвитером Антиохийским, известным полемистом и стихотворцем 5 века. Другие ученые считали его за одно лицо с Исааком, спасавшимся в Италии около города Сполеты, о котором говорит св. Григорий Двоеслов в 3-й книге своих «Диалогов». Греческая же и славянская рукописи с сочинениями прп. Исаака сообщали, что он был епископом Ниневийским и отшельником».

Только в 1719 году появилось первое жизнеописание святого, составленное неизвестным автором и опубликованное в Риме. Не говоря точно о времени жизни и смерти преподобного, ни о месте его рождения и кончины, это жизнеописание освещало довольно много интересных сведений о его жизни. В конце XIX века – а именно в 1896 году - о преподобном появилась новая информация. Именно тогда вышло в свет творение одного сирийского историка 8 века, в котором, в том числе, были сведения и о жизни преподобного Исаака Сирина. Может быть, предполагал Соболевский, в недалеком будущем ученые, усердно занимающиеся изучением сирийской христианской литературы, найдут новую информацию о святом Исааке, потому что в Сирии той эпохи было написано довольно много аскетических сочинений. Ну а первое место среди них принадлежит, бесспорно, сочинениям святого Исаака.

По словам Сергея Ивановича, преподобный Исаак был, по-видимому, одним из плодовитейших писателей. Он был достаточно сведущ в знании Божественных тайн, о чем свидетельствуют его труды о духовной жизни монахов. Зрение духовных глубин, которого сподобился святой, всецелая устремленность к Богу, проникновение в Божественные тайны поставили пи­сания прп. Исаака в один ряд с творениями величайших бого­словов Вселенской Церкви. Поэтому среди православ­ных подвижников веры и благочестия они всегда пользовались и продол­жают пользоваться громадным уважением. Так, например, прп. Петр Дамаскин, писатель 12 в., обильно применяет в своих творениях писания св. Исаака Сирина и постоянно ссылается на него.

Прп. Никифор Уединенник, подвизавшийся в 14 в. на Афоне, в своем сочинении «О трезвении и хранении сердца» делает выдержку из творений прп. Исаака. Известный русский святой - преп. Нил Сорский в своем «Уставе о жительстве скитском» постоянно приводит мысли св. Исаа­ка по разным вопросам духовно-нравственной жизни. А епископ Феофан, Затворник Вышенский, даже составил молит­ву прп. Исааку Сирину. Вот она: «Преподобие отче Исаакие! Моли Бога о нас и молит­вою твоею озари ум наш разумети высокие созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемые возмо­жем свободно тещи путем заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас».

И сегодня сочинения святого Исаака, несмотря на то, что прошло более 13 веков, не теряют своей актуальности: они по-прежнему полны свежего инте­реса, замечательно оригинальны и глубоко поучительны. В частности, предлагаемые сегодня вашему вниманию «Слова подвижнические», затрагивают самые разные аспекты ду­ховной жизни человека. Будучи монахом, отшельником, преподобный по преимуще­ству писал для своих собратьев-монахов, давая полезные советы в их подвижниче­ском пути. Но эти советы полезны всякому христианину, независимо от того, выбрал он монашеский образ жизни или живет в миру. Впервые «Слова» были переведены с сирийского языка на греческий в конце 9 - начале 10 веков, и получили широкое распространение в восточно-христианском мире. Пер­вый славянский перевод принадлежал старцу Паисию Величковскому, затем он был издан с примечаниями к нему Оптиной Пустынью в 1854 году. Первый русский перевод сочинения появился в журнале «Христианское Чтение» в двадцатые годы прошлого столетия.

 

*** Святой Исаак Сирин, как говорил о нем профессор Сергей Иванович Соболевский, - это великий психолог и философ, удивительный знаток Св. Писания, Нового и Ветхого Завета и обширной аскетической литературы, греческой и, по всей вероятности, своей родной, сирской. Он - мудрый и опытный наставник, и руководитель в христианс­кой духовной жизни. Во все времена аскетические писания прп. Исаака Сирина, епископа Ниневийского, были излюбленным чтением не только монахов, но и мирян Православной Церкви. Ведь основная тема его духовных сочинений — конечная цель аскетических подвигов: молитвенное созерцание Бога и обожение человека, спасение души.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать