Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Николай Баринов. Все ли спасутся? К вопросу о вечных муках.
Каждого верующего человека волнует вопрос о спасении, причем не только своем личном, а также своих родителей, детей, друзей и может даже врагов. Ответ на этот вопрос люди искали во все времена, а святые отцы отвечали на него в своих сочинениях. Так, святитель Иоанн Златоуст говорил: «Всеми людьми исследуется вопрос: будет ли иметь конец огнь гееннский? Христос открыл нам, что этот огнь не имеет конца: огонь неугасимый и... червь не умирает (Мк. 9, 44)». А святитель Григорий Богослов пишет о том, что за гробом «настанет время наказания, а не очищения» и для грешников «отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца». «Не будем нерадивы здесь, возлюбленные мои, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - чтобы не раскаиваться бесконечные века, где не принесут нам пользы слезы и воздыхания, где нет покаяния». Как видим, эти и другие святые отцы ответили на вопрос о всеобщем спасении, но, тем не менее, он, как и прежде, занимает умы уже современных христиан. Ответить на него взялся протоиерей Николай Баринов в своей новой книге, выпущенной в свет Издательством Зёрна-Слово. Она называется – «Все ли спасутся? К вопросу о вечных муках».
Эта книга протоиерея Николая Баринова посвященная важной теме - апокатастасису, обсуждаемому сегодня учению о всеобщем спасении, имеет самую прямую практическую цель: предостеречь людей от принятия ереси о всеобщем спасении и, как следствие, от бесконечной погибели. Автор, основываясь на Священном Писании, святоотеческом наследии, Деяниях Вселенских Соборов, помогает читателю понять сложность и опасность этого учения. Данная работа является продолжением двух уже изданных книг: «Опровержение учения о всеобщем спасении на основании Священного Писания, трудов святых отцов и деяний Вселенских Соборов» и «Учение об апокатастасисе в трудах святителя Григория Нисского».
В указанных изданиях подробно разбираются тексты святых отцов и Священного Писания, в том числе и на греческом языке, поэтому они могут быть труднопонимаемы для читателей, не имеющих богословского образования. Таким образом, появилась необходимость сделать более простой вариант книги по этой теме для более широкого круга людей, интересующихся данным вопросом. Задача автора состоит в том, чтобы ответить на вопрос: существуют ли в Священном Писании высказывания, несомненно и однозначно говорящие о бесконечности мучений грешников в аду, а также, существуют ли несомненные и однозначные противоположные высказывания? Кроме того, необходимо удостовериться, правомерно ли применение слова ересь к учению о прекращении адских мук и спасении всех. Для этого в книге приведены касающиеся этого вопроса цитаты из Священного Писания, творений святых отцов и постановлений Соборов и показано, связаны ли они с идеей Оригена о предсуществовании душ.
В книге также рассмотрены основные аргументы защитников учения о всеобщем прекращении адских мучений и окончательном спасении всех. Доводы эти рассмотрены сами по себе, практически без ссылок на их авторов, поскольку цель данной работы - не причинить кому-нибудь вред или нанести оскорбление, а дать возможность разобраться, прийти к истине, понять пагубность этих заблуждений и покаяться. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «...псалом сегодня выводит нас на ратоборство с еретиками не для того, чтобы свалить их стоящих, но чтобы восставить лежащих; такова именно наша война: не из живых она делает мертвых, но из мертвых приготовляет живых, изобилуя кротостью и великим смирением, гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, человека не отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе (заблуждающегося)».
Приступая к объяснению вопроса, автор отмечает: «В наше время появилось много книг «душевных», пропитанных «мудростью мира сего», как пишет об этом игумен Никон (Воробьёв): «...духовных книг почти нет. Только Священное Писание и творения святых отцов духовны. На них-то и можно понять опытно, что значит «духовный». Сравни писания Игнатия (Брянчанинова) и каких-либо профессоров богословия. Какая резкая разница!» Игумен Никон подкрепляет свои слова Священным Писанием: Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа (Иуд. 1, 19), - и еще он пишет о мудрости таких людей: Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3, 15)'. Конечно, нельзя говорить так обо всех профессорах богословия, среди которых есть действительно хорошие православные богословы, тем не менее, нельзя сказать, что слова игумена Никона (Воробьёва) в наше время не актуальны.
Именно некоторыми современными богословами и стало, по словам автора, в настоящее время снова распространяться учение о всеобщем спасении, которое говорит о том, что мучения всех грешников в аду некогда закончатся, все будут помилованы Богом и спасены, даже диавол, и все войдут в вечную жизнь, в Царство Небесное. Впервые достаточно большую известность это учение подучило благодаря Оригену, жившему в III в. Он был умнейшим и талантливейшим человеком, но свои таланты обратил во вред Церкви, исказив ее учение. В воззрениях Оригена христианские идеи совместились с платоновско-гностическими, которые несовместимы с христианством. Вот некоторые из его заблуждений: о предсуществовании душ, о шарообразности тел небесных жителей, о вечном творении мира, о том, что небесные светила являются разумными существами, учение о спасении всех, или «восстановлении всех» (апокатастасисе).
Ориген считал, - пишет автор, - что благость Божия несравнима со злом и пороком всякой твари. Бог неотвратимо станет «всем во всём», и спасение и восстановление всех созданных существ неотвратимо последует в конце времен. В настоящее время появились попытки оправдать Оригена тем соображением, что он высказывал только надежду на спасение всех, а она не постыжает (Рим. 5, 3), но, как считает известный патролог А. И. Сидоров: «...здесь имеется либо фатальное непонимание религии Христовой, либо элементарная прелесть заблуждающегося ума». Он пишет, что не только утверждение Оригена о спасении всех, но даже надежда на это «...в корне несовместима как с Священным Писанием (в том числе со словами Самого Господа), так и с церковным Преданием... даже предположение о восстановлении всех является потрясением фундаментальных основ христианства, а вследствие этого - одной из архиересей в нем».
Однако, есть ли в Священном Писании места, однозначно и определенно говорящие о спасении всех? Отвечая на этот вопрос автор пишет: «На первый взгляд, действительно, такие места существуют. Например: ...ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется... Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать (Рим. 11,25-32). Но вот что, отмечает автор, пишет святитель Феофан Затворник: «"Весь Израиль, вместо: большая часть, - отвратится от грехов и обратится ко Господу". Как во время проповеди Апостольской говорили: весь Израиль не верует, разумея большинство, массу; так в последнее время будут говорить: весь Израиль спасся, обратясь к истинной вере, тоже по причине большинства уверовавших».
«Спасаемые, по словам святителя, - всегда суть избранные, из язычников ли то или из иудеев, а не все из того или другого рода людей. Весь Израиль, - может быть, и означает у Апостола всех верующих, кто бы они ни были; потому что собственно они-то и суть Израиль. Блаженный Феодорит так и полагает: "всем Израилем называет Апостол верующих, будут ли то иудеи, имеющие естественное сродство с Израилем, или язычники, присоединяемые к Израилю сродством веры"». То есть, - заключает автор, - спасутся не все, а избранные уверовавшие. Чтобы удостовериться, что это не просто частные мнения отдельных святых отцов, которые к тому же кому-то еще могут показаться противоречащими Новому Завету, нужно рассмотреть применение слов весь и все в Священном Писании. Это и делает автор далее на страницах этой книги.
*** Завершая свою работу, автор делает вывод, что «ни в Священном Писании, ни у святых отцов нет никаких однозначных и достоверных утверждений об окончании мучения всех грешников и диавола и их всеобщем помиловании. Наоборот, и у святых отцов, и в Священном Писании существует множество четких и недвусмысленных утверждений о бесконечности мучения грешников. Также бесконечность мучений грешников однозначно и непогрешимо подтверждена постановлениями Соборов, произнесших анафемы на мыслящих противное. Поэтому, говорит отец Николай, вместо убаюкивания себя обольстительными сказками о всеобщем спасении, которые могут привести в бесконечную муку, нужно в этой короткой временной жизни все силы приложить для следования узким и трудным путем и тесными вратами (Мф. 7, 14), чтобы наследовать бесконечную блаженную жизнь, которую обещал Господь любящим Его.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!